Сергей Домнин, "Эксперт Казахстан", 20 июня
Полмесяца назад признано банкротом одно из законсервированных предприятий казахстанской химиндустрии – костанайское ТОО "Казхимволокно". Компания задолжала кредиторам (в числе которых "Жилстройсбербанк Казахстана" и ФРП "DAMU") около 1,8 млрд тенге. До этого на грани банкротства из-за успешного узбекского демпинга находился производитель азотных удобрений ТОО "КазАзот". Вместе с тем в отрасли есть несколько действующих компаний, успешно привлекающих инвестиции, наращивающих мощности как для наполнения внутреннего рынка, так и для экспорта. Их поддерживает государство и кредитуют местные банки. Пока первоочередная задача казахстанских химиков – отыграть позиции внутри страны и наполнить рынок элементарными продуктами.
Для внутреннего потребления На сегодняшний день в химической промышленности действуют чуть более 200 предприятий, на которых работает не более 15 тыс. человек. Как видно, эти компании в основном входят в сегмент среднего бизнеса – наиболее активного проводника индустриальных инноваций. В 2005 году химпром в РК был на грани коллапса: устаревшие неэкологичные технологии начали запрещать, а сама отрасль стремительно теряла рентабельность (в тот год была зафиксирована убыточность – 7%). Но самые большие убытки химпром понес в кризисном 2009 году (прибыль – 1,6 млрд тенге; убыточность – 5,3%). Производство основных видов продукции не отличалось стабильностью, резкие спады чередовались с недолгими периодами укрепления. В минувшем году была принята отраслевая программа развития на 2010–2014 годы (в рамках госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития), выглядящая лишь на первый взгляд инновационно. Согласно показателям этой программы химикам предстоит увеличить валовое производство в 2 раза за счет увеличения объемов производства фосфорных и азотных удобрений, а также наладки производства калийных. Линейка отрасли должна пополниться шестью новыми видами продукции: каустической содой (к 2014 году – до 33 тыс. тонн), хлором (до 10 тыс.), соляной кислотой (до 47 тыс.), гипохлоритом натрия (до 10 тыс.), аммонитом (до 15 тыс.), а также биопрепаратами и гуматами (до 0,6 тыс.). Отметим, что большинство этих продуктов РК сегодня импортирует, а по тем, которые производит, имеет отрицательное сальдо. Задача пятилетки – сократить дефицит (по каустической соде, например, со 100% до 70%), а по некоторым позициям вернуть отечественный рынок и выйти на экспорт (например, по гипохлориту натрия, соляной кислоте). Похожая программа существует и в отношении смежной фармацевтической отрасли: за 4 года планируется довести долю казахстанской продукции на рынке до 50%. Вице-премьер и министр индустрии и новых технологий (именно в недрах МИНТ разрабатываются отраслевые промышленные программы) Асет Исекешев сформулировал задачу новой индустриализации, как создание первых переделов в отраслях, где Казахстан располагает природными ресурсами и имеет экспортный потенциал. Однако химпром, пока имеющий в структуре валового промышленного производства около 1% (в ВВП около 0,7%), не претендует на роль локомотива промышленного роста, но занимает позицию отрасли, обслуживающей крупный бизнес и прямо влияющей на его результаты. Поэтому казахстанские гиганты предпочитают иметь химические предприятия в своей структуре. Например, в НАК "Казатомпром" подсчитали, что для запланированного повышения добычи урана к 2015 году потребуется увеличить производство серной кислоты (основной компонент для добычи урана методом подземного скважинного выщелачивания) в 4 раза по сравнению с 2006 годом. Пока "Казатомпром" пользуется серной кислотой других гигантов – "Казахмыса" и "Казцинка", но сейчас запускает собственный завод. Такое же решение принял крупнейший в РК производитель фосфорных удобрений – ТОО "Казфосфат". Подобная ситуация и с другими ключевыми продуктами, отмеченными в отраслевой программе химиков. Фармацевты не имеют такой связи с промышленниками, но ориентируются на госзаказ, стимулирующий вытеснение дорогостоящей импортной продукции. По-видимому, именно восполнением внутренних потребностей промышленности РК и продиктовано выбранное правительством направление развития двух родственных отраслей.
Оптимизм лидеров Чтобы взвешенно отразить позицию непосредственно бизнеса, "ЭК" опросил несколько казахстанских химкомпаний. Это наиболее крупные и активные из них – таразский "Казфосфат" (работает на довольно крепком и традиционном для РК рынке сельхозудобрений), павлодарское АО "Каустик" (в структуре ЦАТЭК; возрождающийся сегмент неорганической химии) и шымкентское АО "Химфарм" (специализируются на фармацевтическом рынке). Лидеры отраслей последние несколько лет уверенно растут (за исключением "Каустика", где производство началось лишь в текущем году). По словам гендиректора "Химфарма" Рустама Байгарина, в денежном выражении производство вот уже 5 лет в среднем прирастает на 30% ежегодно. "На сегодняшний день АО "Химфарм" занимает более 5% всего фармацевтического рынка Казахстана в денежном выражении и более 20% в объеме продаваемых лекарственных средств", – говорит он. Гендиректор "Казфосфата" Мукаш Искендиров также отмечает 77-процентный рост производства (с 18 млрд тенге в 2006 году до 31 млрд в 2010 году). Причиной такого роста этих компаний является не только увеличение физических объемов продукции, но и постоянное расширение продуктовой линейки. Например, "Химфарм" с учетом действующих мощностей ежегодно выводит на рынок 15–20 новых препаратов. С 2007 года было зарегистрировано 65 позиций, в ближайшую пятилетку компания планирует наработать и зарегистрировать 185 позиций. "Вместе с тем мы оптимизируем свой продуктовый портфель путем исключения из него продукции низшего ценового сегмента. На место старых и устаревших препаратов приходят современные и востребованные рынком бренды", – рассказывает г-н Байгарин. "Мы предлагаем улучшенное качество фосфора, триполифосфата натрия, пищевой ортофосфорной кислоты. Кроме того, мы разработали и начинаем производство новых продуктов – сульфоаммофос, кормовые фосфаты", – отмечает г-н Искендиров. Все три компании ориентированы на экспорт, однако учитывая особенность сегмента, где они представлены, доля экспорта у них разнится. Так, "Казфосфат" в минувшем году отгрузил за рубеж 90% фосфорных удобрений, но также занял 98% внутреннего рынка этого продукта. Также внутри РК компания реализует доломиты, известняки, шлаки и другую продукцию. "Химфарм", выступающий на более конкурентном фармацевтическом рынке, имеет (в зависимости от наименования) 30–70% рынка. В прошлом году компания экспортировала лишь 7%, но к 2013 году планирует довести экспорт до 15%. "Наша продукция (NaOH, HCl, Cl, NaOCl) широко применяется в нефтянке, металлургии, в работе водоканализационных комплексов страны, – рассказывает председатель правления АО "Каустик" Ерлан Орымбеков. – Эта продукция сейчас в республике не производится, спрос на нее из года в год динамично растет". Спрос подтвердили такие гиганты отечественной индустрии, как "Казатомпром", АО "Алюминий Казахстана", АО "Арселор Миттал Темиртау", ТОО "Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат", ТОО "Тенгизшевройл" и другие. "В РК нет хлор-щелочных производств, соответственно, нет и конкурентов", – отмечает г-н Орымбеков. Конечными потребителями "Казфосфата" являются производители кислот и солей фосфора, инсектицидов, пестицидов, средств защиты растений, а также аграрии, покупающие удобрения. "География экспорта нашей готовой продукции обширна – практически все страны ЕС и СНГ, Китай, Турция, Иран. В настоящее время мы ведем переговоры о поставках на новые для нас рынки – в Японию, Индию, США", – говорит гендиректор "Казфосфата". Потребители "Химфарма" – целая цепочка из оптовых фирм, розничных точек и конечных потребителей. "По итогам работы 2010 года компания активно экспортирует продукцию в такие страны, как Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан, Грузия, Россия, Украина, Армения. До прошлого года компания экспортировала лекарственные субстанции и в страны дальнего зарубежья – Англию и Голландию", – поясняет г-н Байгарин. Новые направления экспорта – Туркменистан и Беларусь. Национальное агентство по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST, по словам директора департамента продвижения экспорта этого агентства Аскара Арынова, в минувшем году возместило затраты на экспортное продвижение для 10 химкомпаний общей стоимостью в 26 млн тенге. Рынки, на которые отечественные химкомпании продвигал KAZNEX INVEST – постсоветские страны, а также Китай, Индия и Иран. Так, астанинское ТОО "Kazakhstan Rubber Recycling", производящее девулканизированную резину, заключила сразу три контракта на поставку продукции в Россию. Наиболее жесткую конкуренцию на внутреннем и внешнем рынках встречают фармацевты. "Основными конкурентами по старой номенклатуре выпускаемых "Химфармом" товаров являются фармацевтические заводы Индии, Китая, Прибалтики, Украины, России, Белоруссии и Казахстана. Новая номенклатура АО "Химфарм" ориентирована на динамично растущий средний ценовой сегмент и основными конкурентами в нем являются производители Восточной Европы и дженериковых компаний Западной Европы. Данный ценовой сегмент является приоритетным для "Химфарма" ввиду динамичного роста", – рассказывает г-н Байгарин. У "Казфосфата" в каждом регионе сбыта есть конкуренты – производители фосфоросодержащей продукции. Сейчас идет сбор данных о конкурентах в ЕС, России и Северной Африке.
Изыскание внутренних резервов Одной из главных проблем отечественных химкомпаний является дефицит компонентов. Например, "Казфосфату" не хватает тех объемов кокса, который могут предложить производители в РК, поэтому компания закупает китайский кокс (свыше 60% общего объема потребления "Казфосфата"). Схожая ситуация с аммиаком, который наши химики импортируют из Узбекистана, емкость рынка которого сокращается в период роста потребления минеральных удобрений в этой стране. В результате "Казфосфат" вынужден снижать производство. Полностью импортируется кальцинированная сода. И тут таразские химики надеются на павлодарский "Каустик" (сырьевые запасы этого предприятия – 50 млн тонн), с которым в данный момент ведутся переговоры: "Казфосфат" стремится согласовать максимально возможные объемы поставок. Серной кислотой компания насыщается по остаточному принципу (после "Казатомпрома"), а импорт этого компонента из России оказывается дороже, чем цены, которые выставляют казахстанские производители. "Химфарм" закупает субстанции и вспомогательные материалы в дальнем зарубежье, так как их выпуск нигде на постсоветском пространстве пока не налажен. "Сейчас проблем в закупке сырья для производства фармпродукции в основном не возникает, исключая определенные виды сырья, где есть критерии сезонности и специфика производства", – признается гендиректор компании. Заново строящийся "Каустик" и расширяющийся "Казфосфат" прокредитовали банки: в первом случае – на 90 млн долларов АО "Банк развития Казахстана" (БРК), во втором – на 50 млн долларов ДО АО "HSBC Банк Казахстан" и АО "АТФБанк". Все три компании отмечают, что испытывают острый дефицит квалифицированных кадров (инженеров-технологов, менеджеров, знающих тонкости производства). Несколько иная ситуация в отношении "синих воротничков". "Что касается технологов, аппаратчиков, другого производственного персонала, то по ним дефицита нет, – объясняет г-н Байгарин. – Серийное фармпроизводство в основном не требует уникальной квалификации, и казахстанская образовательная база в настоящий момент вполне обеспечивает нас трудовыми ресурсами в необходимых объемах". У "Казфосфата" дефицит есть и в рабочих. В компании это связывают с расширением мощностей в ближайшие годы. Вообще компания подчеркнуто внимательна к обучению персонала и подготовке технических кадров: с 2008 года в Таразе действует корпоративный учебно-методический центр, а обучение по интересующим "Казфосфат" специальностям в вузах предприятие оплачивает за свой счет. Похожий учебно-производственный комплекс планируют создать и павлодарские химики. "На сегодняшний день "Каустик" вкладывает немалые деньги в обучение персонала, в том числе и за рубежом, в учебных центрах аналогичных предприятий", – говорит г-н Орымбеков, сообщая, что предприятие сотрудничает в обмене опытом с узбекским ОАО "Навоиазот", где такую же группу продуктов получают также мембранным способом.
Штурвал на себя Участники рынка во всех трех сегментах в общем довольны государственной политикой в химической промышленности. "На сегодня проработана система комплексных мер по поддержке отечественного фармпроизводителя: создание бесконкурентной среды при проведении государственных тендеров, заключение семилетних контрактов на поставку по госпрограммам продукции, произведенной на новых площадках, – рассказывает г-н Байгарин. – Это компенсация затрат, связанных с продвижением продукции на внешних рынках (например расходов по регистрации продукции, открытию зарубежных представительств и т.п.), это возможности, получаемые с созданием Таможенного союза (взаимное признание регистрации, десятикратное увеличение рынка и т.д.)". Однако есть моменты, которые бизнес не устраивают. Например, "Казфосфат", остро зависящий от железнодорожных поставок, предлагает обязать НК "КТЖ" увеличить вагонный парк в обмен на рост тарифов. "В минувшем году тарифы на перевозку выросли на 15%, на подачу-уборку вагонов – на 51%. Вместе с тем железнодорожники не могут обеспечить потребности компании в подвижном составе, – говорит г-н Искендиров. – Только в январе этого года из-за дефицита хоппер-вагонов и цементовозов мы не смогли выполнить план продаж по фосмуке на экспорт в количестве 50 тыс. тонн, также из-за дефицита полувагонов не выполнили план продаж по гранулированному шлаку в объеме 25 тыс.тонн". Также "Казфосфат" предлагает отработать механизм субсидирования сельхозпроизводителей для покупки удобрений, чтобы эти средства не уходили на покупку иностранной продукции. При этом инвестпривлекательность сегмента химудобрений остается стабильно высокой. И дело не только в глобальных проблемах – маячащем пищевом кризисе – но и в истощении фосфоритовых руд на месторождениях в Китае и России. "Это делает месторождения Каратау-Жанатасского фосфоритного бассейна весьма привлекательными", – заключает г-н Искендиров. Дополнительный интерес инвесторов, по его мнению, вызовет возврат к практике инвестиционных налоговых преференций. За налоговые льготы ратует и г-н Байгарин, добавляя к этому "развитие фармацевтических кластеров в рамках свободных экономических зон с наличием благоприятных климатических и инфраструктурных условий, позволяющих уменьшить первоначальные инвестиции и эксплуатационные расходы инвесторов".
По накатанному Отметим, что основную задачу предстоящих пяти лет – сокращение общего объема и линейки импорта – казахстанские химики решают, прибегая к импортным технологиям. Например, на "Каустике" технология и оборудование итало-германской Uhdenora S.P.A., входящей в концерн ThyssenKrupp AG. Основной продукт тот же, что и раньше – каустическая сода (NaOH). Только нынче используется экологически безопасный мембранный метод (ранее использовался вредный ртутный метод). Оценивая перспективы рынка в целом, сегмент неорганической химии, выпускающей компоненты для промышленных производств, будет расти ровно теми темпами, что и сами эти производства. На внутреннее конкурентное поле, скорее всего, не войдут новые иностранные игроки, а мощности игроков действующих вряд ли позволят говорить о жесткой конкуренции – еще далеко до насыщения спроса. Фармацевтов ожидает пятилетка конкурентного затишья и роста мощностей, расширения линейки продукции: государство всемерно стимулирует эти процессы. Однако в таких условиях рынок уже не может стимулировать повышение качества продукции – эту задачу будут решать госорганы, ужесточая требования. Агрохимии, вероятнее всего, предстоит уверенный рост, так как казахстанский агропром входит в фазу активной интенсификации производства. Впрочем, это является мировой тенденцией для всех развивающихся стран. |