Сергей Домнин, "Эксперт Казахстан", 27 июня
Правительство Казахстана в очередной раз добилось своего, требуя у иностранных инвесторов поделиться долями в наиболее прибыльных проектах по разработке отечественных нефтегазовых месторождений. На этот раз в обмен на снятие налоговых претензий и угроз Министерства нефти и газа (МНГ) РК заморозить развитие проекта, участники консорциума Karachaganak Petroleum Operating (KPO) согласились поступиться 10%. Причем половиной бесплатно. Совместное официальное заявление о сделке пока не прозвучало, но осведомленные источники, близкие к МНГ и KPO, подтверждают, что стороны договорились и подпишут соответствующий меморандум в ближайшее время.
Усердие все превозмогает Переговоры о расширении доли казахстанской стороны (через АО "НК "КазМунайГаз" – КМГ) в проекте разработки Карачаганака начались в конце 2009 года, после того как нефтяники начали оспаривать решение правительства взимать экспортную пошлину на нефть. Казахстанская сторона хотела повысить доходность от месторождения, стремясь контролировать его не только посредством МНГ, но и получив пакет через КМГ. С тех пор на KPO сыпались налоговые претензии, не давали покоя нефтяникам и экологи. Переговоры МНГ и консорциума шли на фоне противоречивых официальных заявлений властей РК о том, что долю в KPO они обязательно получат до конца 2011 года, но контракты с иностранными инвесторами (в форме Соглашения о разделе продукции – СРП) пересматриваться не будут. Напомним, что в отношении Карачаганака действует ОСРП, подписанное в 1997 году. "Месторождение является достаточно сложным в геологическом плане, добыча потребовала не только применения передовых мировых технологий, но и разработки новых, ориентированных именно на этот проект. Естественно, таких технологий у Казахстана нет", – оценивает аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Олжас Байдильдинов. Чем дольше затягивались переговоры, тем во все более решительном тоне звучали заявления казахстанской стороны. В конце мая глава МНГ Сауат Мынбаев пригрозил, что власти заморозят развитие Карачаганака, если не договорятся с акционерами об условиях третьей фазы проекта (повышение добычи). "Возможно, что на консорциум продолжается давление из-за слабых показателей по казахстанскому содержанию, – считает г-н Байдильдинов. – В отчете KPO по устойчивому развитию указывается, что казахстанское содержание по итогам 2010 года составило лишь 17%, в планах на 2011 год – увеличить этот показатель до 20%". По данным Energo-news.ru, в начале этого июня КМГ направила КРО предложение о покупке 10%-ной доли, и теперь полуторагодичные переговоры, похоже, завершились в пользу Казахстана. 16 июня российский портал Oilru.com со ссылкой на пресс-службу МНГ РК сообщил: "Казахстан достиг предварительного соглашения о приобретении республикой десятипроцентной доли в проекте разработки месторождения Карачаганак". До Карачаганака правительство РК в итоге похожей ситуации получило долю в Кумколе и расширило присутствие в Кашагане. Но уровень добычи на Кумколе сравнительно невысок – чуть более 6 млн тонн нефти в год, а масштабная промышленная добыча на Кашагане (до 50 млн тонн в год) начнется, как хочется верить, в конце 2012 года. Карачаганак же на сегодня стабильно дает 18% добываемой в РК нефти и 49% природного газа.
Облегченная доля "Они все дали согласие на 10%-ное участие Республики Казахстан: 5% – бесплатно, оставшиеся 5% – по рыночной цене", – сообщил одному из информагентств 16 июня источник, осведомленный о ходе переговоров, отметив, что рыночную цену стороны определят путем переговоров. "Принципиальное соглашение было достигнуто какое-то время назад. Подписание может состояться в ближайшее время", – подчеркнул он. Данную информацию подтвердили и источники, близкие к KPO. "Наиболее вероятный сценарий состоит в том, что часть средств будет выплачена акционерам (или часть инвестиционной программы будет профинансирована казахстанской стороной), а часть будет "выплачена" в виде отмены различных штрафов и исков", – подтверждает г-н Байдильдинов. С ним соглашается аналитик Института политических решений Сергей Смирнов: "Бесплатная" доля будет покрыта за счет отказа от налоговых и финансовых претензий к компании. "Как известно, после возникновения конфликта правительства с КРО власти страны доначислили компании налогов на 1,3 миллиарда долларов. А для покупки второй части пакета, скорее всего, будут использованы заемные средства", – говорит он. Ведущий аналитик российского УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов полагает, что средства на сделку, вероятнее всего, будут привлечены из республиканского бюджета или взяты у госкомпаний и фондов с последующей передачей им этого пакета акций Карачаганака. Стоимость "платных" 5% ими оценивается в 0,8–1 млрд долларов. Г-н Байдильдинов не исключает, что деньги могут быть выделены и из Национального фонда, тем более что цель действительно важная, государственного масштаба. "Возможно, что опять сделка будет профинансирована за счет кредитов КНР в той или иной форме. Думаю, справедливая стоимость этого пакета составляет около 2,5–3 миллиарда долларов. Все эти штрафы и иски Казахстана как раз и нацелены на то, чтобы снизить фактическую сумму сделки, если она все-таки состоится", – считает аналитик. Он также полагает, что инвесторы выдвинут и свои встречные условия. "Думаю, они будут касаться отмены всех претензий, а также гарантий того, что Казахстан больше не будет требовать увеличения своей доли. Так, уступив долю, акционеры до 2038 года "законсервируют" неприкосновенность проекта. Дальше Казахстан уже не сможет ничего изменить", – размышляет г-н Байдильдинов.
Щедрые – в очередь "Кто именно из инвесторов поделится своей долей с Казахстаном, пока не ясно. К примеру, ЛУКОЙЛ ранее заявлял о нежелании делить свою и так небольшую долю. Однако, возможно, все компании, входящие в консорциум КРО, снизят свои доли пропорционально участию", – говорит г-н Смирнов. Тогда Eni и BG Group передадут Казахстану по 3,25% акций КРО, и их доли снизятся до 29,25%, Chevron передаст 2%, сократив свою долю до 18%, ЛУКОЙЛ отдаст 1,5%, и его доля составит 13,5%. Г-н Баранов считает равновозможными и те варианты, когда 10% поступится один акционер или это количество акций отдадут 2 или 3 акционера. Эксперты сходятся во мнении, что делить полученную долю казахстанцы ни с кем не будут. В этой связи приход в KPO китайских инвесторов – наиболее активных на нефтяном рынке РК в последние годы – маловероятен. Г-н Смирнов считает его возможным, но опосредованно, если вхождение в KPO будет осуществлено через РД КМГ, 11% которой владеет китайский госфонд China Investment Corp. "Во-первых, неясно, кто ему может продать акции проекта: власти республики точно этого не сделают, а участники KPO могут быть связаны соглашениями внутри консорциума о том, что если кто-то выходит из него, то он продает свой пакет акций остающимся участникам, – размышляет г-н Баранов. – Во-вторых, не факт, что китайским нефтяникам интересен данный проект. И, в-третьих, не надо забывать о том, что с консорциумом было заключено ОСРП и по его условиям консорциум управляет проектом до 2038 года, то есть вряд ли какие-либо новые участники могут в нем появиться. Даже вхождение республики в проект – это уже отчасти нарушение ранее достигнутых договоренностей". Однако особое беспокойство за инвестпривлекательность отрасли правительство РК, похоже, не испытывает. Все наиболее крупные месторождения уже осваиваются, поэтому прихода новых иностранных инвесторов в отрасль ожидать не стоит, тем более что мировые лидеры уже и так сидят в NCOC и KPO. "Добывая" себе долю или увеличивая ее в больших проектах, Казахстан просто повышает доходность от них. Поэтому угрозы национализации отрасли нет, да и подобные конфликты вряд ли повторятся. "КРО был последним крупным проектом, в котором Казахстан не имел своей доли участия", – констатирует г-н Смирнов. |