Управление сводного анализа и информационного сопровождения Агентства, 23 июня
В ходе заседания были рассмотрены итоги расследований нарушений антимонопольного законодательства, ходатайства на экономическую концентрацию и другие вопросы. На заседании были рассмотрены итоги расследований нарушений антимонопольного законодательства. Подтверждены факты злоупотреблений доминирующим положением в действиях АО "Аэропорт "Коркыт Ата" и ТОО "Ново-Альджанский мелькомбинат", в отношении которых Правлением Агентства приняты решения о вынесении предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Факт злоупотребления АО "Аэропорт "Коркыт Ата" доминирующим положением заключался в применении разных условий к равнозначным соглашениям без объективно оправданных на то причин по предоставлению услуг регулярных и нерегулярных воздушных перевозок, а также услуг предоставления в аренду помещений аэропорта (пп.2) ст.13 ЗРК "О конкуренции"). В ходе расследования Аэропорт сообщил о готовности привести все свои договора в соответствие с антимонопольным законодательством. ТОО "Ново-Альджанский мелькомбинат", также являясь доминантом на рынке реализации муки, применяло различные цены, а также различные условия в договорах поставок товар (доставка, срок оплаты за поставленную продукцию, штрафные санкции за продукцию). Правление, изучив материалы расследований в отношении государственных органов (управления архитектуры и градостроительства Северо-Казахстанской, Костанайской областей, Рудненский городской отдел внутренней политики, Министерство транспорта и коммуникаций), которые подтвердили факты нарушений антимонопольного законодательства (ст.33 ЗРК "О конкуренции"), приняло решение о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц госорганов (по части 1 статьи 147-4 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях"), в отношении Министерства – о вынесении предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Материалы расследований доказывают нарушения антимонопольного законодательства управлениями архитектуры и градостроительства Северо-Казахстанской и Костанайской областям. Данные действия были квалифицированы как необоснованное препятствование осуществлению деятельности субъектам рынка, в результате которых ущемлены законные права потребителей и ограничена конкуренция. Данные управления, являясь уполномоченными органами по выдаче разрешений на размещение объектов наружной (визуальной) рекламы, нарушая законодательство РК (Закон о рекламе, постановление Правительства Республики Казахстан от 07.02.2008 г. № 121 "Об утверждении Правил размещения объектов наружной (визуальной) рекламы в населенных пунктах"), выдавали такие разрешения с нарушением срока их действия (т.е. менее одного года, установленного действующим законодательством). В ходе проведения расследования также выявлены факты затягиваний сроков рассмотрения заявлений лиц, подавших на получение разрешений. Подтвердились факты отказа в выдаче разрешений, продления сроков разрешений, а также выявлены факты необоснованных требований к пакету предоставляемых документов на получение разрешений. Данные действия были квалифицированы как необоснованное препятствование осуществлению деятельности субъектам рынка, в результате которых ущемлены законные права потребителей и ограничена конкуренция. Во время проведенного расследования в отношении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (далее – Министерство) по фактам взимания комиссионных сборов за предварительную продажу железнодорожных билетов в размере 44 тенге было установлено, что правовых оснований для взимания с потребителей данного сбора не имелось (первоначальный правоустанавливающий нормативный правовой акт, который регламентировал данные сборы, утратил силу в 2007 году). В связи с чем, в ходе проведенного Агентством расследования данный приказ был поставлен Министерством на утрату (7 июня 2011 года). С учетом этого обстоятельства, Правлением было принято решение ограничиться вынесением в отношении Министерства предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства. На заседании также были рассмотрены ходатайства на экономическую концентрацию, поступившие от АО "АК "Алтыналмас", Компании "Elbit Systems Land and C 41 Ltd." (Израиль), Компании "Natal Holding B.V.", Компании "CMP Engineering B.V.", ТОО "НУР-Медиа", ТОО "International Business Center", ТОО "Холдинговая компания "Mercury", Курманова Ж.Е., Компании New Sunrise Development Company Limited, ТОО "ТехноЦентр ЛТД", "Sunlight Newco 2 Limited", ТОО "Жаркын дала 2005", Физического лица Жунисова С.Т., Компании "Palaeonton B.V.", ТОО "Sinooil", АО "Продкорпорация". При этом, не все ходатайства получили одобрение Правления. Так, при рассмотрении обращения Компании "Elbit Systems Land and C 41 Ltd." (далее – Компания), претендующей на получение в доверительное управление 100 % акций АО "Семей Инжиниринг" (далее – Общество), находящихся в настоящее время у АО "НК "Казахстан Инжиниринг", было выявлено, что в перечне наиболее важных вопросов, которые должны приниматься только с письменного согласия Компании, отсутствуют ограничения в части совершения доверительным управляющим крупных сделок, хотя ЗРК "Об акционерных обществах" предусматривается необходимость контроля за их совершением. В связи с чем, возникла необходимость получения позиций министерств обороны, индустрии и новых технологий. ТОО "Sinooil" было предоставлено согласие на приобретение автозаправочных станций только в тех областях, где сделка не приведет к установлению доминирующего положения (при условии недопущения ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением). При этом, в связи с отсутствием расчетов, подтверждающих, что положительный эффект от приобретения АЗС превысит негативные последствия от усиления доминирующего положения на товарном рынке, Правлением было принято решение о дополнительном изучении данного вопроса в отдельных регионах. Также на заседании были приняты решения о внесений изменений и дополнений в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение (включение/исключение некоторых субъектов рынка, изменений их наименований и долей доминирования и др.). |