Елена Ульянкина, "Новый вестник", 20 июля
Бензин на карагандинских заправках дорожает почти каждую неделю. И это несмотря на то, что правительство установило предельные розничные цены на горюче-смазочные материалы. Однако этим проблему не решить, говорят владельцы заправок. Ведь потолок есть только для розничных цен. А оптовики тем временем беспрепятственно продолжают поднимать свои расценки. Заместитель начальника территориальной инспекции по защите конкуренции Куаныш Холтурсунов.
СГОВОРИЛИСЬ, ЧТО ЛИ? Правительство установило предельные розничные цены горючего на июль. К примеру, бензин марки АИ-92/93 на автозаправках не должен стоить больше 102 тенге, АИ-80 – 84 тенге, а дизельное топливо – 87 тенге за литр. Но цены на многих карагандинских заправках уже перевалили за эти пределы. Причем подорожание произошло достаточно быстро. В апреле автолюбители могли купить литр бензина самой ходовой марки АИ-92/93 по 90-91 тенге за литр. В мае цены поднялись до 95 тенге. В июне – до 99 тенге за литр. А сейчас цена доходит до 107 тенге. Получается, за четыре месяца горючее подорожало почти на 20 процентов. Этим заинтересовалась наша межрегиональная антимонопольная инспекция. - Мы начали предварительное расследование в отношении ряда субъектов карагандинского рынка, которые повысили цены на горюче-смазочные материалы, – сообщил на совещании заместитель начальника территориальной инспекции по защите конкуренции Куаныш Холтурсунов. – Это у нас ТОО "Гелиос", ТОО "Стар Оил", ТОО "Азиат", Азия Оил, ИП Ермаков и ИП Билак. Этот вопрос особенно актуален в связи с тем, что с 1 июля повысили заработную плату бюджетникам. А рынок на это всегда реагирует повышением цен. - Вы нас пугаете? – спросил владелец сети заправок "Omega" Вячеслав Ермаков. – Почему вы проверяете только конечных реализаторов, а не оптовые фирмы или базы? У нас около 140 заправок в Караганде. А вот оптовых фирм всего 10-15. - Мы сейчас проверяем розницу, – уточнил замначальника антимонопольной инспекции. – Вы можете поднимать цены. Но если при этом мы будем видеть, что в ваших действиях нет нарушений: согласованных действий, сговора… - Тогда скажите, сколько я имею права накинуть, чтобы вы не увидели в этом нарушение антимонопольного законодательства? – спросил бизнесмен. - Вот у вас в прошлом году была торговая надбавка 6-7 тенге на литр, – объяснил Куаныш Холтурсунов. – Если вы в этих параметрах держитесь, тогда проблем нет. А если вы все резко взяли и по 20 тенге накинули, тогда это вы сверхдоход получаете!
ОПТОВИКИ ВИНОВАТЫ Владельцы карагандинских автозаправок все как один жалуются на поставщиков. Мол, не от хорошей жизни они почти каждую неделю цены повышают. А только из-за того, что стоимость горючего растет у оптовиков. Но их антимонопольное ведомство не проверяет. А правительство их цены не регулирует и ограничений не ставит. - Бензин АИ-92 я покупаю по 101 тенге за литр, – рассказывает владелец сети заправок "Omega" Вячеслав Ермаков. – А по закону на заправках я должен продавать его по 102 тенге. А как я могу это сделать? Конечно, я могу поступить так, как недавно сделал "Гелиос". Я могу на своих заправках поставить цену на 92-й бензин 113 тенге за литр. Да, у меня будет 10 процентов дохода. Но есть еще рынок. Кто же у меня купит бензин по 113 тенге, когда рядом его продают по 102-104 тенге за литр? Помнится, несколько лет назад председатель Агентства по защите конкуренции Мажит Есенбаев обещал, что изменится законодательство и цены на бензин упадут. А все из-за того, что с рынка будут вынуждены уйти посредники. Но предсказания главного антимонопольщика страны не сбылись. Посредники все-таки выжили. И пока без них, по словам розничных продавцов бензина, невозможно заключить сделку. - У нас невозможно купить бензин напрямую у нефтеперерабатывающего завода, – говорит предприниматель Ермаков. – Вот есть шымкентский НПЗ. Я могу туда приехать, сказать, что у меня есть заправки в Караганде и я хочу у вас покупать горючее. Но никто со мной разговаривать не станет. Потому что у завода есть свои официальные представители. Они не являются операторами завода. Но их цена на бензин выше, чем на наших заправках.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО Розничные реализаторы горючего не знают, сколько стоит бензин на выходе из нефтеперерабатывающего завода. Эта сфера у нас почему-то покрыта завесой тайны. Причем скрывается буквально все: и цены, и объемы производства, и объемы поставок. На сайте государственной компании "КазМунайГаз" об этом не написано ни слова. Чего не скажешь о российских нефтепереработчиках. Они открыто торгуют своей продукцией. К примеру, чтобы узнать отпускные цены на бензин омского НПЗ, достаточно зайти на сайт его владельца – компании "Газпром нефть". На портале работает электронная система торгов. Войдя в нее, можно узнать, почем сегодня продается тонна омского бензина. Не скрывают своих цен и другие крупные российские компании. На сайтах региональных торговых подразделений можно найти прайс-листы, где представлена их продукция. - Я, как владелец сети заправок, не могу узнать, сколько стоит тонна горючего на наших нефтеперерабатывающих заводах, – говорит индивидуальный предприниматель Ермаков. – В Интернете об этом нет информации. Видимо, это тайна. Но посредники, которые продают нам горючее от завода-производителя, сейчас дают цену 100 тенге за литр дизтоплива. Но как можно покупать по 100 тенге, когда продавать разрешено по 87 тенге? А оптовики говорят, мол, это розничная цена, а не хотите покупать, тогда мы предприятиям продадим. Там не смотрят на цену. Лишь бы топливо было.
ДОТЯНУТЬСЯ ДО РОССИИ Продавцы бензина надеются и ждут, что скоро наши цены на бензин достигнут российского уровня. Все равно у нас теперь Таможенный союз. Границ нет. Да и казахстанский рынок зависит от российского горючего. По официальным данным, 30 процентов высокооктанового бензина поступает к нам из России. Не секрет, что горючее у северного соседа стоит дороже, чему нас. К примеру, бензин марки АИ-92/93 у них можно купить по 25-26 рублей за литр. В переводе на наши деньги – это 125-130 тенге. Тогда как на карагандинских заправках литр "народной" марки бензина стоит 102-107 тенге. - Если наши и российские цены сравняются, тогда у нас проблем не будет, – рассуждает владелец автозаправок. – Ну пускай у нас бензин на 5 тенге дешевле будет. Это непринципиально. Тогда нам не нужны будут ни казахстанские заводы, ни поставщики. В России бензин дороже, потому что там ценообразование другое. В стоимость горючего включен НДС (18 процентов против 12-ти наших). Плюс акциз и торговая надбавка у россиян гораздо выше, чем у нас. - Можем ли мы, в принципе, не ориентироваться на российские цены? Можем! – передает слова министра нефти и газа Сауата Мынбаева интернет-портал russianskz.info. – Но только в том случае, если границы закрыть и на 100 процентов производить самим все виды нефтепродуктов. Это единственный путь для сдерживания цен на топливо. Сегодня Казахстан самообеспечен только по дизтопливу и по бензину АИ-80. А вот авиакеросин, высокооктановый бензин мы завозим из России, причем завозим много. Атырауский, Шымкентский и Павлодарский нефтеперерабатывающие заводы сегодня не в состоянии удовлетворить потребность в горючем на внутреннем рынке. Поэтому правительство решилось на их модернизацию. На это, по предварительным подсчетам, уйдет около трех миллиардов долларов. Тогда как строительство нового завода обойдется казне не меньше чем в шесть миллиардов долларов. Модернизацию трех НПЗ планируется завершить к 2015 году. А пока нам с вами придется надеяться на Россию и жаловаться на растущую цену бензина. |