NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (декабрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (ноябрь 2019)








Поиск  
Понедельник 27.01.2020 11:29 ast
08:29 msk

Бензиновый парадокс
В ЮКО нехватка бензина, а владельцы АЗС отказываются покупать ГСМ
25.07.2011 / экономика

Юрий ЕЛИСЕЕВ, "Литер", 23 июля

С 1 июля текущего года Министерство нефти и газа установило предельно допустимые цены на ГСМ: бензин марки АИ-92 – не дороже 102 тенге за литр, АИ-80 – не дороже 84 тенге, дизельное топливо – не более 87 тенге за литр.
Такая практика с позиции потребителей вызывает исключительно положительные эмоции. Применяется она не так уж и давно – не больше года – и регламентирует хоть какие-то понятные правила на загадочном рынке нефтепродуктов. Но для самих бизнесменов эти правила оказались неприемлемыми. Высокооктановый бензин мы покупаем в России. А там он намного дороже наших, установленных государством, розничных цен – примерно на 25–30 тенге за литр. В недрах нашей законодательной ветви власти ныне покоится с миром законопроект "Об обороте нефтепродуктов". Принять его на этой неделе пообещал премьер-министр Карим Масимов. Неделя кончилась, закона пока нет. Может, и к лучшему, поскольку сами ГСМщики считают его недоработанным.
На юге Казахстана владельцы АЗС отказываются приобретать ГСМ на свободном рынке и просят внести изменения в проект нового закона об обороте нефтепродуктов. В противном случае, уверяют они, новый закон не защитит от повторения ситуации с нехваткой бензина и скачков цен на нефтепродукты.
В настоящий момент, по данным председателя объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ОЮЛ и ИП) "Ассоциация "Жанар-Жагармай"" Кайыпбека Камбарова, примерно треть автозаправок области не имеет возможности работать.
– Все поставщики и ресурсодержатели ждали, что с момента открытия границ стран Таможенного союза цены подрастут. Через операторов (фирмы, получающие от поставщиков выделенный по квоте бензин и распределяющие его по АЗС региона. – Авт.) в область поступает около 50-60 процентов ГСМ от необходимого объема. Остальное поступает через свободный рынок от других компаний; это, как принято называть, коммерческий бензин. Так вот, в этом месяце поставщики коммерческого бензина стали поставлять его оптом по 102 тенге/литр (было 94 тенге). И многие АЗС отказались брать его по такой цене – убыточно. Это первая причина уменьшения объемов ГСМ на розничном рынке. Кроме того, операторы в этом месяце из-за праздников заключили допсоглашение с поставщиками только 7-8 июля. Обычно допсоглашения заключаются в самом начале месяца, но в этот раз из-за праздников немного задержались. Вот и получилось, что коммерческий бензин перестали брать из-за того, что он подскочил в цене до 102 тенге, а операторский задержался и пришел только 12-13 числа, а распределять его стали 14 июля. Вот и вторая причина нехватки. Скажем так, что из 100 заправок около 30 не работало. А тут еще поднятие цен спровоцировал "Гелиос", потому что они работают на российской нефти, естественно, подняли цены, и некоторые АЗС, глядя на них, стали покупать по 102 тенге, а продавать по 105-110 тенге. Кое-кто поспешил заявить, что бензин есть, но его специально держат операторы, чтобы поднять цену. Сейчас мы подаем на них в суд. Если вы обвиняете, сначала надо проверить, чей это бензин – операторский или коммерческий.
14 июля ОЮЛ и ИП "Ассоциация "Жанар-Жагармай" направила письма на имя заместителя акима ЮКО и начальника Межрегиональной инспекции Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции по Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской области. "…на рынке имеются и другие поставщики, которые поставляют около 40 процентов недостающего ГСМ, но они в последнее время цены завысили до предельной: АИ-92 – 102 тенге, АИ-80 – до 84 тенге, дизтоплива – до 87 тенге. И владельцы АЗС отказались приобретать ГСМ на свободном рынке. Поэтому в конце июня полностью прекратились поставки со стороны этих поставщиков. На сегодняшний день имеется нехватка ГСМ и выделенные объемы недостаточны. В связи с вышеизложенным предлагаем регулировать цены для оптовых поставщиков…", – говорится в письме.
– Сейчас есть такое предложение, кстати, весьма давнее – надо регулировать максимальную оптовую цену, – рассказывает Кайыпбек Камбаров. – Взять, к примеру, Россию. Если у нас рентабельность АЗС 10 процентов, то там до 40 процентов. Если у них цена бензина на заправке в пересчете 130 тенге/литр, то оптовая цена 100 тенге. То есть сейчас оптовые цены одинаковые у нас. А розничные… сами видите. Поэтому надо ограничить оптовые цены. Как я уже говорил, в конце июня компании, реализующие бензин на свободном рынке, предлагали по 102 тенге/литр. До этого мы получали по 94 тенге, и для АЗС по расходам – покупка плюс операторские ресурсотрудозатраты – он обходился примерно по 95,5-96 тенге/литр. У заправок маржа была около 6 тенге. Сейчас оптовая цена 102 тенге и розничная 102 тенге. Проблема сейчас только в том, что нет коммерческого бензина по приемлемой цене. Объемы есть, но цены… я не слышал, чтобы у какого-то поставщика цена была ниже 100 тенге/литр. Сейчас спрос несколько повысился, а бензина не хватает. Правда, некоторые АЗС берут и такой бензин, по 102 тенге...
Здесь можно вставить врезку: "Как стало известно, "Гелиос" подал заявку в департамент по регулированию естественных монополий ЮКО о повышении розничных цен: АИ-92 – до 122 тенге/литр, АИ-80 – до 100 тенге/литр. До восьмого августа должно быть вынесено решение об удовлетворении или отклонении заявки".
А вот тут надо призадуматься: тогда какой же бензин заливают в наши машины на заправках, где владельцы берут АИ-92 оптом по 102 тенге? Расходы АЗС (если владелец соблюдает все требования законодательства) на один литр составляют около 5-6 тенге. То есть, покупая и продавая бензин по 102 тенге (фантастика, конечно, но давайте просто представим), владелец несет очень ощутимые убытки. Ни один опытный предприниматель, а другие при жесткой, если не сказать жестокой, конкуренции на рынке ГСМ просто не выживут, на это не пойдет. Сразу вспоминаются очень упорные слухи, что некоторые, чтобы остаться на плаву в период подобных кризисов, просто разбавляют 92-й бензин 80-м. И на заправках в баки машин заливается максимум АИ-86, если не ниже.
Дешевле 102 тенге/литр бензин АИ-92 только у тех компаний-производителей, которые находятся в списке Агентства по регулированию естественных монополий Казахстана (АРЕМ), в частности, это "ПетроКазахстан" и филиал российской компании "Литаско". Так, оптовая цена на АИ-92 у "ПетроКазахстан" составляет около 79 тенге/литр, АИ-80 отпускается по 65,93 тенге. У "Литаско" цены еще ниже, к примеру, АИ-80 отпускается по 53,53 тенге/литр. Вызывает интерес, чем руководствуется АРЕМ, определяя отпускные цены для этих компаний, почему такая большая разница. Остальные же поставщики ГСМ, не попавшие в сферу интересов АРЕМ, ставят цену, какую захотят, и, никто им не указ. События последних дней, когда оптовая цена сравнялась с розничной, ясно это показали.
Через операторов в область поступает около 14 тысяч тонн АИ-92 и АИ-80. Потребность – около 30-32 тысяч тонн. И вот эту разницу поставляют через свободный рынок поставщики, которых никто не сдерживает в ценовом плане – они вправе назначить за свои ГСМ абсолютно любую цену. И даже закон "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов", который в настоящее время находится на подписи у главы государства, не сможет исправить ситуацию. В нем просто не предусмотрена какая-либо регулировка оптовых цен. Даже если розничные цены на бензин в Казахстане сравняются с российскими, то есть достигнут уровня 125 тенге за литр АИ-92, закон абсолютно не помешает поставщикам поднять цену до 122-123 тенге/литр. В этой ситуации мелкий и средний бизнес, о широкой поддержке которого Казахстан вещает на весь мир, будет просто выдавлен с рынка ГСМ. Останутся только крупные компании, которые имеют собственный доступ к ресурсам, такие как "ПетроКазахстан", "Синойл", "Гелиос"… По мнению многих игроков рынка ГСМ, данный закон разработан для поддержки крупных компаний и ресурсодержателей. О чем, собственно, "Литер" писал уже не раз.
– Ни о какой поддержке малого и среднего бизнеса не может быть и речи, нас просто уничтожат, – заявил один из владельцев АЗС. – Сейчас развития нет, мы выживаем. Операторский бензин получить трудно, его на всех не хватает. А коммерческий… это не цена, это издевательство. Сейчас рынок нефтепродуктов работает по модели нового закона, и эта модель привела к сегодняшней ситуации с дефицитом бензина. Как мы сейчас видим, этот закон, еще не вступив в силу, уже потерпел фиаско и обнажил много изъянов. Если он будет подписан, мы будем работать в таком цейтноте постоянно. Кто-то активно проталкивает этот закон, ставя свои интересы выше народных. Этому человеку или группе людей абсолютно наплевать, сколько будет стоить бензин на заправках, важно одно – собственная прибыль. Мы опять и опять повторяем: в случае принятия этого закона в выигрыше будет кучка поставщиков, ресурсодержателей и владельцев нефтебаз. В проигрыше – сотни владельцев АЗС и миллионы автовладельцев. Ограничение розничной цены и свободная оптовая цена – это нонсенс, который направлен на уничтожение конкуренции.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Производственные предприятия Казахстана при содействии KAZNEX INVEST поставят на рынок России оборудования на 600 млн. тенге 29.07.2011
Компания KAZAKHMYS PLC сообщила производственные результаты своей деятельности за первое полугодие 2011 года 29.07.2011
Строительство первой буровой установки начато в Мангистауской области 29.07.2011
"Мы рады достигнутым договоренностям…" 29.07.2011
Предельно-розничные цены на АЗС в августе месяце 2011 года 28.07.2011
КМГ сообщает о начале строительства морской буровой установки совместно с Корейским Консорциумом 28.07.2011
Переговоры по Карачаганаку с властями Казахстана завершатся до конца 2011г 28.07.2011
С 1 сентября 2011 года вводятся в действие новые тарифы на регулируемые услуги АО "KEGOC" 28.07.2011
"Несмотря на то, что "Эйр Астана" – не публичная компания, она…" 28.07.2011
Отсрочка для Америки 28.07.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.01.20 Понедельник
80. ХАГАЖЕЕВ Джонсон
74. АБАКАНОВ Миркен
72. АЛЬПИЕВ Толеубек
69. СМАИЛОВ Ерлан
67. КОКАРЕВ Владимир
66. ИВАТОВА Ляйля
66. КАСЫМОВА Гульфайруз
65. БРЕДИХИН Сергей
65. ЗЕЛЕНСКИЙ Сергей
64. КЫШПАНАКОВ Виктор
61. УАНДЫКОВ Эрык
58. КАТЫШЕВ Сергей
57. АККАЛИЕВ Ергали
56. ФОНДА Бриджит
55. КОЖАКПАЕВ Болат
...>>>
28.01.20 Вторник
72. АХМЕТОВ Багдат
69. КУЧУКОВА Нуриля
65. ТУСУПБЕКОВ Рашид
61. АМАНБЕКОВ Сапар
57. МУСАПАРБЕКОВ Канат
57. УРТЕМБАЕВ Аскар
56. ДАНБАЕВА Гульнар
54. АЙМАНБЕТОВ Маулен
51. КЕЛИМБЕТОВ Кайрат
50. КУРМАНОВ Аскар
49. АШИМБАЕВ Маулен
48. МУХАМЕДЖАНОВ Алмаз
47. ЕСИМОВА Динара
45. УСТЕМИРОВ Жандос
44. ЖАНЫКУЛОВ Жумабек
...>>>
29.01.20 Среда
79. КРЫЛОВ Юрий
69. ИСИН Жаскыран
69. НАКИСБАЕВ Владимир
67. БЕКМУХАМБЕТОВ Нурлан
67. САХИМОВ Али
62. ПЕЧЕРСКИХ Владимир
61. ДАИРОВ Муслим
59. ЖАНДИЛДИН Курмангазы
59. ИСМАГУЛОВ Даулетбай
57. КАИПОВ Аскар
53. БАТЫРХАНОВ Ерлан
51. ТУКТИБАЕВА Лаура
49. РАХИМБЕКОВ Аскар
48. СЕМБИН Аскар
47. КОЙЛЫБАЕВ Азимхан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz