NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 13:01 ast
11:01 msk

Эффективность управления национальными компаниями проверяется лишь временем
В настоящее время идет обсуждение новой стратегии фонда "Самрук-Казына", рассчитанной на предстоящие десять лет
27.07.2011 / экономика

Макс ИВОЛГИН, www.contur.kz, 26 июля

Не так давно, глава государства провел рабочее совещание по актуальным вопросам социально-экономического развития Казахстана. С одной стороны, – это мероприятие плановое, как-никак, прошло полгода и пора подводить промежуточные итоги. Однако в непростых посткризисных условиях подобные расширенные обсуждения вряд ли делаются исключительно "для галочки". Ведь реалии сегодняшнего дня таковы, что любой, даже на первый взгляд незначительный просчет, может впоследствии обернуться весьма тяжелыми последствиями. Так что необходимо не просто держать "руку на пульсе" и бдительно мониторить ситуацию, но и периодически вносить достаточно жесткие коррективы в ранее намеченные планы.
В принципе, отчетный доклад премьер-министра Карима Масимова особыми сюрпризами не изобиловал. Вроде пока все идет по плану. Объем ВВП растет, посевная прошла на уровне, уборочная как бы то же не сулит особых проблем. Ну и остальное в том же духе. Правда для большинства наблюдателей не осталось незамеченным то обстоятельство, что в отличие от двух прошлых лет, вопросы, касающиеся деятельности Национальных компаний и работы фонда "Самрук-Казына" были выделены в особый, отдельный блок. В чем то это было связано с тем что уже в августе правительству необходимо окончательно утвердить программу "народного IPO", однако так же было видно, что с некоторых пор деятельность стратегических узлов экономики страны находится под двойным, а может даже и под тройным контролем. Как впрочем, и степень ответственности.
Кстати, про возросшую ответственность Карим Масимов упомянул особо. Ведь еще в апреле президентом было дано поручение о разделении ответственности за принятые решения между самими нацкомпаниями и профильными министерствами. Решение надо отметить достаточно своевременное, хотя бы потому, что в свое время участившиеся случаи межведомственного кивания друг на друга не то что бы парализовывали процесс, но и всяко не добавляли ему требуемого ускорения. В мае прошлого года об этом напрямую было указано тогдашнему председателю фонда "Самрук-Казына" Кайрату Келимбетову, который в ответ на высказанные им претензии в адрес нерасторопных межников услышал от главы государства предложение больше следить за собственной работой, без оглядки на других.
Рекомендации явно возымели должное действие и, судя по всему, часть шероховатостей во взаимоотношениях триады компания-фонд-министерство удалось ликвидировать.

И опыт, сын ошибок трудных...
В принципе, понятно, что достаточно молодая структура, коей по сути является ФНБ "Самрук-Казына", при всем желании не смогла бы сходу решить все те задачи которые были поставлены перед ней даже на краткосрочную перспективу. И что уж греха таить, первый год создания был в основном посвящен перекройке, переделке и наконец упорядочению наследия предшественников фонда – упраздненных в 2008 году холдингов "Самрук", "Казына" и "Самгау". Нерасторопность и отсутствие четкой стратегии этих структур вызывали серьезные нарекания на самом различном уровне и критики в их адрес звучало, мягко говоря, предостаточно. Например, тот же аким южной столицы Ахметжан Есимов в то время чуть ли не каждое второе свое выступление посвящал недочетам допущенным ФУР "Казына" и объемам выделяемых ими средств для реализации инвестиционных проектов в Алматы, а "Самрук", (владеющий всем энергокомплексом Алматы), поминал недобрым словом в плане того, что тарифы исправно растут, а вот заметного улучшения работы алматинского энергокомлекса, увы, не наблюдается. Прибавим к этому выявленное счетным комитетом злоупотребление государственным участием в приобретении дешевых кредитов, бесконтрольное заимствование которых, чуть было не привело к банкротству HK "Казахстан Темир Жолы" и прочую экономически неэффективную деятельность, и получим достаточно печальную картину запутанных взаимоотношений и откровенной хозяйственной разрухи которую в срочном порядке надо было менять в связи с произошедшей реорганизацией. Тем более, что у части общества вообще стало складываться впечатление о том что с образованием госхолдингов произошло лишь банальное дублирование уже существовавших до этого органов управления и ничего более.
И вот тут то, справедливости ради, стоит отметить, что второй раз на те же грабли никто наступать не стал. Практически все просчеты были учтены, проанализированы, соответствующие выводы сделаны и работа пошла в принципиально новом ключе. В итоге, можно привести лишь две достаточно показательные цифры – если по итогам 2009 года фонд завершил свои финансовые показатели с убытком в размере 625 миллиардов тенге, то уже в 2010 году, консолидированная чистая прибыль АО "Самрук-Казына" ожидалась на уровне 400 миллиардов единиц отечественной валюты. Да и треть роста ВВП страны, составившего, по данным статистических органов, в реальном выражении семь процентов, обеспечили именно компании входящие в состав фонда. Ну а дальше- больше. Справившись со своим персональным, внутренним кризисом ФНБ получил карт-бланш стать основным оператором антикризисной программы Правительства. Тогда же, получив соответствующие средства из Национального фонда, была оказана достаточно эффективная поддержка банкам второго уровня и проведена уникальная реструктуризация трех из них, благодаря которой, им удалось даже повысить свои кредитные рейтинги. Если вспомнить детально, то тогда, "Самрук-Казына" приобрел 75,1% простых акций БТА Банка, 21,2% простых акций Казкоммерцбанка, 20,9% простых акций Народного банка, почти 100% Альянс банка. Несмотря на целый ряд скептический возражений, вхождение госфонда в капитал БТА Банка и Альянс банка на самом деле способствовало их спасению от банкротства, на грани которого они находились в конце 2008 года. Между прочим, это было по достоинству оценено и зарубежными экспертами. В частности, заместитель председателя Генерального совета Центрального банка Швеции, бывший министр индустрии и торговли Швеции Леиф Пагроцкий, заявил, что "смелое решение не поддерживать старых владельцев банков, не справившихся с проблемами в период мировых кризисов, на деле является наиболее эффективным шагом". Ну а в дальнейшем, к 2015 году после завершения процессов реструктуризации внешних долгов банков и достижения устойчивой стабилизации отечественной банковской системы Фонд намерен осуществить выход из капитала банков, так что существовавший ранее статус-кво будет полностью восстановлен.
Так же при непосредственном при участии "Самрук-Казыны" стабилизировалась ситуация на рынке недвижимости, решались проблемы дольщиков и ипотечников, и более десяти процентов общего количества незавершенных объектов было введено в эксплуатацию аккурат при помощи различных финансовых инструментов фонда. В общем немудрено, что взаимоотношения самого ФНБ и других государственных структур вышли тогда, скажем так, на другой уровень и вместо привычной критики все чаще стали звучать одобрительные реплики. В частности Карим Масимов оценивая реализацию антикризисной функции, отметил, что фонд сработал достаточно эффективно, несмотря на то, что изначально подобные функции на "Самрук-Казына" изначально не возлагались вообще. Тогда же прозвучало и еще несколько любопытных цифр. Например, доля казахстанского содержания в закупках группы компаний входящих в состав фонда составила 50%, что, безусловно, является одной из форм реальной поддержки отечественных товаропроизводителей.
Кроме того, с целью укрепления финансовой устойчивости фонда в прошлом году на внутреннем фондовом рынке были размещены облигации на сумму 225 миллиардов тенге. Компании фонда "КазМунайГаз", КТЖ, БРК, "Казатомпром" привлекли 4,5 миллиарда долларов на рынки облигаций и 63 миллиардов тенге – на внутреннем фондовом рынке. Ну а еврооблигации, размещенные Банком развития, стали бейч-марком (или, говоря проще, стандартом-ориентиром) для банков второго уровня и фактически открыли для них мировой рынок долгового капитала.
Некоторые вопросы, правда, еще требовали своего дополнительного разрешения. Так, допустим, не все понятно было с обеспечением уровня прозрачности деятельности национальных компаний, о чем не преминул обратить внимание Кайрата Келимбетова премьер министр.
– Несмотря на то, что много говорится об обеспечении транспарентности деятельности компаний, входящих в госхолдинг, пока этот вопрос остается открытым, – отметил Карим Масимов, выступая на одной из прошлогодних коллегий в госхолдинге "Самрук". – О том, что национальные компании обеспечивают 100-процентную прозрачность своей деятельности, мы говорить не можем…
Тогда же Кайрат Келимбетов пообщал, что уже в середине 2011 года деятельность Нацкомпаний станет публичной хотя бы благодаря выходу компаний на IPO, так что насколько тогдашний руководитель "Самрука", а ныне министр экономического развития и торговли был точен в своих предсказаниях, мы сможем убедиться уже в самое ближайшее время.
Кстати, на некоторых подробностях деятельности Национальных компаний, явно стоит остановится более подробно. Для начала, напомним, что в конце 2008 года национальные компании, входящие в состав Фонда "Самрук-Казына", были выведены из-под действия закона "О государственных закупках" и стали осуществлять закупки на основании правил, выработанных в самом Фонде национального благосостояния. В результате были упрощены правила для отечественных производителей. И в частности, введен механизм поддержки в виде 30% предоплаты, что в условиях дефицита кредитных ресурсов также сыграло большую роль. И самое главное – началась целенаправленная поддержка казахстанских производителей долгосрочными контрактами, заключаемыми нацкомпаниями со своими, теперь уже местными поставщиками. Теперь уже ежегодно нацкомпаниями закупается порядка семидесяти тысяч наименований в самых важных для экономики страны секторах: машиностроении, химической промышленности и металлургия, а также производстве нефтепродуктов и электроэнергии.
Вот только некоторые весьма показательные цифры – в прошлом году отечественной продукции машиностроительного комплекса – то есть, нефтегазового, энергетического, железнодорожного, коммуникационного оборудования было закуплено на сумму порядка 170 миллиардов тенге. Металлопроката и металлоизделий (трубопрокатная продукция, рельсы, крупное литье) – на 49 миллиардов. Чуть меньше, ( а конкретно на 40 миллиардов тенге ) было приобретено продукции химической промышленности, однако благодаря внедрению программы форсированного- индустриально инновационного развития в этом секторе промышленности, цифры могут изменится самым кардинальным образом. Кстати, принятая в прошлом году Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития явно стала логичным продолжением общей работы Фонда по стабилизации отечественной экономики. Ведь, даже по самым приблизительным прикидкам, практически половина проектов программы, направленной на модернизацию и диверсификацию экономики страны, реализуется непосредственно "Самрук-Казыной" и его дочерними организациями. Так, из всех проектов ГПФИИР на общую сумму 43 миллиардов долларов США более 13 миллиардов долларов приходится на нефтегазовую промышленность, более 10 миллиардов – на транспорт и телекоммуникации, около восьми миллиардов – на горно-металлургическую отрасль, семь миллиардов – на энергетику, и почти два миллиарда – на химическую промышленность.
В общем, поддержка предпринимательства осуществляется отнюдь не на словах. Достаточно оперативно была создана целая система институтов по поддержке предпринимательства. Прежде всего – это Фонд поддержки предпринимательства "Даму" и Банк развития Казахстана, на льготных условиях кредитующие предприятия обрабатывающей промышленности, других отраслей экономики. К институтам развития также относятся Национальный инновационный фонд, Центр инжиниринга и трансферта технологий и другие государственные структуры. Кстати, в числе дополнительных рычагов стимулирования пожалуй не стоит обходить вниманием программу "Даму-Ондирис", в ходе реализации которой средства фондов стрессовых активов были направлены на рефинансирование кредитов, выданных банками второго уровня для предприятий обрабатывающей промышленности. В условиях кризиса, когда банки подняли ставки по кредитам с 11-12 до 16-18 и более процентов, Фонд предпринимательства "Даму" дал возможность рефинансировать такие кредиты под девять, а то и восемь процентов, что согласитесь, является ощутимой разницей. В целом, по программе было рефинансировано более двухсот перспективных предприятий и в итоге, по мнению большинства специалистов, программа "Даму-Ондирис" достаточно наглядно показала, что при правильном взаимодействии и взаимопонимании сотрудничество государства и бизнеса может быть весьма и весьма эффективным.

Все зависит от головы.
Лауреат Нобелевской премии по экономике Василий Леонтьев как то сказал что, что эффективность функционирования хозяйственной системы на 95 процентов определяется уровнем качества управления этой собственностью, а всего лишь на пять процентов – формой собственности. Так что решив вопрос с пятью процентами – как никак, сегодня "Самрук-Казына" – это 400 компаний которые полностью составляют собой госсобственность, вопрос об оставшихся 95 процентах эффективного менеджмента еще долго будет стоять во главе угла. То есть, если сам фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына" при его создании собственно и был задуман, как некое ядро отечественной экономики, объединяющей все ее отрасли, то высший состав его руководства периодически подвергается определенной шлифовке. В частности, по мнению ряда аналитиков, приход на пост главы ФНБ Тимура Кулибаева, может дать этой структуре дополнительный поступательный импульс. Новые подходы в работе "Самрук-Казыны" озвученные новым председателем правления в мае этого года, хоть и касаются основных экономических направлений: нефти и газа, банковского дела, инвестиционных вложений, развития городской и республиканской инфраструктур, сотрудничества с МСБ, социальных проектов и много другого, но выглядят уже несколько иначе. Более модернизированными и приближенными к общемировым стандартам. Да и по мнению вездесущих журналистов более прагматичными и лишенными той доли самолюбования, которая, что уж греха таить, была присуща предыдущему председателю. Ну а тот факт, что Тимур Кулибаев не только занимает пост главы ФНБ, но и является председателем Ассоциации "KAZENERGY", а также возглавляет президиум Национальной экономической палаты Казахстана "Союз Атамекен" вполне способствует и общей консолидации управления.
В настоящее время идет обсуждение новой стратегии фонда "Самрук-Казына", рассчитанной на предстоящие десять лет. И в частности, согласно этому документу, планируется серьезное расширение полномочий директоров национальных компаний и увеличения степени их суверенитета. То есть, в ближайшем будущем, фонд намерен как можно меньше вмешиваться в работу профильных предприятий, отслеживая лишь общие показатели, ну и может быть, некоторым образом влияя на корпоративную политику и нюансы формировании бюджета. Насколько это будет эффективно, конечно же, заранее предсказать вряд ли возможно. Однако тот факт, что в Нацкомпаниях уже видят не только ведомые, но и вполне самостоятельные структуры, безусловно свидетельствует о наступлении определенной зрелости. Ну и наконец, стоит напомнить, что, пожалуй, наиболее злободневным является уже упоминавшийся выше вопрос выхода на фондовый рынок IPO. Как известно, его основная суть заключается в реализации поручения президента Назарбаева о публичном размещении акций компаний входящих в состав "Самрук-Қазына" на фондовом рынке и на этот счет у руководства фонда есть весьма четкое и ясное понимание задачи.
– Программа "народного IPO" даст казахстанцам возможность участия в акционерном капитале ведущих компаний страны – так охарактеризовал это начинание глава "Самрук-Қазына" Тимур Кулибаев – Она улучшит инвестиционный климат, даст толчок развитию фондового рынка и диверсификации экономики страны в целом. Мы настроены провести программу IPO максимально прозрачно, на принципах справедливости и доступности всем слоям населения. Уже проведены все соответствующие конкурсы и назначены консультанты, продемонстрировавшие наилучшую квалификацию. Так что, к концу июля текущего года совместно с ними мы планируем завершить разработку подробного плана программы и начать ее практическое воплощение в жизнь…
Говорить о насущных проблемах, нынешних делах и будущих задачах "Самрука" в принципе можно еще очень и очень долго. На самом деле, как не возможно в одном отдельно взятом управлении охватить всю экономическую информацию, относящуюся к работе предприятий фонда "Самрук-Казына", так и в одном материале невозможно детально рассказать о всех этапах деятельности этой структуры. Однако ясно одно, несмотря на всю критику (когда конструктивную, когда не очень), связка Национальных компаний и ФНБ "Самрук-Казына" вовсе не является колоссом на глиняных ногах, как это пытаются доказать наиболее непримиримые оппоненты, а уже не раз доказывала свою состоятельность. Сейчас для фонда есть новое поручение – быть главным оператором индустриализации. И если с этой миссией удастся справиться достаточно эффективно, то можно будет сказать что основной жизненный экзамен "Самрук- Казына" успешно выдержал.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Производственные предприятия Казахстана при содействии KAZNEX INVEST поставят на рынок России оборудования на 600 млн. тенге 29.07.2011
Компания KAZAKHMYS PLC сообщила производственные результаты своей деятельности за первое полугодие 2011 года 29.07.2011
Строительство первой буровой установки начато в Мангистауской области 29.07.2011
"Мы рады достигнутым договоренностям…" 29.07.2011
Предельно-розничные цены на АЗС в августе месяце 2011 года 28.07.2011
КМГ сообщает о начале строительства морской буровой установки совместно с Корейским Консорциумом 28.07.2011
Переговоры по Карачаганаку с властями Казахстана завершатся до конца 2011г 28.07.2011
С 1 сентября 2011 года вводятся в действие новые тарифы на регулируемые услуги АО "KEGOC" 28.07.2011
"Несмотря на то, что "Эйр Астана" – не публичная компания, она…" 28.07.2011
Отсрочка для Америки 28.07.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz