Фатима КОСАЕВА, "Панорама", 29 июля
Оператор мобильной связи ТОО "GSM Kazakhstan" (торговые марки Kcell и Activ) во вторник презентовало в Астане итоги работы в первом полугодии текущего года. По информации директора по маркетингу компании Касперса Кукелиса, по состоянию на май т.г. база активных абонентов составила 8 481 469 человек. У конкурентов – марок "Билайн" и "Теле 2", по данным на этот же период, абонентская база составила, соответственно, 7 511 678 и 350 000 чел. Показатель MOU (минуты использования на 1 активного абонента в месяц) составил 140-160 минут. По словам г-на КУКЕЛИСА, по данному показателю можно мерить развитие телекоммуникационного рынка в стране: "Чем больше минут в среднем в месяц выговаривает 1 абонент, тем более развит рынок. В 2006 году мы имели около 30 мин./месяц. Наблюдалось некое падение в январе-февраля т. г. – это связано с некоторыми изменениями в Закон "О связи", который предписал отменить плату за соединение. Поскольку у пользователей Activ одним из самых популярных был тариф "Свобода общения-2", то после введения в действие закона количество минут использования в нашей сети несколько сократилось". При этом представитель компании признал, что "возможно, какая-то убедительная логика в данном решении (отмена платы за соединение) у регулятора была". Средняя стоимость минуты в сетях GSM Kazakhstan с 2006 года снизилась в 2,7 раза (с 28 т/мин. до прогнозируемых в этом году ниже 10 т/мин). "Хотя могу предположить, что в повседневном режиме не все это снижение замечают", – отметил г-н Кукелис. По его данным, сеть Kcell за 12 лет составила 43% территории страны, 95% населения, 4890 населенных пунктов. Компания надеется в текущем году пересечь отметку в 5000 населенных пунктов. При этом, особо отметил представитель мобильного оператора, речь идет о населенных пунктах с числом жителей более 5 тысяч, каких в Казахстане, не покрытых мобильной связью, осталось немного. Городки и села с населением более 10 тысяч человек покрыты мобильной связью, по данным компании, полностью. Населенные пункты с числом жителей менее 2000 в мировой практике вообще не относятся к "бизнес-кейсам" мобильных операторов, однако, учитывая малочисленность сел, отечественные телекоммуникационные компании вынуждены ориентироваться и на них в том числе. Г-н Кукелис заверил, что GSM Kazakhstan занимается такими населенными пунктами "с удовольствием, т.к. понимает, что большинство населения страны проживает за пределами крупных городов, а мобильная связь несет значительную социальную функцию и вносит вклад в производительность страны". Связью формата 3G GSM Kazakhstan обеспечивает уже 33 населенных пункта в стране (более 100 базовых станций). При этом, как уточнили в компании, согласно лицензионным обязательствам, в текущем году покрытием данным стандартом должно было быть охвачено только 16 центральных городов. Однако из-за требований правительства страны планы пришлось значительно ускорить. Ввод нового стандарта показал рост объема передаваемых данных, хотя, по словам Касперса Кукелиса, не показал скачка числа пользователей. Отметив, что в мировой практике последних лет основным направлением роста в телекоммуникационной отрасли является передача данных, компания GSM Kazakhstan в своих ближайших планах ориентирована на данный тренд. При этом на сегодняшний день в структуре выручки компании на передачу данных приходиться пока только 10%. Основная доля доходов по-прежнему приходиться на плату за время, проговоренное абонентом. Соответственно, и сам мобильный бизнес в Казахстане остается B2C (бизнесом для физических лиц). Говоря об инвестиционной активности компании, директор по маркетингу сообщил, что за 12 лет GSM Kazakhstan вложил в инфраструктуру $1,7 млрд, в т.ч. в текущем году предусмотрено около $185 млн на развертывание 3G и расширение спектра услуг. Данный объем средств г-н Кукелис назвал "оптимальным размером инвестиций для внедрения новых телекоммуникационных стандартов". |