www.interfax.com.ua, 2 августа
Вопрос: После покупки Rompetrol были разговоры, что "КазМунайГаз" переплатил. Как сейчас Вы оцениваете данную инвестицию? Ответ: "КазМунайГаз" – государственная компания. Перед покупкой мы провели консультации с рядом мировых финансовых компаний, их консультантами, банками и специалистами по налогообложению. Оценка проводилась во второй половине 2007 года, когда в нефтяной отрасли был пик цен на нефть. Мы считаем, что оценка стоимости активов проведена корректно. Однако уже после покупки наступил кризис, который скорректировал работу в негативную сторону. Мы не скрываем, что до сих пор находимся в негативном финансовом состоянии. Но я считаю, что это временное явление, кроме того, Rompetrol позволяет получать нам и другие выгоды. Казахстан с небольшим населением и добычей около 80 млн тонн нефти в год располагает огромным переизбытком по данному сырью. "Естественные" для Казахстана территории по сбыту – рынки Китая и Европы. Но, вместе с тем, почти все основные нефтяные месторождения расположены на западе страны, а значит, именно рынок Европы для нас ближе. Таким образом, Rompetrol следует рассматривать как достаточно успешную инвестицию по сбыту продукции в Европу, также он позволяет открывать другие рынки. С момента подписания договора купли-продажи Rompetrol прошло уже около 4 лет, и все это время мы выстраиваем вертикальную интеграцию, внедряем корпоративные стандарты "КазМунайГаз", проводим активную политику реструктуризации бизнеса, ведем агрессивную политику по развитию активов. На сегодняшний день мы фактически минимизировали технические проблемы по целому ряду стран. В частности, до уровня Европейского Союза оптимизировали работу АЗС и нефтебаз Rompetrol по Румынии, а также Грузии. До минимума свели проблемы в работе активов в Испании и Франции. В позитивном русле ведем работу по структурам в Болгарии. Если говорить о нашем НПЗ "Петромидия", то перед нами стоит большая задача – увеличить мощность, улучшить качество выпускаемой продукции, привести производство в соответствие с жесткими требованиями техники безопасности и экологии Евросоюза и войти в 25 лучших заводов Европы по рейтингу Solomon Corporation. Аналогично ведем серьезную работу и по нашему заводу Vega. Вопрос: Petromidia по 2010 году показала отрицательный финрезультат. Какая динамика работы прослеживается по первому полугодию 2011 года, в частности, как изменилась экономика по переработке? Ответ: Никаких особенных изменений нет. Хочу обратить Ваше внимание, что мы ищем способы оптимизации и адаптации бизнеса в Румынии. Например, на фоне роста тарифов на электроэнергию намерены модернизировать существующую теплоэлектростанцию, которая находится на территории "Петромидии". Сейчас рассматриваем два проекта, очевидно, выберем тот, который требует на реализацию $100 млн и по продолжительности занимает около двух лет. Реконструированная ТЭС позволит нам получать примерно 75 МВт-ч электроэнергии. С завершением модернизации завода она фактически покроет его потребности в электроэнергии. После завершения проекта завод будет нуждаться приблизительно в 85 МВт-ч электроэнергии. Это очень нужный проект, в котором хочет участвовать и государство (государству принадлежит 53% ТЭС, Rompetrol – 47% – прим.) Вопрос: Наблюдается ситуация ухода небольших НПЗ с рынка. Так, оценочно, у завода с мощностью переработки в 3,5 млн тонн/год нет перспектив. В то же время в Европе избыток перерабатывающих мощностей. Однако Petromidia наращивает переработку. Ответ: Безусловно, чем меньше мощность завода, тем выше его удельные затраты на одной тонне нефти. Сегодня в наших планах нарастить мощность переработки с 3,9 млн тонн нефти/год до 5 млн тонн/год. Если бы мы это сделали на "Петромидии" в 2010 году, то наши постоянные затраты снизились бы, что подняло бы эффективность переработки сырья. Отсюда совершенно логичный вывод: чем больше переработка, тем ниже затраты на тонне нефти. Далее, Вы совершенно верно обратили внимание на избыток мощностей по переработке. В первом квартале 2011 года НПЗ Европы были загружены примерно на 78%, наш завод в Румынии – на 82%. Но мы надеемся, рассчитываем через увеличение загрузки нарастить продажи на Украину и Турцию, рынки которых нам очень интересны. Вопрос: расскажите более подробно о планах по увеличению поставок в Украину. Ответ: Для работы в Украине важна надежность перевалки. Сегодня с этим вопросом значительные проблемы. Rompetrol работал со многими украинскими портами, Одесским МТП, ФПОНПом (Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами – прим.ИФ), но уверенности нет. С другой стороны, даже в условиях такой нестабильности сегодня успешно заходим в Украину через Херсонский МТП, Измаильский МТП, а в идеале хотим располагать собственным терминалом, чтобы при использовании мощностей других компаний владеть собственными "воротами" входа в страну. Вопрос: Но все же, Ромпетрол крайне скудно представлен на рынках Одесской области и АРК. Тот же Крым способен потребить в год около 300 тыс. тонн дизеля и бензинов… Ответ: На фоне прошлого года у нас уже есть рост. Ключевой регион для нас – юг страны, логистика которого идеальна. Думаю, за июнь-июль 2011 года отгрузим на Украину около 65-67 тыс. тонн светлых нефтепродуктов. Полагаю, что в целом по году продадим в Украину около 170 тыс. тонн бензинов (в 2010 году Rompetrol поставил в Украину немногим более 100 тыс. тонн бензина. Максимум был в 2008 году – более 240 тыс. тонн – прим.ИФ). По дизтопливу показатели будут очень скромными. В значительной степени наш дизель в Украине не представлен. Конечно, хотелось бы по году продавать в Украину, по большому счету в Южный регион, около 200 тыс. тонн бензинов и ДТ. Вопрос: Вы называете Украину одним из важнейших экспортных рынков. Есть ли планы по развитию розницы в стране? Ответ: Планы на зачаточном этапе. Сеть мы покупать не хотим, но активно ищем партнеров, чтобы работать по франшизе (джобберство – прим.ИФ). Сегодня уже даже идут переговоры. Rompetrol интересно, чтобы по такой схеме, под флагом компании в Украине, на юге страны работало около 100-120 заправок. Rompetrol со своей стороны готов гарантировать поставку топлива и предоставить свой бренд. Вопрос: какая прибыльность розницы Rompetrol в Румынии и других странах? Ответ: Сегодня это достаточно прибыльный бизнес. По результатам первого полугодия мы продавали через каждую собственную заправку в Румынии около 11 куб. м топлив/сутки, через сеть-партнеров – 5,2 куб. м топлив/сутки. По прибыльности Румынские заправки вне конкуренции, позитивные результаты показывают наши АЗС во Франции. В Испании ситуация чуть тяжелее. Поразительный результат в прошлом году показала наша сеть в Болгарии. А в Молдавии – наоборот, если раньше прибыльность была высокая, то сегодня упала. Наибольшая розничная маржа у нас была в 2008 году в Молдавии. Во Франции как раньше, так и сегодня говорить о большой марже не приходится, там мы побеждаем благодаря объемам. Рынок очень развитый и доход в $10-15 с тонны считается нормальным. Но во Франции из-за значительных объемов рынка мы суммарно продаем даже больше, чем в Румынии, хотя в Румынии занимаем около 25% розницы, а во Франции – всего 3%. Рынок этой страны очень перспективный. В настоящее время у нас во Франции 140 АЗС, и мы сеть наращивать будем и дальше. Например, сегодня у нас одна станция Rompetrol на автобане (основное количество АЗС, принадлежащих Rompetrol во Франции, работают под брендом Dyneff, бренд Rompetrol используется на автомагистралях – прим.ИФ) и в начале 2012 года планируем запустить еще 2 АЗС на автомагистралях. Это очень хорошие, высококлассные станции. Даже не заправки, а целый город, куда входит большой ресторан, огромный магазин, парковка на 50 автомобилей. Это совершено другие масштабы. Собственно и стоимость такой заправки высока – примерно EUR5 млн. |