Управление сводного анализа и информационного сопровождения Агентства, 5 августа
Методсоветом рассмотрены итоги предварительных рассмотрений сведений о нарушении антимонопольного законодательства, послужившие основанием для начала процедуры расследований. В действиях компаний г. Астаны – ТОО "Аурика", ТОО "Аскар Мунай Трейд", филиала ТОО "Гелиос" усмотрены признаки антиконкурентных согласованных действий в части установления в июле т.г. согласованных цен на бензин марки АИ-92 (пп.1) п.1 ст.11 ЗРК "О конкуренции"). К примеру, одной из данных компаний при поднятии закупочной цены бензина на 1,1% его стоимость была повышена на 10,7%, другим субъектом – при неизменной закупочной на 9,8%. При этом, в ходе рассмотрения было выявлено, что на момент повышения розничной цены на ГСМ в наличии у данных субъектов рынка были остатки горючего, приобретенного ранее по более низкой цене. Результаты предварительных рассмотрений сведений показали аналогичные признаки антиконкурентных согласованных действий в части установления в мае-июле т.г. согласованных цен на бензин марки АИ-80, АИ-92/93, АИ-95/96 и дизельное топливо (пп.1) п. 1 ст.11 ЗРК "О конкуренции") в действиях субъектов Акмолинской и Карагандинской областей. В действиях ТОО "Кенже Мунай" (Восточно-Казахстанская область) усматриваются признаки злоупотребления доминирующим положением в части ограничения реализации АИ-80 и дизельного топлива только по талонам. На Методсовете были обсуждены итоги предварительного рассмотрения в отношении ТОО "Шыгысэнерготрейд" (далее – ТОО), показавшие признаки злоупотребления доминирующим положением, ущемляющие законные права потребителей. ТОО является неоднократным нарушителем антимонопольного законодательства. Так, несмотря на ранее вынесенное предписание о прекращении выявленных нарушений (от 25 июня 2009 года №5) составление договоров ТОО с потребителями продолжается с включением пунктов, несоответствующих нормам гражданского законодательства. Например, ТОО при законодательно определенных сроках оплаты за потребленную э/э – не позднее 25 числа месяца, следующего после расчетного, предусмотрело оплату за потребленную э/э в течение 5-ти дней с даты доставки счета, в случае неполучения счета – не позднее 25 числа текущего расчетного периода. При этом, ТОО предусмотрена пеня за нарушение сроков оплаты, которая начисляется со дня, следующего за днем оплаты, а также право ТОО прекратить полностью или частично продажу э/э, в том числе в случае оплаты в нарушение условий Договора. Кроме того, Методсоветом принято решение начать расследование в отношении ТОО "Д-маркет" ("Зеленый базар" г.Алматы) и ИП Егинбаев Ж.Х., ИП Жебегенова Г.К., в действиях которых установлены признаки антиконкурентных соглашений, направленных на раздел торговых мест мясного павильона "Зеленого базара" по кругу продавцов, а также установления и поддержания согласованных условий реализации торговых мест (пп.1) и пп.3) п.1. ст.10 ЗРК "О конкуренции). Так, ТОО "Д-маркет" сдает в аренду торговые места только 2-м предпринимателям – ИП "Егинбаев Ж.Х." и ИП "Жебегенова Г.К.", которые, в свою очередь, пересдают торговые места по ценам выше почти в 6 раз. Необходимо отметить, что стоимость арендной платы на "Зеленом базаре" значительно превышает стоимость арендной платы на аналогичных продовольственных рынках в среднем от 1,5 до 3,7 раз. В ходе предварительных рассмотрений выявлен ряд фактов недобросовестной конкуренции со стороны отдельных субъектов рынка: – АО "СК "НОМАД Иншуранс" (дискредитация субъекта рынка (пп. 5) п. 2 ст.16 ЗРК "О конкуренции"); – ТОО "Алма РС" и ТОО "REM.KZ" (дискредитация субъекта рынка, распространение заведомо ложной, недобросовестной и недостоверной рекламы, а также призыв к бойкоту продавца (поставщика) (ст.20, 21, 23 ЗРК "О конкуренции"); – ТОО "Елес" (копирование внешнего вида изделия другой компании (пп.3) п.2 ст.16 ЗРК "О конкуренции"); – филиал ТОО "TSP" (распространение недостоверной рекламы (пп. 5) п. 2 ст.16 ЗРК "О конкуренции"); – ТОО "Perspective Technologies" (призыв к бойкоту продавца, выраженный в организации действий при реализации товаров и оборудования по теплу и водоснабжению, направленный на отказ покупателей от установления договорных отношений с конкурентом или приобретения его товаров (пп.7) п.2 ст.16 ЗРК "О конкуренции"); – ТОО "Базис-Телеком", ТОО "ICON" (призыв к бойкоту продавца (поставщика) или его товара (ст.23 ЗК "О конкуренции"). Проведено предварительное рассмотрение сведений в отношении ГУ "Управление архитектуры и градостроительства Южно-Казахстанской области", ГУ "Актауский городской отдел архитектуры и градостроительства" и ГУ "Управление предпринимательства и промышленности Алматинской области" на предмет антиконкурентных действий государственных органов в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности субъекта рынка, предусмотренных п.п. 2) п. 2 ст. 33 ЗРК "О конкуренции". Проведенный анализ рассмотрения поступивших в госорганы заявлений на получение разрешений на размещение объектов наружной (визуальной) рекламы установил факты нарушений и затягивания сроков их рассмотрения, что создает дополнительный административный барьер для субъектов частного предпринимательства, приводящего к лишним затратам и ущемлению законных прав. В ходе проведения предварительного рассмотрения в отношении ТОО "Голубая звезда Казахстана" (далее – Товарищество), ГУ "Департамент таможенного контроля по г. Алматы" (далее – Департамент) установлено незаконное требование Департамента о предоставлении лицами, оформляющими транспортные средства, Справки о подтверждении марки автотранспортного средства, выдаваемой Товариществом. Не основанные на норме законодательства действия госоргана, которые привели к ущемлению прав потребителей и созданию благоприятных условий для Товарищества, стали основанием для принятия решения о начале проведения расследования По всем выявленным фактам нарушений антимонопольного законодательства будут проведены расследования, о результатах которых Агентство сообщит дополнительно. |