Виктория ШЕВЧЕНКО, "Казахстанская правда", 13 августа
Похоже, что до конца года наконец будет запущено производство стального вагонного литья на АО "Востокмашзавод". Этот проект, включенный в республиканскую Карту индустриализации, должен был финишировать в конце прошлого года. Однако по ряду причин, в том числе тактических ошибок прежнего руководства, этого не произошло. Программа ФИИР – это живой организм. Внутри него происходят перемены, постоянная актуализация. Невозможно все предусмотреть заранее. Это как в геологии: на поверхности планируешь одно, а начинаешь бурить, и открываются новые обстоятельства. Есть объективные и субъективные причины тому. Так объясняет задержку ввода некоторых объектов заместитель акима ВКО Ермек Кушербаев и приводит пример с "Востокмашзаводом": – На мой взгляд, была допущена тактическая ошибка в плане расходования денежных средств, занятых у Народного банка. Они были потрачены на организацию цеха по производству долот. Установлено первоклассное немецкое оборудование. Но эта продукция оказалась невостребованной. Финансовое положение предприятия оказалось сложным. И нам, как власти, озабоченной социальной стабильностью, пришлось договариваться с банком и руководством ВКМЗ, чтобы завод в осенне-зимний период не остановился и его работники не оказались на улице без средств существования. Проблема эта решалась даже с помощью Правительства. Очевидно, что у завода – хорошее будущее, нужно было только преодолеть временные трудности. В стране формируется свое вагоностроение и производство локомотивов. Потребителем этой продукции будет и Россия: у нас одна железнодорожная система с большой протяженностью дорог. В ракурсе такой перспективы проект "Востокмашзавода" по организации литья чугунных форм для вагонных колесных пар был включен в республиканскую Карту индустриализации. Нужно было завезти новую технологию и современное оборудование. Стоимость проекта – более 6 млрд. тенге, проектная мощность – 14 тыс. тонн продукции в год. С его запуском появится более 400 новых рабочих мест. "КТЖ" как национальная компания заинтересована в этом производстве по импортозамещению, пока заказы на такую продукцию размещаются в Китае. Именно поэтому, когда стали очевидны ошибки прежнего руководства завода, в качестве инвестора выступило ТОО "Камкор Менеджмент", "отпочковавшееся" от "Казахстан темир жолы" в результате реструктуризации. ТОО провело переговоры с акционерами с тем, чтобы приобрести пакет акций в 50,82% и получить реальную возможность управления предприятием. "Камкор" планирует в ближайшее время возобновить полный операционный цикл завода, погасить задолженности по облигационной программе завода перед работниками, бюджетом и по коммунальным платежам. – Был подписан протокол между акиматом, "КТЖ" и ТОО "Камкор Менеджмент", где оговорены мероприятия до конца года с тем, чтобы оздоровить предприятие и запустить первую очередь производства вагонного литья. Судя по развитию событий, эти планы вполне реальны, – считает Ермек Кушербаев. Таким образом, будут созданы все предпосылки для формирования вагоностроительного кластера, в который, помимо ВКМЗ, войдут профильные предприятия Петропавловска и Экибастуза, а также Семея, где уже изготавливаются колодки для подвижного состава и резинотехнические изделия. В 2011 году в рамках реализации Карты индустриализации в регионе планируется завершить 13 инвестиционных проектов на сумму 47,9 млрд. тенге. В марте с участием Главы государства запущена линия по производству пастеризованного молока ТОО "Восток-молоко". Стоимость проекта составляет 1 403 млн. тенге. На финишную прямую вышел еще один проект – "Производство растительного масла, мукомольно-крупяной и комбикормовой продукции" СПК "Триумф Агро". Его стоимость – 407 млн. тенге. Здесь открывается 123 новых рабочих места. А весь инвестиционный портфель Восточно-Казахстанской области составляет 34 проекта стоимостью более 603 млрд. тенге. В республиканскую Карту индустриализации включено 9 проектов, в региональную – 25. |