Ирина Попова, www.ktk.kz, 23 августа
В Казахстане резко дорожают китайские товары! Более того, продукция КНР постепенно и вовсе исчезает с прилавков магазинов. Оказывается, вот уже второй месяц перевозчики, поставляющие вещи из Поднебесной, не могут получить в эту страну визы. Продавцы рискуют лишиться своего бизнеса, а экспедиторские компании на грани разорения. Елена Свечникова за тканями для своего ателье в Китай не ездит. Весь товар женщина предпочитает заказывать в интернет-магазинах. Проблема виз в таком случае для предпринимательницы отпадает – правда, такой способ доставки делает ее продукцию достаточно дорогой. Елена Свечникова, владелица ателье: – То есть, вот затратная часть, двенадцать процентов НДС, ну, десять процентов – это средняя цена пошлин, тридцать два процента, и мы грубо берем в расчет, что десять процентов у нас обходится транспорт, сорок два процента. Вот это затратная часть – 42% к стоимости продукта, который вы покупаете. Для того чтобы товар из Поднебесной не стоил так дорого, подавляющее большинство предпринимателей предпочитают ездить за ним сами. Но сейчас на таможенном посту Хоргос скопились десятки фур с товаром. Чтобы забрать его, нужно получить разовую визу, а стоимость ее китайские власти подняли до шестисот долларов. Таким положением дел озабочены не только индивидуальные предприниматели, но и экспедиторские компании. Их владельцы говорят, что уже находятся на грани разорения. Алия Сейлгазина, начальник отдела маркетинга транспортно-экспедиторской компании: – Вот эти годовые визы, безномерные, их отменили. Тем самым сократился поток между Китаем и Казахстаном. Это повлияет, конечно, на экспедиторские компании, которые не смогут уже возить должным объемом на территорию Казахстана объемы китайской продукции. В начале этого года Казахстан ужесточил правила въезда для водителей из КНР. То, что происходит с китайскими визами для казахстанцев сейчас, перевозчики называют не иначе как местью со стороны властей соседней страны. Теодор Каплан, генеральный секретарь Союза международных автомобильных перевозчиков РК: – Вот в начале года, значит, как я уже сказал, возникли трудности, а с первого июля, коль скоро консульство вновь ввело ужесточения китайской стороне, китайская сторона вообще прекратила – вот наши водители с июля ни одной визы не получили. Вот за все это, этот год уже три тысячи транзитных рейсов потеряно. В казахстанском МИДе знают о проблемах с визами в КНР. И добавляют, что китайская сторона якобы даже ввела условие паритета – сто наших виз в обмен на сто в Поднебесную. Аскар Абдрахманов, официальный представитель МИД РК: – Мы в курсе данной проблемы. Подтверждаем, чтокитайская сторона действительно ввела принцип паритета при выдаче виз для грузоперевозчиков именно на автотранспорте. И в настоящее время изыскиваются пути решения данной проблемы для того, чтобы возобновить выдачу виз. Казахстанские перевозчики обеспечивают китайскими товарами 14 стран Европы и Азии. Сейчас продукция из КНР на юге республики уже подорожала на 15-20%. Продавцы уверяют – это далеко не предел. Вполне возможно, добавляют они, что, если проблема не решится, продукция из Поднебесной, в конце концов, будет стоить столько же, сколько брендовые товары из Европы.
-----
Водители придумали, как обойтись без китайской визы www.tv7.kz, 23 августа
Алматинские перевозчики придумали свое решение проблемы на казахстанско-китайской границе. На таможенном посту "Хоргос" появилась новая, неофициальная должность – перегонщик. За дополнительную плату казахстанские водители с еще действующей китайской визой перегонят машину в Китай, загрузят ее товаром и вывезут обратно. На посту Хоргос сейчас всего порядка сорока большегрузов. Еще недавно их было в три раза больше. С 1 июля, когда Китай прекратил выдавать нашим водителям шоферские визы в Поднебесную, объемы перевозок сократились в разы. "Работа на посту Хоргос идет без очередей и ажиотажа. Товар из Китая возят лишь те водители, у которых еще осталась китайская виза, но таможенники уверяют, что таких с каждым днем становится все меньше и меньше". Дипломатические неурядицы уже обошлись транспортным компаниям серьезными потерями. Скандал хоть и получился громким, но прошел мимо таможенников. На посту Хоргос резкого сокращения перевозок пока не заметили. КАЙРАТ БАРАНШИНОВ НАЧАЛЬНИК ТАМОЖЕННОГО ПОСТА "ХОРГОС" ДЕПАРТАМЕНТА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПО Г. АЛМАТЫ И АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ: "Таможенный пост Хоргос работает в нормальном режиме, пропускная способность 200 машин в день, каких-либо проблем мы не видим, готовы к любой работе". К любой работе теперь готов и водитель Даулет Ердешов. Он работает сейчас не жалея ни себя, ни свою машину. До окончания срока китайской визы у него осталось меньше месяца. Пока коллеги пытаются разобраться с визовым коллапсом, Даулет вкалывает "за себя и за того парня", стараясь сделать максимум рейсов в Поднебесную. В месяц он зарабатывает около 2 тысяч долларов. При этом боится, что скоро и вовсе останется без работы. Самые предприимчивые из коммерсантов нашли выход даже в этой, казалось бы, безнадежной ситуации. Они пригоняют свои фуры к границе и там уже нанимают перегонщика, у которого еще не истек срок китайской визы. Услуга эта стоит от 300 до 500 долларов. И по словам водителей, сервис очень востребован. РИНАТ ВАЛИЕВ ВОДИТЕЛЬ: "Если останусь без визы, то и без работы останусь. Придется ждать перегонщиков". История с визовыми ограничениями длится с начала года. Стороны до сих пор не могут договориться о компромиссном решении. В итоге, если в прошлом году казахстанские водители получали порядка 5 000 пропусков в КНР, то в этом – лишь 700. Последствия не заставили себя ждать. С одной стороны, это сотни безработных водителей. С другой – китайский товар в дефиците. Как бы ни странно это звучало. И еще цены на весь ассортимент Made in China, которые сразу скакнули вверх. |