NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Воскресенье 25.08.2019 16:48 ast
13:48 msk

Институты развития перестанут быть "чемоданом без ручки"
Вероятно, руководство ФНБ "Самрук Казына", избавившись от институтов развития, вздохнет с облегчением. Если проследить историю возникновения и фактического развала этих организаций, то становится ясно – они всегда были лишь балластом в составе фонда
27.08.2011 / экономика

Сергей АБАКШИН, www.better.kz, 26 августа

Вероятно, руководство ФНБ "Самрук Казына", избавившись от институтов развития, вздохнет с облегчением. Если проследить историю возникновения и фактического развала этих организаций, то становится ясно – они всегда были лишь балластом в составе фонда. Теперь же, когда президент Назарбаев своим указом передал институты министерствам, в выигрыше останутся все стороны без исключения. ФНБ отделается от пережитка излишней концентрации, министерства получат новый инструмент, а сами институты – хороший шанс, наконец, сыграть свою роль в казахстанской экономике и преодолеть "моральное" и политическое банкротство.

Бледная копия Госплана
В лучшем случае институты развития выполняли при "Самрук Казыне" функцию Госплана "для бедных" – готовили техническое, финансовое исполнительное обоснование, но даже на этом поприще не добились каких-либо эффективных и запоминающихся результатов. Произошла подмена понятий: из системных интеграторов макроэкономических инновационных и инвестиционных проектов институты превратились в эдакий "чемодан без ручки". Согласно поговорке, сей предмет и нести неудобно, и бросить жалко. ФНБ долго и мужественно пытался реанимировать структуры, в которые, как ни крути, были вложены огромные средства и на которые возлагались еще большие надежды. То, что толку нет, и при таком раскладе не будет, стало ясно еще при объединении ФУР "Казына" – сосредоточия институтов и Казахстанского холдинга по управлению госактивами "Самрук". Ошибка вкралась в расчеты изначально, и сколько бы руководство уже совмещенного фонда не билось над ее исправлением, скорректировать положение можно лишь кардинально. Что и сделал президент, своим указом передав институты профильным министерствам.
"Институтами развития, подчиненными сегодня фонду, должны управлять соответствующие министерства. Министерству экономического развития и торговли передается фонд "Даму", который будет заниматься малым и средним бизнесом, Министерству индустрии и новых технологии – группа банков развития, включающая фонд "Казына Капитал Менеджмент", "Инвестиционный фонд Казахстана", "КазЭкспортГарант", – такова суть указа главы государства. При этом президент подчеркнул, что ФНБ успешно выполнил роль оператора государственных антикризисных мер, теперь же перед ним стоят новые задачи. "Все приобретенные банковские активы следует передать Национальному банку. В ближайшее время жду предложения по дальнейшей их судьбе, в том числе по определению инвесторов, готовых приобрести эти активы с возвратом денег государству".
По сути, президентский указ избавляет ФНБ от непрофильных функций и лишних нагрузок. Это было ожидаемо. "Совет директоров фонда избрал нового руководителя Тимура Кулибаева. Он должен повернуть деятельность "Самрук Казына" к задачам, для которых фонд создавался, – взрастить национальных чемпионов из наших компаний", – так объяснил президент свое решение. Важно то, что президент не критиковал ФНБ за "развал" институтов, прекрасно понимая – вины фонда в этом нет. Напротив, именно усилия руководства ФНБ сейчас привели к тому, что министерствам передаются все же кадрово обновленные и потенциально работоспособные структуры. В принципе, жест главы государства можно трактовать как поощрение, даже подарок всем участникам передачи.

Давняя ошибка
Даже экономисты-мастодонты не в состоянии объяснить, зачем разные по направлениям деятельности организации сконцентрировали вначале в "Казыне", а затем в объединенном фонде. Собственно, системные огрехи и ошибки ФНБ унаследовал от первоначального куратора институтов – Фонда устойчивого развития "Казына". По данным специалистов, за все время работы ФУР "Казына" было одобрено более сотни проектов на сумму порядка 4 миллиардов долларов, только к 2007 году через подведомственные этому органу институты развития прошло около 1,5 млрд. долларов. Посредством "Казыны" распределялось не менее 10-15% всех расходов бюджета страны, но при этом упомянуть действительно завершенные инновации крайне сложно. Хотя о них слышал каждый казахстанец. "Прорывные проекты" не прорвались никуда, кроме как на страницы газет. Та же участь постигла и кластерную модель развития регионов, и "30 корпоративных лидеров", и нанотехнологии, и индустриально-инновационные программы. Воплощение в реальность широко разрекламированных, в задумке блестяще проработанных идей, мягко говоря, институтами развития провалилось.
Отдельные достижения на ниве инвестиций и поддержки МСБ тонули в бесконечном провале. Напомним, что на момент возникновения ФНБ "Самрук-Казына" при нем закрепилось порядка 8 институтов – детищ "Казыны", через которые планировалась реализация 70% индустриально-инновационных проектов. В задачу институтов развития входило "финансирование проектов, способствующих диверсификации экономики, снижению ее зависимости от сырьевых отраслей путем развития, в первую очередь, стратегических секторов экономики". Банк развития Казахстана (БРК), по плану занимавшийся долгосрочным кредитованием индустриальных и инфраструктурных проектов, Инвестиционный фонд Казахстана (ИФК), финансировавший инвестиционные проекты через вхождение в капитал, Фонд развития предпринимательства "ДАМУ", оказывающий финансовую поддержку субъектам малого и среднего бизнеса – о плачевном существовании этих структур мог поведать даже школьник, настолько широко они оскандалились.
По отзывам аналитиков и проверяющих чиновников, ни один из институтов развития, созданный в период существования "Казыны" не выполнил возложенных на него функций. Деятельность их неэффективна, непрозрачна, идет в отрыве от экономики страны, приоритеты расставлены неправильно, многие институты развития не выполняют своих функций, ощутимых результатов никто не видит – таков был лейтмотив оценок. Руководство этих организаций обвиняли и в синдроме временщиков, коль скоро первые лица менялись там по 5-6 раз в год, и строительстве воздушных замков, и в прямом разворовывании средств, а также во взяточничестве и других коррупционных грехах. Хороший пример: БРК, стоящий на острие финансирования прорывов в индустрии, проиграл "громкий" иск о защите деловой репутации к одной из республиканских газет, обвинившей руководство банка в раздаче кредитов явно провальным проектам. За фактический срыв финансирования нефтехимического комплекса на западе республики тогдашний заместитель Кайрата Келимбетова на посту главы ФНБ "Самрук-Казына" Тимур Кулибаев камня на камне не оставил от Банка развития. После этого деловую репутацию институтов стало нужно искать под микроскопом.
Институты "невзлюбили" буквально все – не только разочарованные бизнесмены, но и работники правоохранительных и контролирующих органов, которым "неудачники" явно прибавили дел. В 2010 году председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев раскритиковал их деятельность. Счетный комитет выяснил, что почти половина институтов развития Казахстана являются убыточными. Из 116 акционерных обществ, образованных ими за последние пять лет, 51 признано убыточными, указали чиновники.
"Сохраняется практика увеличения административных расходов, при этом данные расходы покрываются за счет дивидендов от депозитных вкладов бюджетных средств. В результате средства республиканского бюджета повышают благосостояние только определенного круга лиц", – заявлял тогда глава комитета. По сведениям комитета, Национальный инновационный фонд и Инвестиционный фонд Казахстана допустили колоссальные убытки по итогам деятельности за 2007–2008 годы. "Из республиканского бюджета на формирование и пополнение уставных капиталов АО "Национальный инновационный фонд" и АО "Инвестиционный фонд Казахстана" за эти годы выделено более 70 млрд. тенге. По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2007–2008 годы этими АО допущены убытки на общую сумму 25,5 млрд. тенге. На момент контроля Счетного комитета из 85 проектов, финансируемых венчурными фондами АО "Национальный инновационный фонд", реализовано только 3. Из профинансированных АО "Инвестиционный фонд Казахстана" 36 проектов к настоящему времени завершены лишь два", – подчеркивал Оксикбаев. В ходе проверок 2011 года Счетный комитет вновь отметил вопиющие проблемы – низкую эффективность управления бюджетными средствами, срыв и невыполнение обязательств по проектам и т.д. За ИРК прочно закрепилась репутация мертворожденных отстойников для "племянников", окончивших Гарвард, эдаких синекур, параллельно со своей бездеятельностью выкачивающих из бюджета денежную массу.

Министерства приняли эстафету
Примечательно, что банкротство институтов отнюдь не экономическое, поскольку средства им поступали исправно, а политическое и так сказать "моральное". Эти структуры попросту вдребезги разбили мечту об инновациях, изрядно подмочив саму идею, которая не может не вызывать только положительного отклика. По мнению аналитиков, институтам развития еще в момент возникновения придали чрезмерно широкие и туманные полномочия, не выстроили кадровую структуру, допустили быструю смену первых руководителей и не отработали механизм ответственности.
Но основной управленческой ошибкой стала именно концентрация разноплановых структур в одном большом холдинге, отвечающем за множество задач, в том числе, за борьбу с кризисом. Для "Самрук-Казыны" польза институтов фактически приблизилась к нулю, коль скоро главные инвестиционные и инновационные проекты фонд и его нацкомпании осуществлял и осуществляет с помощью своих зарубежных и, к сожалению, гораздо реже – отечественных инвесторов. Взять тот же нефтехимический комплекс на Западе, строительство которого Банк Развития Казахстана – как и практически все аналогичные проекты – безбожно затянул. В результате ФНБ самостоятельно привлекло китайского партнера, и теперь задача близка к реальной стадии воплощения. Она реализуется без участия институтов. Как и многие другие. Программа развития нефтехимической отрасли на 2008–2013 годы, Программа развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса, Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов, Программа урановой промышленности, Программа развития электроэнергетики, Программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря – все эти начинания выполняются без присутствия институтов развития.
Институты задвигаются на второй план по вполне понятным причинам: проекты ждать не могут, выбрасывать на ветер государственные средства преступно, а иностранные инвесторы предлагают куда более выгодные и быстрые решения, чем отечественные институты. Кое-как ИРК поучаствовали в развитии газовой отрасли, вложившись в финансирование одного газопровода, а также отметились в Программе диверсификации и развития машиностроительной отрасли, но это капля в море...
Теперь же системная проблема, наконец, ликвидирована указом главы государства, и есть все основания полагать, что под контролем профильных ведомств институты займут предназначенную им нишу. Ближайшее будущее покажет, сможет ли единственно возможный в данных условиях шаг реанимировать провальные ИРК. Министерствам, получившим потенциально сильный ресурс, и карты в руки, ну а "Самрук-Казыне" остается поблагодарить президента за сброшенный "чемодан".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Строительная индустрия Туркменистана заинтересована в импорте казахстанских стройматериалов 31.08.2011
В Кызылорде состоялось совещание по вопросам реализации проекта "Западная Европа – Западный Китай" 31.08.2011
Бензин на грани исчезновения 31.08.2011
США приоткрыли путь к спасению мира 31.08.2011
Рассмотрена возможность участия ЕБРР в проектах автодорожной отрасли 27.08.2011
Институты развития перестанут быть "чемоданом без ручки" 27.08.2011
В Агентстве РК по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) проведено заседание Правления 27.08.2011
О стабилизации производства в ПФ "Озенмунайгаз" 27.08.2011
Состоялось подписание Соглашения о займе между РК и МБРР по проекту "Укрепление национальной статистической системы" 27.08.2011
Проект 7"Я: надежда на позитивный исход конфликта с ККБ 27.08.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.08.19 Воскресенье
73. МАМЕШОВ Абдимаш
71. КУПЕНОВА Бахыт
69. ЗАКИЕВ Болат
67. АЙНАБЕКОВ Алпысбай
67. ОРМАН Анарбек
65. КЕНЕСАРИН Сагир
64. ХАЙРУЛЛИН Серик
61. ПАК Лариса
60. КАСМАКАСОВ Серикбай
58. ТЛЕУМУРАТОВ Юрий
57. ТУКЕЕВ Жаксыбек
56. БАЗАРКУЛОВ Абдихалык
53. ЖУМАБАЕВ Нурлан
53. МУТАШЕВ Сагынбек
51. ИБРАЕВ Ернар
...>>>
26.08.19 Понедельник
80. АМИРОВ Кулман
73. КАРИН Гани
72. ЦАЙ Владимир
68. ДЕРНОВОЙ Анатолий
67. КОМАРОВ Геннадий
66. ШАЛГЫМБАЕВ Серикбол
64. КУЧКОВСКИЙ Анатолий
62. ТАЙГУЛОВ Ерлан
60. ЖИЛКИН Александр
59. ДАУРОВ Хусей
57. ЕРЖАНОВ Нурлан
57. МАЖИРИН Дабыржан
56. АЮПОВ Мирболат
56. ГИСЛЕР Жанна
55. КАРИМОВ Канат
...>>>
27.08.19 Вторник
84. ШЛЯХОВ Вениамин
80. МУХАШОВ Аманбек
68. КУШКАЛИЕВ Самат
67. КАШАГАНОВА Анар
66. САРСЕКОВ Бексултан
66. ШИБКЕНОВ Зейнулла
64. ДЖАНАБАЕВ Ержан
63. БАЙКОНЫРОВ Самет
61. НУРГАЛИЕВА Сара
60. САРТАЕВ Дастан
59. АЙМАГАМБЕТОВ Бекет
59. МУХАМБЕТОВ Марат
58. ЖАНГАСКИН Канат
58. КОКЕБАЕВ Сарсен
56. САТПАЕВ Болат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz