www.atameken-kz.com, 7 сентября
Рабочей группой НЭП "Атамекен" по либерализации законодательства в сфере предпринимательской деятельности, созданной 25 апреля т.г. приказом председателя Президиума Палаты во исполнение поручений Главы государства о сокращении контрольно – надзорных функций госорганов и оптимизации проверок, подготовлен промежуточный отчет по анализу законодательства в этой сфере. "Атамекен" представляет краткую информацию по результатам проведенного анализа: * Законом "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан" от 6 января 2011 года предусмотрено 105 видов государственного контроля и надзора. * Анализ отраслевых Законов и Положений о государственных органах показал, что в разрезе функций каждого госоргана видов государственного контроля и надзора значительно больше – 482. Деятельность госорганов, осуществляющих государственный контроль и надзор помимо вышеназванного Закона регулируется 136 законами. * В вышеназванные виды государственного контроля и надзора госорганов за субъектами частного предпринимательства не вошел лицензионный контроль, образующий фактически отдельную отрасль проверок. По подсчетам "Атамекена" существует 136 видов лицензионного контроля. * За 2010 год зарегистрировано 348242 проверки субъектов частного предпринимательства. Из них в количественном соотношении лидерами по проверкам являются: Министерство здравоохранения – 194808; Министерство по чрезвычайным ситуациям – 47364; Министерство финансов – 34279; Министерство сельского хозяйства – 15178. За первый квартал 2011 года зарегистрировано 41022 проверки субъектов частного предпринимательства. * Выявлено, что ряд госорганов выполняют не свойственные им функции. В Законе РК "О региональном финансовом центре г. Алматы" к основным задачам Национального банка относится государственный контроль за соблюдением участниками финансового центра законодательства РК о труде в то время, как данная функция закреплена за МТСЗН РК. * Закон "О государственном контроле и надзоре в РК", призванный установить единые принципы осуществления контрольной и надзорной деятельности носит рамочный характер, поскольку в нем содержится большое количество исключений и отсылочных норм по проводимым проверкам. Под действие Закона не подпадают 19 сфер государственного контроля и надзора. В итоге, в Таможенном и Налоговом кодексах, Законах "О валютном регулировании и валютном контроле", "О конкуренции", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", "О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия" установлена иная процедура проведения проверок. * По законодательству о техническом регулировании и аккредитации проверки субъектов частного предпринимательства осуществляют коммерческие юридические лица. * В отдельных законах устанавливаются иные сроки проведения проверок, чем в Законе "О государственном контроле и надзоре", к примеру, разница с Налоговым кодексом по срокам с учетом продления проверки может составлять 105 – 255 дней. * В ряде Законов установлены полномочия госорганов по контролю и надзору в сфере административного законодательства, однако в них не прописаны процедуры контроля и сроки проведения (пример – нормы Законов "О Прокуратуре" и "Об органах финансовой полиции Республики Казахстан"). По итогам проведенного анализа, Национальная экономическая палата "Атамекен" в целях оптимизации всех видов проверок предлагает внести существенные поправки в Закон "О государственном контроле и надзоре": предусмотреть все виды и закрепить единые процедуры проведения проверок в отношении субъектов частного предпринимательства, унифицировать и сократить сроки проведения проверок, а также поставить на утрату все положения (главы) других законов, устанавливающих проверки. "Атамекен" предлагает отказаться от подвидов лицензирования, что сократит объемы разрешительных документов в 4 раза: с 434 до 108. Как показал проведенный Рабочей группой анализ, на сегодняшний день Законом РК "О лицензировании и разрешительных документах" предусмотрено 434 формы лицензирования, включающих 26 сфер, 108 видов, 215 подвидов и 111 подподвидов лицензирования. Для сравнения, в России предусмотрено только 49 видов деятельности, подлежащей лицензированию, к заявлению прилагаются 4 документа; в Кыргызстане – 31 вид лицензируемой деятельности, для оформления необходимы 3 документа. Как показывает международный опыт, реформа разрешительной системы обеспечивает значительную экономию государственных средств: к примеру, в Нидерландах, в результате усовершенствования системы лицензирования, которая сопровождалась передачей данных функций бизнес-ассоциациям, экономия средств достигла 4,5 млрд. долларов США в год; в Индии при сокращении лицензируемых сфер с 52 до 5, темы роста ВВП выросли с 3,5% до 6-7% в год. По итогам проведенного анализа, Национальная экономическая палата "Атамекен" предлагает разработать проект Закона РК "О лицензировании и разрешительных документах" в новой редакции, с учетом международного опыта. В рамках данного закона предлагается пересмотреть и упростить ряд процедур по получению лицензий и иных разрешительных документов. Кроме того, "Атамекен" предлагает ограничить сферы применения разрешений видами лицензирования, прямо предусмотренными в законе. Все иные подвиды лицензий и разрешений, введенные госорганами в расширение норм закона, предлагается поставить на утрату. Таким образом, из существующих 434 видов можно оставить только 108 отнесенных к лицензионной деятельности сфер. Кроме этого, Рабочая группа рекомендует ряд функций в сфере лицензирования и разрешительной системы передать в ведение самоуправляемых организаций в лице отраслевых объединений бизнеса. Промежуточный отчет направлен Председателю Президиума НЭП "Атамекен" Тимуру Кулибаеву и в уполномоченные госорганы. |