Управление сводного анализа и информационного сопровождения Агентства, 16 сентября
На заседании были рассмотрены итоги предварительных рассмотрений сведений о нарушениях антимонопольного законодательства. На Методсовете были рассмотрены результаты анализа деятельности оптовых поставщиков нефтепродуктов, в том числе причины дефицита и обоснованности цен на оптовом рынке ГСМ. По объяснениям оптовых операторов ГСМ, основной причиной подорожания нефтепродуктов является повышение стоимости нефти. В рамках данного анализа рост закупа нефти в период с апреля по июнь т.г. был сопоставлен со стоимостью готовых нефтепродуктов, реализованных давальцами нефти с НПЗ. Он показал, что динамика цен на ГСМ, установленная субъектами оптового рынка нефтепродуктов, неадекватна динамике цен на нефть. Отдельными крупными субъектами оптового рынка ГСМ, в том числе ТОО "Санойл", АО "Нефтяная компания КОР", ТОО "Refinery Company RT", при снижении закупочных цен на нефть стоимость реализации ГСМ увеличивалась. Другие субъекты рынка стоимость ГСМ увеличивали непропорционально повышению цены закупа нефти – ТОО "Интерди", ТОО "Petroleum Operating". К примеру, одной из компаний при снижении цены нефти на 20,1% была увеличена стоимость дизельного топлива на 32%, при повышении цены на нефть на 4,12% увеличена цена на бензин марки Аи-92 на 24,62% и т.д. В данных действиях субъектов рынка ГСМ Методсоветом усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства в части совершения антиконкурентных согласованных действий, выраженных в установлении и поддержании цен. Признаки аналогичных нарушений выявлены и в ходе проведенного анализа объемов переработки нефти за тот же период, выявившего значительное их снижение отдельными субъектами рынка (АО "ҚазМұнайГаз-Өнімдері", ТОО "Торговый Дом "ПетроКазахстан", ТОО "ПЕТРОЧАЙНА ИНТЕРНЕШНЛ КАЗАХСТАН", ТОО "НЕФТЕПРОДУКТ ЛТД"). Кроме того, произошло снижение переработки нефти давальческими организациями на нефтеперерабатывающий завод: АО "РД "КазМунайГаз", ТОО "Inter Oil", ТОО "Petroleum Operating", ТОО "Petreks", ТОО "SAT Trade", ТОО "Premium Trade", ТОО "МКАО Оil", ТОО "Антал С", ТОО "Тахами ойл", ТОО "Евро Ойл", ТОО "Interdi", ТОО "Мега Ойл Продукт", ТОО "САНОЙЛ", ТОО "Вист Групп", ТОО "ЕрТранс Коммерц Ойл", а также на ПКОП: КОМПАНИЯ "LITASCO SA", ТОО "САНОЙЛ", АО "Нефтяная компания "КОР", ТОО "АЛЕМ ТРЕЙДИНГ", ТОО "Petroleum Operating", ТОО "КазМунайТрейдЭкспо", ТОО "КумкольТрансСервис", ТОО "TOP Market", ТОО "ПОБЕДИТ ГРУПП". В связи с чем, видя в снижении объемов производства нефтепродуктов предпосылки сегодняшнего дефицита ГСМ, Методсоветом было принято решение начать процедуры предварительного рассмотрения сведений о нарушении антимонопольного законодательства в отношении указанных субъектов рынка по признакам совершения антиконкурентных согласованных действий, направленных на необоснованное ограничение производства (ст. 11 ЗРК "О конкуренции"). Проведено предварительное рассмотрение в отношении ОЮЛ "Республиканская палата оценщиков" (далее – РПО), которое, являясь некоммерческой организацией, созданной для защиты и законных интересов оценочных компаний, не обладая функциями регулирования ценообразования на оценочные работы, а также правом отзыва лицензии на осуществление оценочных работ, разработало тарифное соглашение и обязало оценочные компании применять данное единое тарифное соглашение, а в случае его неисполнения РПО предупреждало об исключении из Палаты, с дальнейшим отзывом лицензии. Методсовет, в действиях РПО по обязыванию оценочных компаний придерживаться единого тарифного соглашения усмотрел недопустимую координацию деятельности оценочных компаний, что запрещено п. 2 ст. 10 ЗРК "О конкуренции". Принято решение о проведении расследования в отношении АО "Вокзал-Сервис", которое, злоупотребив своим доминирующим положением, отказало в доступе на территории вокзалов предприятию – потенциальному конкуренту по оказанию справочно-информационных услуг по пригородным сообщениям Восточно-Казахстанской области. В ходе рассмотрения были установлены признаки недобросовестной конкуренции со стороны ИП "Гадиров" (далее – ИП). Занимаясь производством и реализацией сухих строительных смесей, ИП неправомерно использовал товарные знаки, принадлежащие другому производителю (пп.1) п.2 ст.16 ЗРК "О конкуренции"). Предварительным рассмотрением установлены признаки злоупотребления ГКП "Житикаракоммунэнерго" (далее – ГКП) доминирующим положением в части ущемления прав потребителей (ст.13 ЗРК "О конкуренции"). Изучив результаты рассмотрения поступившей в Агентство жалобы, Методсоветом были сделаны выводы о безосновательном отказе ГКП в заключении с гражданином-потребителем договора на электроснабжение трехфазных токоприемников от ТП-9, так как в процессе рассмотрения было установлено наличие свободных (достаточных) мощностей для его заключения. Были выявлены также и нарушения в части разных требований к представляемому пакету документов для заключения данных договоров. Хотя расследование еще не закончено, доминант уже заключил необходимый договор, то есть права потребителя восстановлены. Принимая во внимание, что в себестоимости мяса большое значение играет цена комбикорма и отрубей, Агентством был проведен анализ рынка оптовой реализации комбикорма и отрубей. Рассмотрев результаты проведенного анализа, Методсоветом были приняты решения о внесении необходимых изменений в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение (далее – Реестр), в части включения в него крупных субъектов данного рынка. Нахождение субъектов в Реестре говорит как о лидирующих позициях предпринимателей на рынках, так и о недопустимости злоупотреблений своим доминирующим/монопольным положением. Методсоветом рассмотрены ходатайства о предоставлении согласия на создание новых предприятий, а также на дальнейшую деятельность юрлиц с участием государства. При этом, учитывая уровень развития конкуренции и в целях недопущения ее ограничения, по большинству из ходатайств были приняты решения об отказе как в создании, так и в продолжении дальнейшей деятельности компаний (АО "Материально-техническое обеспечение индустрии туризма и спорта", ТОО "Многопрофильный медицинский центр "Мейірім", АО "Лесной питомник"). По всем выявленным фактам нарушений антимонопольного законодательства будут проведены расследования, о результатах которых Агентство сообщит дополнительно. |