Руслан БАХТИГАРЕЕВ, "Время", 28 сентября
Министр нефти и газа Сауат МЫНБАЕВ – без преувеличения казахстанский Адам СМИТ: он нашел способ не только решить проблему дефицита ГСМ в республике, но и удержать инфляцию в прогнозируемом Нацбанком коридоре – 6-8 процентов. Ноу-хау от Мынбаева просто – с миру по литру, Казахстану – насыщение топливного рынка. Министр заявил: республика будет покупать бензин у России, уже на днях выйдет постановление правительства, обязывающее НК "КазМунайГаз" завезти в страну 50 тысяч тонн топлива. Причем – себе в убыток (см. "Сосед всегда нальет", "Время" от 27.9.2011 г.). Поспешность столь нетривиальных с экономической точки зрения шагов объясняется просто: в начале сентября министр обещал устранить дефицит ГСМ в республике к середине октября. На то, чтобы выполнить обещание, у Сауата Мухаметбаевича осталось 18 дней – вот и приходится из кожи вон лезть, доказывая: министр – сказал, министр – сделал! Между тем руководству Миннефтегаза не мешало бы внимательнее читать прессу. К примеру, на сайте информационного агентства "Казинформ" 21 сентября было опубликовано интервью главного инженера Атырауского нефтеперерабатывающего завода Дениса КОЗЫРЕВА, который сообщил: АНПЗ увеличивает выпуск АИ-92 до 22000 тонн в месяц. По словам Козырева, на 1 сентября АНПЗ переработал 2863000 тонн нефти, выработал 348133 тонны бензина. В том числе АИ-80 – 214588 тонн, АИ-92 – 127384 тонны, АИ-95 – 6661 тонну. Кроме бензина на 1 сентября произведено 878738 тонн дизельного топлива. Интервью Козырева пролило свет на проблему нехватки дизеля. Не секрет, что сегодня во многих регионах Казахстана (в том числе и в Алматы) дизельного топлива днем с огнем не сыскать. Почему? Господин Козырев знает ответ: "Из-за нехватки железнодорожных цистерн владельцы дизельного топлива резко сократили его вывоз с нефтеперерабатывающего завода. На сегодня в резервуарах АНПЗ хранится 30000 тонн дизельного товарного топлива. Ежедневно мы еще вырабатываем порядка 5000 тонн дизельного топлива. Но, к сожалению, вывозится его в день порядка 4000-4500 тонн. Не хватает просто-напросто подвижного состава. Вагонов-цистерн. Это приводит к тому, что происходит затоваривание резервуарного парка. Что ведет к снижению производительности всего завода: мы производим и не отгружаем. Страдает и завод, и потребитель, своевременно не получающий дизельное топливо". Так, может быть, вместо того, чтобы просить соседа "отлить", стоило бы разобраться с дефицитом железнодорожных цистерн? Тем временем представители автозаправочных сетей Казахстана написали открытое письмо в Министерство нефти и газа, в Агентство по регулированию естественных монополий и в Агентство по защите конкуренции. В своем послании владельцы АЗС говорят о том, что терпят убытки и вынуждены закрываться. И все это – по вине ведомства Сауата Мынбаева. "Мы как конечные реализаторы нефтепродуктов несем все расходы по содержанию АЗС, нефтебаз и бензовозов, и сейчас, в условиях ценового ограничения и дефицита топлива, терпим существенные убытки, а многие вынуждены закрывать станции, – пишут предприниматели. – За 5 месяцев, несмотря на уверения Министерства нефти и газа, ситуация не разрешается, а только усугубляется. Из-за этого страдают не только простые потребители, но и социальные службы. Таким образом, мы стали заложниками ситуации и не имеем возможности осуществлять нормальную предпринимательскую деятельность. Считаем, что исправить положение возможно только путем соблюдения баланса цен с Россией, о чем мы постоянно уведомляем госорганы и СМИ. Мы просим Министерство нефти и газа, Агентство по регулированию естественных монополий, а также Агентство по защите конкуренции предпринять действенные меры по снижению дефицита, а также способствовать созданию нормальных конкурентных условий на рынке ГСМ". Недовольны сложившейся на рынке ГСМ ситуацией и в парламенте, мажилисмен Танирберген БЕРДОНГАРОВ уверен: вступление в Таможенный союз – в целом благо для страны. Но есть и минусы. Бензиновый кризис – один из них. – Нельзя судить однозначно, кто виноват – считает Бердонгаров. – Отчасти дело в сговоре автозаправочных станций. Ведь основная их цель – получение прибыли. Есть моменты, когда при возникновении ажиотажного спроса АЗС либо придерживают бензин, либо выставляют его по высоким ценам. Но основная проблема бензинового кризиса – не столько и не только в АЗС. Она заключается в том, что объемы производства бензина в Казахстане не удовлетворяют потребностей страны. Пока мы находились не в рамках Таможенного союза, внутренняя потребность в ГСМ удовлетворялась. С отсутствием границ у оптовиков появилась возможность вывозить бензин в Россию, где его можно продать дороже (у северного соседа стоимость бензина примерно на 40 процентов выше, чем в Казахстане). По словам Бердонгарова, "план Мынбаева" – лишь временный выход из положения. – Я надеюсь, что такие шаги не станут систематическими, потому что государство теряет на этом весьма большие деньги, – заявляет депутат. – Конечно, строительство новых заводов или реконструкция старых – это вопрос не одного года и не одного тенге. Но рано или поздно этим придется заняться. Что нужно сделать в первую очередь и уже сегодня? Во-первых, чтобы наши переговорщики в рамках Таможенного союза отстояли перед Россией определенные нормативные ограничения, которые позволили бы остановить вывоз нашего бензина в соседнюю страну. |