Рахман АЛШАНОВ, д.э.н., ректор университета "Туран", "Казахстанская правда", 7 октября
За 20 лет независимости экономика Казахстана прошла ряд сложных этапов. За этот короткий период страна испытала на себе последствия трех кризисов. Первый системный кризис СССР, второй азиатский кризис 1998 г. и последний, глобальный финансово-экономический кризис 2007/08 гг. Последствия первого кризиса страна преодолела к 1997/98 гг., когда были пройдены самые нижние точки развития. Все эти явления были испытаниями на прочность, которые наша страна успешно выдержала. Самым сложным экзаменом оказался первый системный кризис, истоки которого находились в союзной экономике.
У критической черты Казахстан приступил к формированию национальной экономики в условиях резкого разрыва хозяйственных связей некогда единого народно-хозяйственного комплекса. Суть настойчивого стремления Казахстана в сохранении сложившегося экономического взаимодействия с другими республиками, особенно с Россией, была основана на том, что именно наша республика была наиболее интегрированной в союзной экономике. Потеря емкого рынка для казахстанской экономики означало лишение не только рынков сбыта, но и автоматически вело к коллапсу всего производства. Следует учесть, что львиная доля казахстанских промышленных предприятий была союзного подчинения, они занимали видное место в экономике страны, особенно в горно-металлургической отрасли. Сельскохозяйственные предприятия снабжали зерном, мясом, молоком, шерстью, хлопком и другой продукцией весь Союз, обеспечивали своей продукцией продовольственную безопасность всей страны. Развал единого государства нанес значительный экономический, социальный урон для всех, в том числе для Казахстана. Огромный потенциал Казахстана в одночасье оказался невостребованным. Потребители из других республик отказывались приобретать казахстанскую продукцию или не могли платить за нее. Экономика единой страны затрещала по всем швам. Никто ничего не хотел понимать, вместо производства пошли лозунги и призывы. Наступил коллапс, кризис вселенского масштаба. Республики захлестнула гиперинфляция, угрожающе нарастала безработица, забурлили протестные настроения. Общее падение союзной экономики превысило 50%, для сравнения, Великая депрессия в США нанесла урон в 29%. По целому ряду отраслей спад длился в разных республиках от 5 до 8 лет. Нижняя точка пройдена у целого ряда стран в 1997/98 гг. Однако есть страны, которые до сих пор не могут полностью оправиться и выйти на полноценный путь развития. Очевидно, и всем известна яростная борьба Казахстана, его прагматичного Президента Нурсултана Назарбаева, при поддержке суверенитетов всех республик, за сохранение экономических и хозяйственных связей. Напомним, что в начальный период все мечтали о полной свободе, романтически полагая, что за ней придет все. Однако всем еще предстояло пройти долгий и непростой путь от получения независимости до становления полноценного государства, формирования экономического соучастника мировой экономики. Процесс осознания адекватной интеграции в быстро глобализирующемся мире идет медленно, сложно, местами болезненно. Но этот путь неизбежен. И Казахстан ранее всех в силу своего экономического положения осознал и настойчиво боролся за интеграцию. Такова была экономическая прелюдия независимости. Сразу же надо было решать целый комплекс экономических, социальных и политических задач. Главный выбор – дадим экономическую свободу гражданам страны. Будем интегрироваться в мировую экономику на максимально выгодных для страны условиях. Обеспечим людей достойной работой и оплатой за нее. Создадим условия для получения образования, сохранения здоровья, позаботимся о старости и детях. Эти и другие решения обеспечили принципы нашего независимого становления и развития. Однако провозгласить принципы намного легче, чем их достигнуть. Неизвестностей оказалось больше, чем ожидалось. Есть мировой опыт, но каждая страна несет бремя перемен сама. Казахстан не видел обратной дороги и шел вперед через тернии.
Создание новой социально-экономической системы Наиболее трудной задачей стало формирование рыночных отношений. Практически был осуществлен переход на новую социально-экономическую формацию. Нужно было не только объявить экономическую свободу, но и создать практические условия для ее реализации, становления свободного предпринимателя, бизнесмена, частного собственника. Важным шагом перехода на качественно новые отношения стали приватизация и разгосударствление государственной собственности. В результате 4 этапов приватизации (малой, массовой, индивидуальной) за 1991–2000 гг. новым частным собственникам через коммерческие, инвестиционные, открытые конкурсы за купоны, рубли и тенге продано 34,5 тыс. объектов государственной собственности на общую сумму 215,4 млрд. тенге. Сам процесс приватизации, вызвавшей много яростных споров и острых дискуссий, привел к появлению в стране невиданного ранее класса частных собственников и свободных предпринимателей. Так, число наиболее массовой сферы предпринимательства – малого бизнеса (индивидуальных предпринимателей, фермеров, работников МСП) – значительно выросло с 19,0 тыс. малых предприятий в 1993 г. до 67,0 тыс. в 2000 г. и 675,2 тыс. действующих субъектов МСП в 2011 г. В этой сфере занятость выросла со 132,4 тыс. чел. в 1997 г. до 2,5 млн. Из них на 1 сентября 2011 г. 699,2 тыс. чел. работали в средних предприятиях, 661,7 тыс. в малых, 697,1 тыс. в индивидуальных предприятиях, 429,5 тыс. в крестьянских (фермерских) хозяйствах. И если в 1996 г. 39,5% всей собственности страны находилось в руках у государства и 57,1% в негосударственной, то в 2010 г. доля государства снизилась до 10,8%, а 72% находилось в частной собственности, 17% – иностранной собственности. Уже в 1997 г. 79% объема промышленной продукции выпускалось в частных предприятиях, государственных – 6,6%. В 2009 г. 77% продукции выпускалось в частных предприятиях, 22,1% – в иностранных, 0,9% – в государственных. На 1 сентября 2011 г. из 296,1 тыс. юридических лиц 253,6 тыс. (85,6%) являлись частными, 27,2 тыс. государственными, 15,3 тыс. иностранными и 9,5 тыс. совместных. Частная собственность в стране стала доминирующим субъектом экономических отношений. Существенно изменилась экономическая роль государства. Его задачами стали создание нормальных условий для предпринимательства, регулирование экономических и финансовых отношений между государством и бизнесом, забота о финансовой устойчивости и обеспечение социального развития страны. За годы независимости финансовая база государства укрепилась. Для построения правильных взаимоотношений предпринимательства и государства была сформирована фискальная система, создана законодательная, нормативно-правовая основа экономических отношений. Главные социально-экономические принципы были закреплены в Конституции страны. Приняты Гражданский, Трудовой, Налоговый, Таможенный кодексы. Гарантировалось право собственности, предоставлены экономические права и свободы, в особенности право на свободное предпринимательство. За эти годы были созданы условия для реализации этих прав и свобод, обеспечены правовая защита, укрепилась материальная основа и расширились масштабы государственной поддержки бизнеса, предпринимательства. Неоднократно снижались ставки налогообложения. В свою очередь предпринимательство страны обеспечило работой более 6,2 млн. чел., из них 2,7 млн. самозанятые. Выросли доходы населения. Среднемесячная зарплата увеличилась с 6 тыс. тенге в 1998 г. до 24 тыс. в 2000 г. и до 93 тыс. в 2011 г. В результате более чем в 5 раз сократилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.
| 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума1), % | 34,6 | 38,3 | 39,0 | 34,5 | 31,8 | 46,7 | 44,5 | 37,5 | 33,9 | 31,6 | 18,2 | 12,7 | 12,1 | 8,2 | 6,5 | город | - | 32,7 | 38,5 | 32,9 | 30,0 | 36,0 | 33,0 | 24,7 | 23,4 | 20,2 | 13,6 | 6,9 | 8,1 | 4,1 | 3,7 | село | - | 46,0 | 47,7 | 37,1 | 34,2 | 59,4 | 58,4 | 53,2 | 47,1 | 45,6 | 24,4 | 18,1 | 15,9 | 12,1 | 10,1 |
*источник: Статагентство РК
Налоговые и иные поступления в бюджет выросли за 20 лет с 7,1 млрд. тенге в 1993 г. до 3 505,3 млрд. в 2009 г. Всего за первое 10-летие в период с 1992 по 2000 г. в бюджет поступило 2,1 трлн. тенге, а за период 2006–2009 гг. общая сумма поступлений в бюджет составила 12,8 трлн. тенге, в том числе налоговых поступлений на 9,6 трлн. И если в 1993 г. налоги составили 48,8% всех поступлений в бюджет страны, то уже к 2000 г. этот показатель вырос до 87,5%. Перелом наступил в 2008 г., хотя процесс начался в 2007 г. Ослаб налоговый пресс в 2009 г., и уровень налоговых поступлений сократился на 23,5% и составил 64% всех поступлений в бюджет. При этом корпоративный подоходный налог сократился в 2009 г. на 277,2 млрд. тенге, НДС – на 125 млрд., соцналог – на 18,4 млрд. тенге. Это снижение компенсировалось резким увеличением поступлений от трансфертов – 1,1 трлн. тенге, или 32% бюджетных поступлений. Всего за три года активного трансфертного администрирования эти поступления в бюджет составили 2,4 трлн. тенге. Это свидетельствует об улучшении налогового администрирования иностранных компаний и всех других экспортеров сырьевой продукции, главным образом нефти и газа, руд и металлов. Таким образом создана и успешно функционирует надежная финансовая система страны. Эта система находится в развитии, модернизуется. Курс на ослабление налогового бремени дает свои плоды. Развитие предпринимательства и бизнеса способствует укреплению и расширению финансовой базы страны, позволяющей решать все более масштабные задачи социального развития, строить все больше школ, детсадов и больниц, реализовывать крупные инфраструктурные задачи, строить магистральные железные и автомобильные дороги, возвращать бизнесу в виде льгот и преференций. Взаимодействие бизнеса и власти, предпринимательства и государства гармонизируется, в ходе постоянного диалога между ними снимаются острые проблемы, находятся адекватные точки соприкосновения. Основными факторами роста национальной экономики Казахстана стали: быстрое восстановление и прогрессирующее развитие базовых отраслей – нефтегазового сектора, горнодобывающей и металлургической промышленности, транспорта и связи, сельского хозяйства. На эти сферы в 2009/10 г. приходилось 86% валового выпуска продукции страны, в том числе доля горнодобывающей отрасли составила 48,4%.
В конкуренции за инвестиции Значительным рычагом подъема ведущих сфер экономики стало привлечение масштабных иностранных инвестиций, как прямых, так и портфельных. Эти инвестиции в условиях острого дефицита финансовых ресурсов, особенно в начальный период независимости, позволили не только восстановить базовые отрасли, но и модернизировать производство, обеспечить выход продукции на мировой рынок, превратить эти сферы в основной источник национального богатства страны, решать ключевые проблемы социального и экономического развития страны. Главная причина привлечения иностранных инвестиций заключалась в том, что как такового крупного национального капитала в стране не было в начальный период. Приватизация не привела к появлению капитала соответствующего уровня. Дело в том, что основные производительные силы Казахстана представляли отрасли тяжелой промышленности – капитало-энергоемкие производства, требующие значительного основного и оборотного капитала. Такова была сложившаяся утяжеленная структура национальной экономики. Существовавшие на тот момент производственные, финансовые отношения по своему потенциалу не соответствовали масштабам реальных производительных сил. И чтобы запустить крупные производства, вдохнуть в них жизнь, нужен был адекватный крупный капитал. В условиях крайнего дефицита финансовых ресурсов и полного отказа, а вернее сказать, отсутствия бывшего централизованного долгосрочного выделения капитальных вложений, нужно было во что бы то ни стало привлечь соответствующие инвестиции. Сейчас много говорят об условиях их привлечения. И действительно, тогда, когда страна встала на ноги, можно рассуждать об этих пресловутых условиях. Но в тяжелейший кризисный период привлекать иностранные инвестиции для практически неизвестной в мире страны было делом явно безнадежным, обреченным на провал. А выбора практически не было. Предстояло пройти изнурительный, изматывающий период доказательств принятия не всегда приятных обязательств перед немногочисленными в начальный период инвесторами. Но игра стоила свеч. На кону стояла экономическая независимость страны. Следует особо подчеркнуть, что на мировом рынке инвестиций конкуренция не ослабевает. За привлечение инвестиций ведут интенсивную и упорную борьбу практически все страны, включая США, ЕС, Китай, Индию и другие страны. По данным ЮНКТАД, в 2010 г. приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире достиг 1 244 млрд. долл. Крупнейшими получателями ПИИ стали США, Китай, Гонконг, Бельгия, Бразилия, Германия, Великобритания. В 2010 г. половину из 20 ведущих стран по поступлению ПИИ составили развивающиеся государства.
Объем прямых иностранных инвестиций (млрд. долл.)
| 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Мир | 818 | 681 | 557,8 | 742,1 | 945,8 | 1 411 | 1 833 | 1 449 | 1 185 | 1 244 | США | 159 | 63 | 53,1 | 135,8 | 104,8 | 236,7 | 232,8 | 324,6 | 153 | 228 | Китай | 47 | 52,7 | 53,5 | 60,6 | 72,4 | 72,7 | 83,5 | 108,3 | 95 | 106 | Гонконг | 24 | 10 | 14 | 33 | 35,9 | 41,2 | 60 | 59,6 | 52 | 69 | Бельгия | - | 15 | 33,3 | 43,6 | 33,9 | 71,9 | 40 | 110 | 24 | 62 | Бразилия | 22 | 17 | 10 | 16 | 15,5 | 18,8 | 35 | 45,1 | 26 | 48 | Германия | 21 | 36 | 29,2 | -9,2 | 35,9 | 42,9 | 50,9 | 24,4 | 38 | 46 | В/британия | 53 | 28 | 16,8 | 55,9 | 193,7 | 139,5 | 224 | 91,5 | 71 | 46 | Россия | 2 | 3 | 7,9 | 15,4 | 12,8 | 28,7 | 52,5 | 75,5 | 36 | 41 | Сингапур | 15 | 16 | 11 | 21 | 20,1 | | 20 | 10,9 | 15 | 39 | Франция | 50 | 49 | 42,5 | 32,6 | 81,06 | 81,1 | 158 | 62,3 | 34 | 34 | Австралия | 4 | 14 | 8 | 5 | | | | 46,7 | 26 | 32 | Сауд. Аравия | | | | | | 18 | 24,3 | 38,2 | 32 | 28 | Ирландия | 10 | 24 | 22,8 | -10,6 | -31,1 | 12,8 | 30 | | 26 | 26 | Индия | 3 | 3 | 4 | 6 | 6,6 | 5,3 | 15,7 | 40,4 | 36 | 25 | Испания | 28 | 36 | 26 | 25 | 25 | 20 | 53 | 73,3 | 9 | 25 | Канада | 27 | 21 | 7,6 | -0,4 | 28,9 | 69,01 | 108 | 55,3 | 21 | 23 | Люксембург | | 117 | 3,9 | 5,8 | 7,2 | 29,3 | | 9,3 | 30 | 20 | Мексика | 27 | 15 | 10 | 16 | | 18,9 | | | 15 | 19 | Казахстан* | 4,6 | 4,1 | 4,6 | 8,3 | 6,4 | 10,6 | 18,5 | 19,8 | 18,9 | 17,3 | Чили | 4 | 2 | 3 | 6 | | 9,9 | | | 13 | 15 | Индонезия | | | | | | | | | 5 | 13 |
Казахстану за 20 лет удалось выработать и реализовать результативную инвестиционную политику. Был определен стратегический инвестиционный курс, проводилась ясная инвестиционная политика, создан благоприятный климат, законодательно гарантированы долгосрочные инвестиции, обеспечена стабильность сохранения и исполнения заключенных соглашений. В результате за годы независимости достигнуты рекордные значения, объем иностранных инвестиций в экономику страны превысил 131,9 млрд. долл. Более 71% приходится на последние 5 лет. Объем ПИИ в Казахстан в 2010 г. составил 17,3 млрд.
Наивысшие объемы ПИИ в Казахстан приходятся на 2008 г., когда они достигли 19,8 млрд. долл. По данным за 2009 г., Казахстан вышел на 16-е место в мире. По этому показателю Казахстан вошел в число лидеров новых развивающихся стран и в 2010 г. занял 19-е место в мире, пятое в Азии, второе в СНГ после России и длительное время лидирует в Центральной Азии. В настоящее время вносятся в инвестиционную политику коррективы исходя из меняющихся условий. Выбор иностранных инвесторов осуществляется с учетом возросших возможностей страны, требований, которые теперь страна может позволить себе. Страна стремится расширить инвестиционную географию, исходя из стратегических целей, разумного баланса интересов. Так, в последнее время активизируется исламское направление. Ожидается, что объем инвестиций из арабских стран в ближайшее время достигнет 10 млрд. долл. Однако несомненно одно: иностранные инвестиции сыграли и продолжают играть важную роль в подъеме национальной экономики. Сейчас стране предстоит обеспечить разумное сочетание национального и иностранного капитала по сферам применения и добиться их максимального эффективного использования для интенсивной диверсификации экономики.
Основной индикатор – рост устойчивый Один из основных интегральных показателей развития страны – рост внутреннего валового продукта (ВВП). Отдельные эксперты считают, что этот показатель нуждается в замене. Целый ряд экспертов обращают внимание на Бутан, где уже не один год применяется показатель "Производство валового счастья". Но предлагаемые варианты пока не отвечают на главные вопросы. Как создать основу этого валового счастья, не произведя материальные блага. И пока подсчет ВВП, его динамика показывают, чего достигла та или иная страна, где она находится в системе мировых координат, как этого она добилась и многое другое. И действительно, ВВП есть суммарный вклад достижений непосредственно трудового населения страны за год или другой измеряемый период. Что было добавлено в экономический потенциал страны в результате трудовой деятельности, каким вновь созданным богатством располагает страна – на эти вопросы отвечает показатель ВВП. Рассчитываемый по единому принципу, одной методике, он универсален и позволяет сравнивать по этому показателю все страны мира. Как правило, он рассчитывается по номинальной стоимости и покупательной способности (ППС). Учитывающий национальные, исторические, экономические особенности показатель ППС более адекватен для реальной оценки уровня жизни населения той или иной страны. В развитых странах номинальная стоимость ВВП и ВВП, рассчитанный по ППС, приближены, во многом совпадают. Различия обнаруживаются в развивающихся, бедных странах. Какова динамика ВВП Казахстана за 20 лет своего развития?
Динамика ВВП РК за 1992–2011 гг.
| 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | Млрд. тенге | 1 217* | 29,4 | 423,5 | 1 014 | 1 416 | 1 672 | 1 733 | 2 017 | 2 600 | 3 251 | Млрд. долл. | 2,93 | 6,32 | 11,8 | 16,64 | 21,04 | 22,17 | 22,13 | 16,85 | 18,3 | 22,1 | | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011* | Млрд. тенге | 3 776 | 4 612 | 5 543 | 7 591 | 10 214 | 12 850 | 16 053 | 17 008 | 21 514 | 22 782 | Млрд. долл. | 24,6 | 30,8 | 40,7 | 57,1 | 81,0 | 105 | 139 | 109 | 130 | 157 |
*в рублях, курс 1 долл.= 414,5 руб. *прогноз Объем ВВП Казахстана за 20 лет вырос в 53,6 раза и вместе с итогами 2011 г. составит 994,5 млрд. долл. Этот показатель сравним с годовым уровнем ВВП Турции, Ирана. Анализ динамики ВВП страны за 20 лет показывает новые тенденции развития. Растет удельный вес ВВП Казахстана по сравнению с другими странами. Так, к ВВП России за сравниваемый период он увеличился на 3,4%, Швеции – 29,4%, Украины – на 32,8% и практически достиг ее уровня.
Доля ВВП Казахстана к ВВП ряда стран (%)
| 1992 | 1995 | 2000 | 2005 | 2010 | 2015* | Увеличение, % | Россия | 2,5 | 5,4 | 6,99 | 7,5 | 8,8 | 7,7 | +3,4 | Швеция | 1,8 | 9,09 | 7,8 | 19,3 | 38,5 | 41,1 | +29,4 | Украина | 23,4 | 61,4 | 62,2 | 69 | 94,2 | 120,2 | +32,8 | Узбекистан | 120 | 196,9 | 132,6 | 399,3 | 344,8 | 380 | +147,9 |
*Прогноз
По прогнозу удельный ВВП Казахстана к 2015 г. повысится по отношению ко всем рассматриваемым странам, кроме России. За этот период изменилось место, занимаемое Казахстаном на экономической карте мире.
| 1992 | 1995 | 2000 | 2005 | 2010 | 2015* | Центральной Азии | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | СНГ | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | Европе | | | 24 | 23 | 23 | 21 | Азии | | | 20 | 18 | 18 | 16 | В мире | | | 62 | 57 | 55 | 49 |
*прогноз
Изменилась динамика ВВП на душу населения. За период 1996–2010 гг. этот показатель в Казахстане вырос в 3,7 раза. И в настоящее время Казахстан входит (по данным ООН за 2008 г.) в группу стран с уровнем доходов выше среднего. По ВВП на душу населения в 2009 г. Россия занимала по расчетам МВФ 53-е место и Всемирного банка 42-е место в мире, Казахстан, соответственно, 69-е и 60-е место, Украина – 90-е и 81-е место, Китай – 97-е и 90-е место, Узбекистан – 130-е и 120-е место в мире. Казахстан в 2010 г. превысил на 1 603 долл. среднемировой показатель ВВП на душу населения, который составил 11 100 долл.
Эти результаты были достигнуты вследствие высоких темпов развития страны, благоприятной мировой конъюнктуры, динамичного развития малого и среднего бизнеса, подъема сферы услуг, ряда несырьевых отраслей.
В классе динамичных экономик мира Казахстан добился одних из самых высоких темпов развития национальной экономики. Средние темпы развития экономики за последнее 10-летие составили 6,7%, а максимальное значение – 10,7% – достигнуто в 2006 г. Эти достижения выводят страну в разряд динамичных экономик мира. Так, аналитическими центрами в 2009 г. в число 10 наиболее динамично развивающихся экономик мира включены: Россия, Бразилия, Китай, Индия, Польша, Мексика, Аргентина, Турция, ЮАР, Индонезия.
Наиболее динамично развивающиеся страны мира*
страна | ВВП на душу населения по ППС, 2009 г., долл. | Прирост ВВП за последние 15 лет, % | | | Максимальный | Средний | Россия | 15 039 | 10 | 5,4 | Бразилия | 10 455 | 4,3 | 1,1 | Китай | 6 549 | 10,1 | 3,3 | Индия | 2 930 | 7,7 | 4,9 | Польша | 17 536 | 7,0 | 4,3 | Мексика | 14 534 | 5,2 | 2,4 | Аргентина | 14 125 | 8,1 | 1,7 | Турция | 13 138 | 8,3 | | ЮАР | 10 136 | 3,9 | 1,7 | Индонезия | 3 980 | 4,3 | 1,3 |
*Источник: www.rian.ru При этом наиболее высокий средний показатель роста ВВП за последние 10 лет отмечен в Китае – 8,3% и в России – 5,4%. Самые высокие годовые результаты получены в этот период Китаем – 10,1% и Россией – 10%. Из этого видно, что средние за 10 лет показатели темпов роста ВВП Казахстана вполне вписываются в достижения наиболее динамичных экономик мира. По первому показателю Казахстан занимает 2-е место после Китая, а по второму опережает Китай и Россию. Очевидно, что ряд быстроразвивающихся экономик должен быть включен в этот рейтинг. Казахстан наряду с Вьетнамом и рядом других стран по достигнутым за последние 10 лет экономическим результатам имеет все основания быть включенным в этот престижный клуб. О том, как быстро меняется экономическая ситуация, видно из того, что Мировой экономический форум в 1995 г. в число 50 наиболее динамичных стран мира не включил Бразилию, а другие страны – нынешние лидеры расположились в нижней части списка. Так, Китаю было отведено 36-е место, Индонезии – 30-е, Мексике – 33-е, Аргентине – 37-е, Турции – 42-е, ЮАР – 43-е, Польше – 44-е, Индии – 45-е, а России и вовсе 49-е место. В этот список практически не включены все нефтедобывающие страны, на высокую динамику роста экономики которых определяющее воздействие оказывает рост цен на энергоносители, особенно на нефть. Новым подходом явилось, что ряд международных экспертов при определении рейтинга динамичных стран мира в 2010 г. отходит от деления факторов роста на сырьевые и несырьевые. Динамизм экономического развития, распределяясь по факторам роста, в то же время по масштабам воздействия, влияния на другие сектора экономики, сам является важнейшим мультипликатором. И поэтому включение в число лидеров динамичного роста России и Бразилии, где сырьевые факторы играют значительную роль, весьма характерно. Безусловно, эти сырьевые страны вполне определенно понимают кратковременность этих источников роста и возможные риски, связанные с их природными границами, и сохранение угрозы выпадения из мирового рейтинга динамичных стран. Однако так же очевидно, что поддержание уровня этих природных ресурсов, эффективное их использование для диверсификации национальной экономики могут рассматриваться как позитивные мультипликативные факторы динамичности экономического роста на период их действия.
Социальные результаты Безусловно, для широких слоев населения мало значат абстрактные цифры ВВП, включая темпы прироста этого показателя на одного человека и другие аналогичные данные. Они должны ощутить этот прирост на реальном собственном положении. Важнейшими индикаторами являются обеспеченность жильем, крыша над головой, работа и реальные доходы, уровень потребления, доступность образования и надежность здравоохранения, развитость сферы услуг и т. п. Жилищный фонд Казахстана в 1995 г. составлял 254,4 млн. кв. м. За годы независимости он увеличился более чем на 26%. Построено за 20 лет 698,3 тыс. квартир общей площадью в 69,0 млн. кв. м. Из них 260,7 тыс. квартир построено индивидуальными застройщиками, что составляет 37% от общего числа. Более 2 млн. чел., или каждый 8-й житель страны, улучшили жилищные условия.
Построено квартир (тыс.)
| 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | Всего | 84,5 | 67 | 48,4 | 28,8 | 20,4 | 15,7 | 13,9 | 10,5 | 9,6 | 10,9 | Кв. м | 6 130 | 5 046 | 3 856 | 2 322 | 1 663 | 1 407 | 1 344 | 1 132 | 1 105 | 1 218 | | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Всего | 12,5 | 12,6 | 18,2 | 21,9 | 43,5 | 54,5 | 57,5 | 58,8 | 54,1 | 54,7 | Кв. м | 1 506 | 1 552 | 2 111 | 2 591 | 4 992 | 6 245 | 6 679 | 6 848 | 6 403 | 6 409 |
Как видно из таблицы, нижняя точка ввода жилья пришлась на 1999 г., а высшая – на 2008 г. В настоящее время удалось достигнуть посткризисной стабилизации и в 2010 г. обеспечить небольшой рост. Следует отметить, что в 2010 г. доля индивидуальных застройщиков в общей площади построенных квартир достигла 46%, а по их числу 37%. Это означает, что они, главным образом в сельской местности, вводят более просторное жилье. Важные сдвиги произошли в структуре потребительских бюджетов. Наряду с тем, что каждая семья расширила свое участие в строительстве жилья за свой счет, свидетельствующая о возросших материальных возможностях, качественно изменилось содержание и количественно выросли сами расходы на продовольственные и непродовольственные товары.
Структура средних потребительских расходов на душу населения в год
| 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | Всего, тенге | 17 439 | 24 615 | 28 651 | 31 237 | 34 780 | 40 897 | 57 071 | Продовольственные товары | 10 213 | 14 525 | 16 074 | 16 765 | 18 078 | 20 411 | 31 027 | Непродовольственные товары | 4 845 | 6 347 | 7 026 | 7 476 | 8 058 | 10 646 | 13 917 | Платные услуги | 2 381 | 3 743 | 5 551 | 6 996 | 8 734 | 9 840 | 12 127 | В % к итогу | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Продовольственные товары | 59 | 59 | 56 | 54 | 52 | 50 | 54 | Непродовольственные товары | 27 | 26 | 25 | 24 | 23 | 26 | 24 | Платные услуги | 14 | 15 | 19 | 22 | 25 | 24 | 22 |
| 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Всего | 65 336 | 76 634 | 85 232 | 99 372 | 142 330 | 174 418 | 204 699 | 219 679 | 293 520 | 1 | 34 219 | 38 460 | 38 928 | 44 309 | 59 350 | 72 478 | 89 823 | 98 264 | 120 930 | 2 | 16 700 | 20 783 | 25 048 | 29 214 | 45 901 | 55 650 | 59 855 | 63 616 | 82 479 | 3 | 14 417 | 17 391 | 21 256 | 25 849 | 37 079 | 46 290 | 55 021 | 55 021 | 71 910 | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 1 | 52 | 50 | 46 | 45 | 42 | 42 | 40,9 | 41,5 | 41,2 | 2 | 26 | 27 | 29 | 29 | 32 | 32 | 27,2 | 26,9 | 28,1 | 3 | 22 | 23 | 25 | 26 | 26 | 26 | 25 | 24,4 | 24,5 |
Как показывает анализ, за период 1995–2010 гг. потребительские расходы среднего казахстанца выросли в 17 раз, или на 276 тыс. тенге в год. Объемы всех расходов не только выросли, но и качественно изменились. В то же время доля трат на питание сократилась с 59% до 41,2, удельный вес расходов на непродовольственные товары практически не изменился, доля платных услуг выросла с 14% до 24,5. Важные сдвиги произошли в структуре питания. Так, в 1997 г. на хлеб и хлебопродукты приходилось 30% расходов на питание, 22% – на мясо, 17% – сахар, чай, кофе, 10% – молочные продукты, 10% – фрукты и овощи, 9% – масло и жиры, 4% – алкогольные продукты. В 2009 г. эти расходы выглядели следующим образом: 31% – мясо, 20,8% – хлеб и хлебобулочные, 15,2% – фрукты и овощи, 12,1% – молочные, 8,2% – сахар, чай, кофе, 5,4% – масло и жиры, 4,6% – безалкогольные и 2,9% – алкогольные напитки. Хлеб и хлебобулочные изделия уступили первенство мясу в рейтинге семейных трат на питание. Существенно выросла доля расходов на фрукты и овощи. Так, в 2009 г. покупки цитрусовых составили 53,3 тыс. т, бананов – 46,6 тыс. т. Вместе с тем расходы снизились на сахар, чай, кофе, а также на алкогольные напитки. При этом в группе алкогольных напитков снижается доля крепких и растет удельный вес легких, в основном пива. Обращает внимание, что при кризисных явлениях доля затрат на питание возрастает. Люди экономят на непродовольственных товарах и на платных услугах. Качественные изменения произошли и в группе непродовольственных товаров. В 1997 г. 49% расходов домохозяйств приходилось на одежду, обувь, 12% – на товары для дома, 9% – на товары для ремонта жилища, 9% – на товары для отдыха, образования и культуры, 8% – на транспортные средства, бензин, запчасти, 7% – на предметы личного обихода и гигиены. В 2009 г. затраты на одежду, обувь существенно снизились – до 34,6%. В то же время траты домохозяйств на приобретение товаров для дома, включая товары длительного пользования, выросли до 21,5%, на предметы личного обихода и гигиены – до 13,4%, на транспортные средства, запчасти и бензин – до 10,1%, на лекарства, медикаменты – до 6,5%, а на товары для ремонта жилища и топливо сократились до 2,9%. Значительно выросли расходы на приобретение легковых автомобилей. Только за 2000/10 гг. продажи легковых автомобилей, в том числе для личного пользования, составили 971,8 млрд. тенге, из них новых – 864,2 млрд. тенге, подержанных – 107,6 млрд. Количество этого вида транспорта в стране выросло на 1,6 млн. ед.: с 1,03 млн. в 1995 г. до 2,6 млн. в 2009 г. Практически каждая вторая семья имеет личный автомобиль.
Продажи легковых автомобилей в РК (млн. тенге)
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | Новые | 9 079,3 | 19 006 | 21 510 | 45 612 | 68 020 | 73 361 | 11 339 | 18 257 | Подержанные | 768,3 | 1 021,2 | 3 216,7 | 4 544,8 | 8 815,8 | 7 599,9 | 22 044 | 21 520 |
| 2008 | 2009 | 2010 | Новые | 135 502 | 87 305 | 108 655 | Подержанные | 7 172,2 | 12 183,6 | 18 818 |
Рост доходов повлек появление новых и расширение прежних потребностей. Особенно заметны траты на технологические нужды – компьютеры, сотовые телефоны, аудиовидеотехнику. Продажи персональных компьютеров выросли с 2,5 млрд. тенге в 2000 г. до 98,2 млрд. тенге в 2010 г. Приобретение аудиовидеотехники и кассет превысило 6 млрд. тенге. В семейных бюджетах все больше денег выделяется на отдых и культурное развитие. На покупки туристических путевок в 2010 г. потрачено 19,4 млрд. тенге против 2,4 млрд. в 2003 г. Число посещений кино выросло за 15 лет в 4 раза, с 2,5 млн. чел. в 1995 г. до 10,1 млн. в 2010 г. Затраты населения на кинопосещения превысили 8 млрд. тенге. Более 6,4 тыс. концертов, поставленных по всей стране, прослушало 2,9 млн. чел., 11,7 тыс. театральных спектаклей посетило 2,01 млн. чел. В структуре платных услуг в 1997 г. более 55% приходилось на коммунальные услуги, содержание жилья и ремонт, 26% – на услуги транспорта и связи, 7% – на услуги образования, 4% – на услуги здравоохранения. В 2009 г. на коммунальные услуги пришлось 37,6%, на услуги транспорта и связи – 31,2%, на услуги образования – 13%, услуги здравоохранения – 4,4%. Как видно из этих данных, коммунальные услуги хотя и продолжают занимать первое место в этих расходах, но уже не доминируют. Выросли расходы на услуги транспорта. Но наиболее значительный рост пришелся на рост платных услуг образования, почти в 2 раза. Сформировавшаяся и развивающаяся потребительская экономика страны становится важным фактором развития и стимулом для производства, катализатором зарождения новых отраслей и производств. Очевидно, что не все задачи за 20 лет решены. Сохраняются безработица, разрыв в доходах между богатыми и бедными, региональные различия. Однако также очевидно, что за годы независимости построена другая страна, занимающая достойное место в мире, решившая множество проблем и определившая новое качество жизни своего населения. Время – важный фактор. Если таких результатов Казахстан достиг всего за 20 лет, то в будущем при сохранении и приумножении созданного потенциала страна, несомненно, может выйти на более высокие вершины.
(Продолжение следует) |