NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 08:15 ast
06:15 msk

Нефтяной разлив
Для Казахстана четыре НПЗ много и дорого, а три – недостаточно
19.10.2011 / экономика

Андрей ВЕРМЕНИЧЕВ, "Литер", 19 октября

На VI Евразийском форуме KAZENERGY "Казахстан: 20 лет устойчивого роста, новые горизонты инвестиций и стабильного сотрудничества", который состоялся в Астане, министр нефти и газа Сауат Мынбаев сообщил о планах строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в республике.
Однако этого события не стоит ждать раньше 2019 года, а пока казахстанским автолюбителям придется полагаться на имеющиеся три завода и добрую волю соседей. Как сообщил Мынбаев участникам энергетического саммита, "после 2019–2020 годов, в соответствии с нашей отраслевой программой, предполагается строительство еще одного нефтеперерабатывающего завода". Всего в республике работают три НПЗ, которые, по словам министра, до 2015 года будут охвачены модернизацией. Подобный шаг позволит увеличить их общую мощность переработки нефти до 17,5 млн тонн и наладить выпуск бензина по стандарту Euro-5. После чего внутренний рынок будет полностью обеспечен топливом.
Разговоры о строительстве НПЗ не являются чем-то новым для Казахстана, а на фоне дефицита топлива они только усиливаются. Однако правительство продолжает мучительно размышлять над вопросом: быть или не быть нефтеперерабатывающему заводу в стране? Как отмечалось в середине года на одном из заседаний, экономической целесообразности в новом предприятии нет. При этом в правительстве ссылались на исследование, из которого следовало, что проще и эффективнее модернизировать существующие НПЗ.
Схожей позиции придерживается и директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов. По его словам, стоимость модернизации гораздо ниже, нежели возведения дополнительного объекта нефтепереработки. Однако, обращает внимание эксперт, нынешняя глубина переработки на наших НПЗ и затяжной процесс их реконструкции порождают периодические перебои с поставками топлива.
В правительстве приводят и более точные цифры: современный завод обойдется в 6 млрд долларов, а реконструкция старых – в 2,5–3 млрд. Следует также учитывать растущую потребность развивающейся экономики. По статистическим сводкам, в стране растет армия "железных коней", и эта динамика сохранится. Когда-нибудь встанет вопрос о строительстве четвертого НПЗ, в Миннефти и газа решили, что лучше поздно, чем никогда.
В целом за 2010 год казахстанскими НПЗ было переработано 13,7 млн тонн: 2893,8 тысячи тонн бензина, 4073,8 тысячи тонн дизельного топлива, 3771 тысяча тонн мазута и 489,6 тысячи тонн авиакеросина. Показатели хорошие, хотя можно было достигнуть лучшего. Для примера: установленная мощность Омского НПЗ (Россия) составляет 19,5 млн тонн в год, помимо своих потребностей в нефтепродуктах россияне могут смело позволить себе поставлять топливо не только в Казахстан. Что же касается собственных показателей, Атырауский НПЗ перерабатывает до 5 млн тонн в год нефти, Шымкентский – чуть более 5 млн тонн в год, а Павлодарский – 5,01 млн тонн сырой нефти в год.
Хотя конечная цифра должна составить более 15 млн тонн нефти, фактически же речь идет о скромных 13 млн тонн. Причина старая – технологическая изношенность, что не позволяет отечественным НПЗ выходить на свою проектную мощность. В связи с этим нефтеперерабатывающие заводы сталкиваются с хроническими реконструкциями, которые приводят к простою, а следовательно, генерируют перебои в поставках бензина.
Так, с целью достижения качества стандарта Еuro-3 с 1 января 2014 года на Шымкентском НПЗ будет происходить разработка технико-экономического обоснования проекта на базе установки каталитического крекинга. Ожидается, что в ходе перестройки глубина переработки нефти достигнет 90 процентов, увеличится выход светлых нефтепродуктов и повысится качество моторных топлив до стандарта Еuro-4, 5. Радужные перспективы ждут и Павлодарский НПЗ. В результате модернизации завод будет перерабатывать до 7,5 млн тонн в год, а глубина "переделки" нефти достигнет 90 процентов. Соответственно, качество бензина поднимется до стандарта Еuro-4, 5.
Любая модернизация требует времени, а топливо нужно было еще "вчера". В этой связи альтернативой крупным производителям выступают мини-НПЗ. Известно, что их строительство, невзирая на различные препятствия крупных игроков, все же идет. Бытует мнение, что именно небольшие нефтеперегонные предприятия способны с достоинством занять свою нишу на внутреннем рынке, но в этой связи, чтобы конкурировать на рынке ГСМ, таких заводов должно быть больше.
Сейчас в республике работает 32 мини-НПЗ, однако большинство из них лишилось лицензии, поскольку их продукция имеет низкое качество. Тем не менее общий объем производства мини-заводов в Казахстане составляет около 28 тысяч тонн моторного и 365 тысяч тонн дизельного топлива в год. А это составляет менее одного процента и около 8 процентов, соответственно, от всего объема производства.
В начале этого года ТОО "Амангельдинский ГПЗ" завершило строительство нового мини-завода стоимостью 3 млрд тенге в Жамбылской области. Предприятие будет перерабатывать свыше 500 тонн сырья за сутки, получая в чистом виде 80–100 тонн бензина, 60 тонн керосина, 120 тонн дизельного топлива и 270 тонн мазута. При этом НПЗ будет работать на местном сырье с Амангельдинского газоконденсатного месторождения нефти или с месторождения Кумколь соседней Кызылординской области. Стоит отметить, что данный проект реализуется в рамках программы по форсированному индустриально-инновационному развитию (ФИИР) Казахстана на 2010–2014 годы.
"Со следующего года в области начнется строительство еще трех подобных НПЗ в Байзакском, Шуйском и Меркенском районах", – отметил на церемонии открытия завода аким области Канат Бозумбаев.
По его словам, под строительство двух НПЗ отведена территория. Объем готовой продукции мини-заводов составит от 500 тысяч тонн до миллиона тонн в год. Потребности страны в бензине они не закроют, но главное, что область будет обеспечена. Примечательно, что в Шуйском районе строительством займется российско-казахстанское предприятие, по сути, иностранный инвестор, выразивший желание поработать на казахстанском рынке.
По планам этого года казахстанские заводы переработают 13,1 млн тонн сырой нефти, что не намного меньше прошлогоднего показателя. А это не внушает доверия тем автолюбителям, которые столкнулись с дефицитом топлива для своих машин. В октябре в России было приобретено 13 тысяч тонн высокооктанового бензина, чтобы хоть как-то решить проблему, а всего у соседа на эти цели зарезервировали 50 тысяч тонн.
Кроме России, которая традиционно поставляет на казахстанский рынок порядка 40 процентов топлива, рассматривается вариант толлинга с нефтеперерабатывающими заводами Китая.
"До 2014 года, чтобы снизить зависимость от РФ, мы договариваемся о толлинге, в том числе и на китайских НПЗ, чтобы, поставляя определенный объем нефти, заведомо дефицитные позиции, как, скажем, высокооктановый бензин, завозить на внутренний рынок и иметь лучшую ценовую свободу", – сказал в сентябре министр нефти и газа Мынбаев на "круглом столе", посвященном влиянию глобальных рисков на экономику Казахстана, в Астане.
Как пояснил он, ведутся переговоры о "возможности поставки 1–1,5 млн тонн сырой нефти на китайский Душанзцинский завод с обратным завозом высокооктанового бензина". Данная мера позволит "как-то влиять на потолок цен". Учитывая небольшой объем поставки нефти, можно предположить, что речь идет о "стабилизирующих объемах". Трудно ожидать, что они окажут влияние на общую картину.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Экономика Казахстана за 20 лет: агропромышленный комплекс 31.10.2011
"Самрук-Казына" направит 42 млрд тенге на науку и развитие инноваций в 2012г 31.10.2011
Билет в XXI век 31.10.2011
Миннефтегаза четвертый месяц удерживает уровень предельных розничных цен ГСМ на АЗС 31.10.2011
Грузия и Азербайджан закупят казахстанскую продукцию 31.10.2011
Казахстан может войти в число пяти крупнейших мировых экспортеров нефти 31.10.2011
О реализации проектов с использованием возобновляемых источников энергии АО "Самрук-Энерго" 31.10.2011
О рекламе 31.10.2011
Национальная компания "КазМунайГаз" сообщает о мерах по созданию дополнительных рабочих мест в Жанаозене 28.10.2011
Проект расширения Кашагана может быть осуществлен на год ранее 28.10.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz