Елена БУТЫРИНА, "Панорама", 4 ноября
Вопрос, касающийся объединения двух крупных нефтетранспортных компаний – АО "Северо-Западная трубопроводная компания "МунайТас" и TOO "Казахстанско-Китайский Трубопровод" (ККТ), – пока не решен. Впервые о такой возможности заявили летом текущего года представители государственной компании "КазТрансОйл", являющейся одним из учредителей данных совместных предприятий. Аргументами в пользу слияния тогда стал тот факт, что и "МунайТас" и ККТ обслуживают участки, объединенные в целостный маршрут, обеспечивающий поставки казахстанской нефти в КНР. При этом в "КазТрансОйле" сочли неэффективным наличие сразу нескольких управляющих компаний на данном направлении, подсчитав, что в случае объединения трубопроводных компаний экономия может составить около Т1,4-2,6 млрд в год, что снизит стоимость перекачки нефти и улучшит эффективность системы управления. В национальном нефтегазовом холдинге "КазМунайГаз", куда Панорама обратилась за комментарием по поводу целесообразности слияния "МунайТаса" и ККТ, сказали, что эту возможность следует рассматривать с учетом многих факторов, включая имеющиеся финансовые обязательства трубопроводных компаний, необходимость согласования данного объединения с кредиторами и государственными органами Казахстана, экономическую обоснованность такого слияния. По мнению "КазМунайГаза", необходимо учитывать и степень влияния процесса слияния на процесс организации финансирования и реализации проекта расширения пропускной способности нефтепровода Казахстан – Китай в рамках второй очереди II этапа. Отвечая на вопрос о том, сможет ли Казахстан рассчитывать на получение контрольного пакета акций в новом нефтепроводном СП в случае, если решение об объединении "МунайТаса" и ККТ все же будет принято, в "КазМунайГазе" отметили, что участие казахстанской стороны будет "соответствовать достигнутым договоренностям на межправительственном уровне" и "стратегическим интересам Казахстана". "При этом в настоящее время мы считаем целесообразным сохранить существующую бизнес-структуру раздельного функционирования "МунайТаса" и ККТ", – добавили в национальной компании. Как сообщалось, в АО "Северо-Западная трубопроводная компания "МунайТас", созданном в декабре 2001 года с целью проектирования, финансирования, строительства и эксплуатации нефтепровода Кенкияк – Атырау, АО "КазТрансОйл" принадлежит 51% акций, а ТОО "Китайская Национальная Нефтяная Компания Интернационал в Казахстане" – 49% акций. Целью создания ТОО "Казахстанско-Китайский Трубопровод" в июне 2004 года было проектирование, строительство и эксплуатация нефтепровода Атасу – Алашанькоу. В этой компании "КазТрансОйл" и китайская CNODC (China National Oil and Gas Exploration and Development Corporation) владеют по 50% доли. Как сообщалось, в январе-сентябре 2011 года объем перевалки нефти в нефтепровод Атасу – Алашанькоу составил около 8,7 млн тонн против 7,5 млн тонн за аналогичный период 2010 года. АО "КазТрансОйл" работает в составе АО НК "КазМунайГаз". |