ЛОНДОН (Standard & Poor"s), 7 ноября
Служба кредитных рейтингов Standard & Poor"s повысила долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан по обязательствам в иностранной валюте – с "ВВВ/А-3" до "ВВВ+/А-2". В то же время подтверждены суверенные кредитные рейтинги по обязательствам в национальной валюте – "ВВВ+/А-2". Прогноз по рейтингам Казахстана – "Стабильный". Кроме того, мы подтвердили рейтинг по национальной шкале Республики Казахстан на уровне "kzAAA". Оценка риска перевода и конвертации валюты для казахстанских несуверенных заемщиков осталась неизменной – "ВВВ+". Повышение рейтингов отражает улучшение гибкости бюджета и внешних показателей в результате двойного профицита и связанного с ним значительного экономического роста, поддерживаемого растущей нефтедобычей и ростом цен на нефть, а также взвешенную бюджетную политику и устойчиво-высокий приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Позитивное влияние на рейтинги Республики Казахстан, с нашей точки зрения, оказывают высокие бюджетные показатели и показатели внешнего баланса, значительные запасы природных ресурсов, а также высокий и имеющий нециклический характер приток ПИИ. Уровень рейтингов сдерживается политическими рисками, ограниченной монетарной гибкостью и умеренным уровнем развития экономики, с ВВП на душу населения 11 000 долл. в этом году (оценка). Вероятность того, что добыча нефти почти удвоится в следующее десятилетие и что чистый приток ПИИ по-прежнему будет составлять в среднем 4% ВВП, подтверждает нашу оценку показателя роста ВВП на душу населения в среднем на уровне 6% в 2011-2014 гг. В 2010 г. вновь сложился профицит по счету текущих операций – в силу главным образом улучшения показателей торгового баланса, и мы считаем, что он будет укрепляться и далее – до 7% ВВП в 2011 г. Резервы Национального банка Республики Казахстан, а также внешние активы государственного нефтяного фонда в совокупности оцениваются на уровне 72% поступлений по счету текущих операций (по состоянию на конец 2011 г.), причем резервы покрывают платежи по счету текущих операций в течение четырех месяцев. Нетто-позиция по внешним обязательствам страны, включая вложения в акционерный капитал, снизилась до 24% (оценка) поступлений по счету текущих операций в этом году, в то время как внешние ликвидные активы уже превышали внешний долг. Потребности во внешнем финансировании страны (брутто) уменьшились со 115% поступлений по счету текущих операций в 2007 г. до 92% (оценка) в этом году, и мы считаем, что они уменьшатся до 82% к 2014 г. Казахстан исполняет бюджет с профицитом (мы включаем доходы Национального Фонда Республики Казахстан – НФРК). Доходы от нефтедобычи в форме налогов и роялти за использование природных ресурсов накапливаются в НФРК. Закон о бюджете страны ограничивает максимальный размер перечислений из НФРК в бюджет центрального правительства 8 млрд долл. в год (по оценке, 18,3% доходов расширенного правительства в 2011 г.). При цене нефти 80 долл./барр., которую приняло в своих прогнозах правительство, планируется оставлять примерно половину всех доходов от нефтедобычи и половину перечислять в бюджет ежегодно в прогнозируемый период. Растущие объемы добычи сырья и цены способствовали формированию двойного профицита. Тем не менее экономика останется в значительной степени зависимой от добывающего сектора. Нефтедобыча составит 60% экспорта и более 40% доходов правительства. Диверсификация добывающей отрасли будет смягчать эффекты изменений цен на сырье (в частности, тот факт, что Казахстан является крупнейшим производителем урана в мире), однако экономика останется подверженной влиянию внешних стрессовых ситуаций. Тем не менее даже в случае резкого ухудшения условий торговли мы полагаем, что, учитывая перспективы роста нефте- и газодобычи и других добывающих отраслей, экономика страны будет продолжать расти, хотя и медленнее, чем предполагается в нашем базовом сценарии. Факторами, потенциально увеличивающими эту неустойчивость, являются недостаток прозрачности, связанный с процессом смены президентской власти, высокоцентрализованная и непрозрачная политическая среда, а также недостаток политической институционализации. Значительная реструктуризация долговых обязательств казахстанских банков существенно снизила их зависимость от внешнего долга – до 24% всех обязательств на конец 2010 г. (с предкризисного пикового значения – более 50%), что снизило опасения относительно условных обязательств, связанных с банковским сектором. Тем не менее долг остается значительным, и риски, в частности связанные с Банком БТА, являются ограничивающим фактором для рейтингов. Более того, устойчивость депозитов, размещение которых подвержено влиянию государства, остается критическим фактором для ликвидности банковской системы. Проблемные активы системы (просроченные на 90 и более дней) согласно национальным стандартам банковской отчетности остаются на высоком уровне и составляют около 30%. Наши рейтинги по обязательствам в национальной валюте уравнены с рейтингами по обязательствам в иностранной валюте, поскольку возможности монетарной политики, которые обеспечивают бớльшую гибкость для суверена в отношении собственной валюты, ограничены режимом управляемого валютного курса в Казахстане. Наша оценка риска перевода и конвертации валюты приравнена к суверенному рейтингу по обязательствам в иностранной валюте, что отражает наше мнение о том, что вероятность ограничения доступа казахстанских несуверенных заемщиков к обмену валюты, необходимой им для обслуживания долга, равна вероятности суверенного дефолта по собственным обязательствам в иностранной валюте. Это отражает политическую неопределенность, "размытую" грань между общественным и частным секторами и умеренный в настоящее время контроль за капиталом. Прогноз "Стабильный" отражает наши ожидания того, что высокие в настоящее время мировые цены на сырье и значительные расходы общественного сектора будут способствовать росту – при поддержании высоких бюджетных и внешних показателей. Рейтинги могут оказаться под давлением в случае значительного ухудшения внешних условий и состояния финансового сектора, которые не удастся компенсировать действиями правительства, а также в случае роста неопределенности, связанной с текущим высокоцентрализованным процессом принятия и выполнения решений, или озабоченностью по поводу безболезненности процесса перехода власти. И, напротив, признаки того, что будущий процесс перехода президентской власти будет осуществляться в соответствии с общепринятыми процедурами, могут позитивно повлиять на рейтинги. Рейтинги могут быть повышены и в случае, если правительство ускорит проведение структурных реформ, что приведет к успешной диверсификации экономики и развитию частного сектора.
-----
Standard&Poor"s повысил суверенный кредитный рейтинг Казахстана Пресс-служба Министерства Экономического развития и торговли, 8 ноября
Накануне международное рейтинговое агентство Standard&Poor"s повысил долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Республики Казахстан в иностранной валюте с уровня "ВВВ" до уровня "ВВВ+", краткосрочный рейтинг в иностранной валюте с уровня "А-3" до уровня "А-2", подтвержден краткосрочный рейтинг на уровне "ВВВ", прогноз по всем рейтингам остался "Стабильный". Таким образом, Казахстан по долгосрочному рейтингу в иностранной валюте достиг уровня "ВВВ+" впервые в рейтинговой истории страны. Необходимо отметить, что Республика Казахстан среди стран СНГ по рейтингу в иностранной валюте Standard&Poor"s занимает первое место, и переходит из группы "ВВВ" (Россия, Болгария, Литва, Бахрейн, Перу, Мексика) в вышестоящую группу "ВВВ+", в которой располагаются такие страны, как Ирландия, Южная Африка, Таиланд. По долгосрочному рейтингу в иностранной валюте одним уровнем выше Казахстана ("А-") находятся такие страны, как Малайзия и Польша. По мнению Standard&Poor"s, повышение рейтинга в иностранной валюте отражает улучшение фискальной и внешней гибкости вследствие профицитов, стремительный экономический рост из-за увеличения добычи нефти и повышения цен на нее, пруденциальная фискальная политика, и постоянно высокий приток прямых иностранных инвестиций. Также рейтинг поддерживается благодаря стабильному финансовому и внешнему балансу страны, большим запасам природных ресурсов и нецикличным потокам ПИИ (прямые иностранные инвестиции). Вместе с тем, сдерживающими факторами рейтинга указываются ограниченная денежная гибкость и умеренный уровень развитости экономики с прогнозируемым показателем ВВП на душу населения в 11000 долларов США на 2011 год. "Стабильный" прогноз рейтинга отражает ожидания аналитиков Standard&Poor"s относительно того, что высокие цены на энергоресурсы и государственные расходы будут стимулировать рост и поддерживать фискальные и внешние позиции Казахстана. МЭРТ РК считает повышение суверенного кредитного рейтинга страны положительным изменением его конкурентоспособности и адекватной оценки кредитоспособности Правительства Республики Казахстан. Улучшение кредитного рейтинга, прежде всего, положительно влияет на престиж государства на мировой арене, также дает стране преимущества в виде возможности снижения величины ставок на привлекаемые средства из-за рубежа, потенциального повышения стоимости казахстанских ценных бумаг, расширения доступа на мировые финансовые рынки, диверсификации базы потенциальных инвесторов и их географии, тем самым укрепляя конкурентоспособность государства на мировом рынке. Суверенный рейтинг является своего рода "потолком", в рамках которого определяются рейтинги всех других эмитентов, действующих в пределах его юрисдикции. Повышение суверенного кредитного рейтинга страны открывает возможности для роста рейтингов всех компаний-резидентов в стране и понижения для них процентных ставок по международным займам. |