Fitch Ratings-Лондон-21 ноября
Fitch Ratings повысило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента ("РДЭ") Республики Казахстан в иностранной валюте с уровня "BBB-" до "BBB" и долгосрочный РДЭ в национальной валюте – с уровня "ВВВ" до "BBB+". Прогноз по этим рейтингам – "Позитивный". Также агентство повысило рейтинг странового потолка Казахстана до уровня "BBB+" и подтвердило краткосрочный РДЭ в иностранной валюте "F3". "В Казахстане произошло улучшение государственного баланса, и чистые иностранные активы государства обеспечивают увеличивающуюся подушку безопасности на случай шоков в сфере доходов, обуславливая "Позитивный" прогноз", – отмечает Чарльз Севиль, директор в аналитической группе Fitch по суверенным рейтингам. Fitch ожидает, что чистые иностранные активы государства достигнут 49% ВВП к концу 2013 г. относительно 37% ВВП в конце 2010 г. По прогнозам агентства, общий государственный бюджет страны будет исполняться с профицитом на уровне 6%-7% ВВП в 2011-2013 гг. Предположения по цене на нефть для бюджета Казахстана являются консервативными, и бюджет будет иметь профицит в 2012 г., даже если цена на нефть упадет до 80 долл./барр. Увеличение добычи в горнодобывающей и нефтяной отраслях поддерживает одни из самых сильных перспектив роста среди крупнейших развивающихся рынков благодаря надежным прогнозам повышения добычи в указанных отраслях. Прирост реального ВВП прогнозируется на уровне 6% в 2011-2013 гг. и должен быть относительно устойчивым к более медленному росту в ведущих странах с развитой экономикой. Основным источником риска может стать серьезное снижение цен на сырьевые товары или внешнего спроса. Перспективы роста и прогноз по суверенному балансу перевешивают риски, связанные с испытывающим сложности финансовым сектором, который продолжает быть неблагоприятным рейтинговым фактором. Уровень проблемных кредитов в 37% – один из самых высоких в мире, и такие кредиты сконцентрированы в финансовых организациях под государственным контролем. Прибыльность в секторе является слабой, а продвижение вперед с расчисткой балансов идет медленно. В то же время активы банковской системы сократились до 43% ВВП в 2011 г. с 56% ВВП в 2008 г., поэтому данный сектор представляет собой меньшую угрозу для суверенной кредитоспособности, чем ранее. Государство имеет ресурсы, чтобы вмешаться и восстановить балансы банков при необходимости. Тем временем, поэтапные реформы, стимулирующие списание кредитов, и медленный рост балансов банков должны постепенно сократить масштаб условных обязательств. Кроме того, после дефолта некоторых банков по внешнему долгу и реструктуризации такого долга, сектор значительно меньше зависит от иностранного капитала, чем в 2008 г., что сокращает уязвимость к перебоям во внешних потоках капитала. Позитивное рейтинговое действие может быть обусловлено дальнейшим укреплением суверенного и внешнего балансов. Более значительные суверенные активы сгладили бы зависимость от нефтяных доходов и, как в 2009 г., обеспечили бы гибкость для того, чтобы справиться с какими-либо будущими резкими изменениями условий торговли. На национальном уровне валовый внешний долг является высоким (70% ВВП), включая заимствования предприятий в госсобственности, которые составляют условные обязательства суверенного эмитента. Однако, с учетом существующих тенденций, страна может стать внешним кредитором к концу 2013 г. К повышению рейтингов также могут привести такие факторы, как значительная расчистка балансов и улучшение состояния банковского сектора, хотя это не является базовым сценарием Fitch. Тем не менее, в случае значительного резкого изменения цен на сырьевые товары, которое привело бы к ослаблению государственного баланса, возможно негативное рейтинговое действие. С учетом средних темпов годового роста (CAGR) нефтедобычи в 9% за последнее десятилетие и роста цен, способность Казахстана справиться с серьезным и длительным резким снижением доходов еще не проходила проверку на практике. В случае политических шоков в стране или регионе возможно давление на суверенный рейтинг в сторону понижения. Президент Нурсултан Назарбаев занимает уверенные и в значительной мере неоспоримые позиции, выиграв выборы на четвертый срок в апреле 2011 г., однако это не разрешило долгосрочный вопрос преемственности и то, будет ли Казахстан (и как) развивать более плюралистическую политическую систему. Поддерживающая президента правящая партия Нур Отан сохранит свои доминирующие позиции в парламенте на выборах, которые недавно были назначены на 15 января 2012 г. |