Служба по информационной политике и PR НЭПК "Атамекен", 14 декабря
Эксперты и члены Общественного совета по защите прав предпринимателей при НЭПК "Союз"Атамекен" считают необходимым упростить процедуру добровольной ликвидации юридических лиц с установлением конкретных сроков налоговой проверки и без права ее продления. По мнению экспертов, ситуацию с существующим пластом "мертвых" компаний в стране нужно корректировать. Данный актуальный для бизнес-сектора вопрос поднимался в Астане во время проведения второго заседания Общественного совета. Напомним, что Общественный совет по защите прав предпринимателей был создан в "Атамекене" в целях пресечения фактов незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность и преодоления административных барьеров. Предприниматели могут обращаться в Общественный совет за конкретной поддержкой при нарушении их прав. На первом Общественном совете обсуждались проблемные вопросы законодательства в сфере государственного контроля и надзора, лицензионно-разрешительной системы, а также некоторые вопросы правоприменительной практики по лжепредпринимательству и был рассмотрен частный случай фермера-предпринимателя Ирины Ушаковой из Караганды. По итогам Совета было направлено обращение на имя Председателя Верховного Суда РК с просьбой отменить или внести изменения в пункт 20 Нормативного Постановления № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о лжепредпринимательстве". На данный момент Общественный совет ожидает официального ответа от Верховного суда. Частный случай г-жи Ушаковой раскрывает спорную ситуацию в целом по республике, когда фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели, по мнению налоговых органов, не являются организациями и не должны пользоваться льготой по уплате НДС (70%). Как сообщили в Общественном совете, данный вопрос уже решается на уровне Премьер-министра РК, в частности, вынесен на заседание Консультационного совета по вопросам налогообложения, также рассматривается возможность временного прекращения судебных разбирательств в Верховном Суде РК. Все вопросы "Атамекен" держит на контроле по исполнению и взаимодействию с госорганами и намерен довести их до конца. На повестке дня Второго Общественного совета эксперты обсудили нормы законодательства, применяемые при добровольной ликвидации юридических лиц. Согласно официальной информации Агентства РК по статистике на 1 ноября 2011 года в государственной базе юридических лиц состоит 298 778 юр. лиц. Среди них – 46 508 бездействующих юр. лиц, 4 751 – находится в процессе ликвидации. Закрытие предприятий остается трудновыполнимой задачей для предпринимателей. Чтобы ликвидировать предприятие в Казахстане необходимо собрать большое количество документов в органы юстиции, налоговые органы и обслуживающие банки, начиная от учредительных документов и заканчивая предоставлением различного рода справок, в следствие чего подобные компании так и числятся годами как бездействующие. Данное обстоятельство препятствует дальнейшему осуществлению предпринимательской деятельности добросовестными предпринимателями. Сама процедура ликвидации занимает много времени и происходит, зачастую, с нарушением норм законодательства. В целях снижения административной нагрузки на бизнес уже с января 2012 года из обязательного перечня необходимых документов для ликвидации юридического лица исключаются: промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, а также документ, подтверждающий снятие с учета филиалов (при их наличии) и представительств ликвидируемого юридического лица. Также инициированы поправки в Закон "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств", благодаря которым предлагается снизить перечень документов для регистрации прекращения юридических лиц – до 7 документов. Тем не менее, участники Совета сошлись во мнении, что несмотря на предпринимаемые меры, не решается один из самых проблемных вопросов по срокам проведения налоговой проверки в отношении добровольно ликвидируемых предприятий. В налоговом законодательстве установлены большие сроки проведения проверки – от 60 до 180 рабочих дней. При этом, как показывает практика, сроки проверки могут быть продлены и в общей сложности процесс может длиться 165-430 рабочих дней. В ходе заседания прозвучали различные мнения по дальнейшему упрощению процесса добровольной ликвидации юридических лиц. "Считаю возможным реализацию ряда предложений по реформированию процесса ликвидации, например, считаю рациональным разделить ликвидируемые предприятия-субъекты малого бизнеса на две категории. Те предприятия, которые фактически не осуществляют свою деятельность – ликвидировать по упрощенной схеме, не подвергая проверке. Ко второй категории отнести предприятия, которые реально действовали вплоть до момента ликвидации и дать им возможность пройти все налоговые проверки в течение месяца", – отметил внештатный Советник Премьер-министра РК Сергей Пизиков. В свою очередь Заместитель Председателя Правления НЭПК "Союз "Атамекен" Галымжан Канатбеков подчеркнул, что необходимо пересмотреть и конкретизировать сроки проверок при ликвидации юридических лиц. Председатель Профсоюза работников малого и среднего бизнеса ВКО Галина Казанцева выразила мнение, что при ликвидации предприятий не работает система управлениями рисками, а также предложила закрепить законодательно сдачу печати предприятия только после получения приказа регистрирующего органа о регистрации прекращения деятельности юридического лица. "Мы провели некий эксперимент, наблюдая за добровольной ликвидацией нескольких предприятий. Так на получение и сбор разных документов у нас ушло более 13 месяцев и 5 лет на очередь на ликивдацию, а процесс все еще продолжается. Аргументы налоговых органов сводятся к возможному ущербу государству из серии "а если…". Но при этом все знают, что можно восстановить сроки ответственности в любой момент, – рассказал Президент ОО "Союз защиты предпринимателей и собственников" Василий Резван. Также члены совета обсудили возможный вариант включения уплаты государственной пошлины на закрытие предприятия уже в начале функционирования компании, то есть при ее открытии. Алогичность ситуации заключается в том, что предприятие закрывается по причине банкротства и не имеет средств на уплату данной госпошлины. "Такая усложненная процедура ликвидации юрлиц привела к появлению коррупционной составляющей, – заявил директор Акмолинского филиала "оюза "Атамекен" Аскар Амиржанов. – Уже появляются компании, готовые за более короткий срок ликвидировать предприятие. Необходимо пресечь такой неправомерный бизнес. А налоговым органам нужно закрепить отдельных сотрудников, которые будут заниматься только ликвидацией юрлиц". Представители Генеральной прокуратуры подтвердили, что по результатам анализа деятельности всех контролирующих органов выявлено, что по 60% предприятий не было зафиксировано нарушений, но, тем не менее, они были повторно подвержены проверкам в следующем году. Генпрокуратура заявила, что готова прорабатывать такие случаи с точки зрения коррупционной составляющей. "Нужно разработать четкие критерии налоговых проверок для предприятий в процессе ликвидации, а также изучить возможность интегрирования подачи заявления и весь процесс ликвидации через электронное правительство на портале www.egov.kz, чтобы исключить человеческий фактор и упростить саму процедуру, – предложил представитель Генеральной Прокуратуры РК Берик Адамов. Также эффективной мерой по упрощению процедуры ликвидации предприятий "Атамекена" считает проведение разовой акции по снятию их с налогового учета и исключению из государственного реестра юрлиц, которые бездействуют более пяти лет и потеряли связь с налоговыми органами. А в отношении юрлиц, которые бездействуют более 5 лет и не потеряли связь с налоговыми органами, провести разовую акцию по снятию их с налогового учета по заявлению этих лиц без осуществления проверки. По итогам заседания члены Совета решили направить на рассмотрение данные предложения по сокращению сроков налоговых проверок с учетом степени риска и проведению разовых акций в Налоговый комитет МФ РК, а также направить обращение в Генеральную прокуратуру РК для проведения анализа деятельности территориальных налоговых органов при осуществлении проверки на предмет соблюдения сроков установленных налоговым Кодексом. Члены Совета поддержали предложение об участи экспертов "Атамекена2 в деятельности рабочих групп в Палатах Парламента РК рассмотрении проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств". Общественный совета при НЭПК "Союз "Атамекен" возьмет вопрос упрощения процесса ликвидации юрлиц на особый контроль по взаимодействию с Налоговым комитетом. |