Служба по информационной политике и PR НЭПК "Атамекен", 14 декабря
Одним из злободневных вопросов повестки дня Второго Общественного Совета по защите прав предпринимателей стало требование применения тахографов (контрольных приборов скорости, пробега, периода труда и отдыха) в пассажирских перевозках. Как известно, требование по оснащению грузового и пассажирского транспорта цифровыми тахографами окончательно вступит в силу до конца 2011 года. Однако учитывая проблемные моменты по обеспечению тахографами, палата "Атамекен" настаивает на временном моратории на их проверку, а также на введении переходного периода на их установку. Поводом для обсуждения данного вопроса стал недавно прошедший в Алматинской области своеобразный флеш-моб работников пассажирских перевозок против законодательных требований об установке тахографов. Эксперты отмечают, что уже сейчас во многих регионах Казахстана создаются искусственные административные барьеры для автоперевозчиков для получения предпринимателями лицензий. Из-за отсутствия тахографов водители привлекаются к административной ответственности, а у собственников автотранспортных средств изымаются технические паспорта на транспорт. Тахограф – контрольный бортовой регистрирующий прибор в составе транспортного средства, предназначенный для контроля и регистрации таких параметров как скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа. Требование об оснащении некоторых видов автотранспорта цифровыми тахографами заложено в поправках в закон "Об автомобильном транспорте", принятых парламентом и подписанных президентом Казахстана в конце 2010 года. Как показывает практика, в настоящее время имеются реальные проблемы с установкой тахографов и не налажена система обеспечения тахографами. В Казахстане деятельность по установке и обслуживанию тахографов осуществляют всего лишь 3 компании: 1) ТОО "Интерэкс и К" (г.Алматы), 2) Учебно-сертификационный центр КазАТО (г.Алматы), 3) ТОО "Транс-Тахограф" (г.Павлодар)". В "Союз "Атамекен" не раз обращались за поддержкой предприниматели и водители междугородних автобусов. Так, водители из Талдыкоргана жаловались на невозможность получения лицензии по причине того, что в продаже нет тахографов. Также в Национальную экономическую палату Казахстана обращались руководители ассоциаций и предпринимателей по Алматинской области. В обращении отмечается, что органами транспортного контроля по Алматинской области не были созданы условия для ввода тахографов. В частности, отсутствуют: сервисные центры по установке тахографов и торговые точки по продаже тахографов. В ходе Общественного совета эксперты "Атамекена" подчеркнули нелогичность всей ситуации, когда органы Министерства транспорта и коммуникаций РК еще не готовы к работе с тахографами, но от предпринимателей требуется немедленного исполнения. Присутствовавший на Общественном совете Председатель Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Адилет Барменкулов также подтвердил возникшие сложности с внедрением тахографов в Казахстане и их наличием и сервисным обслуживанием. По его словам, действительно была не достаточно активно проведено информирование автоперевозчиков о требованиях к установке тахографов. Согласно поправкам в Закон РК "Об автомобильном транспорте" функционирование базы данных по электронным (цифровым) тахографам начнется с 1 января 2012 года. Закупки услуг по изготовлению карточек цифрового тахографа объявлены Министерством транспорта и коммуникаций РК только 9 августа 2011 года. 9 сентября 2011 года был окончен прием заявок. Ни одна организация в Казахстане не изъявила желание изготовить такие карточки за 5 250 000 тенге. Таким образом, норма о цифровых тахографах вступила в силу 1 января 2011 года, а карточек цифрового тахографа все еще нет. "По сути, данный вопрос внедрения тахографов берет свое начало с 2003-2005 годов, и за это время должны были быть созданы условия для поэтапного внедрения, но этого не случилось, – подчеркнул Президент Союза адвокатов Казахстана Ануар Тугел. – Поэтому сейчас нужен переходный период для автоперевозчиков. Более того, как отметил Президент ОО "Союз защиты предпринимателей и собственников" Василий Резван, данные тахографы не прошли соответствующую сертификацию. Также участники Общественного совета подчеркнули, что при разработке правил применения тахографов, не соблюдены нормы Закона РК "О частном предпринимательстве". А именно, что сроки введения в действие нормативного правового акта должны устанавливаться исходя из сроков, необходимых субъекту частного предпринимательства для подготовки к осуществлению деятельности в связи с новыми требованиями. Порядок и сроки введения в действие нормативных правовых актов не должны наносить ущерб субъектам частного предпринимательства. Вместе с тем, не осуществлены меры по оценке последствий принятия нормативного правового акта. В результате имеет место нарушение прав предпринимателей, так как не была определена количественная потребность (объем рынка) в тахографах в Республике Казахстан. По итогам Общественного совета было решено направить обращение в Министерство транспорта и коммуникаций РК о принятии оперативных мер, направленных на решение проблемы по оснашению тахографами транспортных средств, осуществляющих междугородные межобластные, межрайонные (междугородные внутриобластные) и внутрирайонные автомобильные перевозки пассажиров и багажа, а также по вопросу проведения проверок субъектов частного предпринимательства со стороны органов транспортного контроля. Кроме того, по итогам обсуждения данного вопроса рекомендовано от имени Общественного совета направить обращение на имя Министра транспорта и коммуникаций о принятии мер дисциплинарного характера в отношении руководителя МИТК "Жетісу" С.Р. Расиля.
Для информации: В соответствии со статьей 9 Закона "Об автомобильном транспорте" оборудованию тахографами подлежат автобусы, грузовые, в том числе специализированные, автомобили, используемые при осуществлении: 1) автомобильных перевозок опасных грузов; 2) международных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов; 3) междугородних межобластных, межрайонных (междугородных внутриобластных) и внутрирайонных автомобильных перевозок пассажиров и багажа. 1 января 2011 года правительство РК утвердило постановление №493 об утверждении положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей и правило по использованию тахографов. Согласно этим положениям (а именно в пункте 6 ясно указывается) для транспорта, который по своей конструкции не может перевозить более 9 человек (включая водителя) на расстояния не более 50 км, не обязательно установление тахографа. Эти правила соответствуют положениям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки. Следовательно, водители такси не обязаны устанавливать тахографы на свои автомобили. |