www.azk.gov.kz, 25 апреля
На заседании Методсовета рассмотрены результаты анализа рынка технического обслуживания лифтов, анализа рынка по установке, техническому обслуживанию и ремонту домофонов. Агентством выявлены проблемы на рынке технического обслуживания лифтов: – отсутствие единой системы оплаты услуг за техническое обслуживание лифтов, в республике применяется 2 системы оплаты: абонентская (за 1 кв. м., за квартиру, с человека) и карточная; – отсутствие прозрачности калькуляции расходов лифтовых компаний на техническое обслуживание лифтов; – отсутствие приборов учета, отслеживающих количество поездок (оставшихся на счету и взимаемых за поездку) при карточном способе оплаты за использование лифтов; – систематическое уклонение жильцов от платежей за использование лифта при абонентском способе оплаты; – ветхое состояние лифтовых хозяйств во многих регионах. По итогам анализа рынка технического обслуживания лифтов усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства Республики Казахстан: – злоупотребление монопольным (доминирующим) положением, в части установления и поддержания монопольно высоких цен на техническое обслуживание (гг. Алматы, Астана); – согласованные действия субъектов рынка, в части установления и поддержания цен (г. Алматы); – злоупотребление монопольным (доминирующим) положением, в части применения разных условий к равнозначным соглашениям с субъектами рынка (г. Астана). По результатам проведенного анализа рынка по установке, техническому обслуживанию и ремонту домофонов также усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства Республики Казахстан: – согласованные действия субъектов рынка, в части установления и поддержания цен (г.Астана, г. Алматы, ВКО); – навязывание заключений договора на техническое обслуживание при заключении договора на установку домофонной системы (г.Астана, ВКО); – взимание с квартир, изначально отказавшихся от установки домофона, но позднее согласившихся на его установку, такой же суммы, как и с жильцов, согласившихся на установку домофона своевременно (в данном случае стоимость установки домофона должна быть без учета уже понесенных затрат и составлять меньшую сумму (только за квартирное переговорное устройство и ключи) (ЮКО); – навязывание покупки ключа при установке домофонной системы, в то время как жильцы могут наряду с электронным ключом открывать дверь с помощью кода (домофон поставляется с кодовой таблицей, в которой указан четырехзначный код (свой – для каждой квартиры), таким образом, достаточно прописать индивидуальные коды доступа), а также имеют возможность приобретать универсальные ключи к домофонам (их стоимость на рынке на порядок ниже ключей некоторых домофонных компаний). По результатам проведенных анализов, Методсоветом принято решение о начале предварительных рассмотрений сведений о нарушениях антимонопольного законодательства Республики Казахстан. Анализы вышеуказанных рынков показали, что обслуживающие организации пользуются незнанием законодательства и зачастую ущемляют права потребителей: – отсутствует возможность отслеживания количества поездок при карточном способе оплаты за использование лифтов (г. Астана); – отказ от технического обслуживания лифтов, в случае если 40% жильцов подъезда не осуществляют оплату за услуги; – установление лифтовой компанией ограничений по расторжению с последней договора на техническое облуживание путем установления неустойки, несоизмеримой с последствиями расторжения договора (100 МРП) (ВКО); – выставление счета за установку домофона, включающего расходы по приобретению домофонного оборудования, в то время как сам домофон передается жильцам только в пользование, а не в собственность (данное обстоятельство также ограничивает возможность перехода на техническое обслуживание в другую компанию после установки домофона) (г. Алматы, г. Астана, ВКО); – включение расходов по электроэнергии на содержание домофонного оборудования в общедомовые нужды и их уплата жильцами подъездов (в то время, когда зачастую оборудование находится в собственности домофонной компании); – взимание платы за техническое обслуживание и ремонт домофонной системы без учета гарантийного срока завода-производителя на домофонное оборудование (При этом первый год технического обслуживания должен оказываться бесплатно без взимания абонентской платы. По истечении срока гарантийного обслуживания, домофонная компания может предложить жильцам заключение дополнительных договоров на дальнейшее техническое сопровождение домофонной системы); – отказ домофонной компании от исполнения своих обязательств по обслуживанию домофонной системы в случае, если 40% жильцов подъезда не оплачивают услуги по обслуживанию подъездного домофона. (При этом коллективная ответственность в данном случае недопустима, учитывая, что договор на обслуживание домофонной системы заключается в индивидуальном порядке) (г. Астана, ВКО); – принятие решений об установке домофона отдельными жильцами подъезда, а не коллегиально (отсутствуют протоколы собрания собственников квартир), что является нарушением Закона Республики Казахстан "О жилищных отношениях" (домофонная система на подъезд устанавливается только в том случае, если большинство жильцов (51%) согласно); – непроведение домофонными компаниями ежемесячного технического обслуживания, а также отсутствие контроля со стороны жильцов за проведением ежемесячного/ежеквартального профилактического осмотра (В случае исправной работы домофона (без поломок) в течение месяца и непроведения профилактического осмотра, взимание домофонными компаниями ежемесячной абонентской платы за техническое обслуживание необоснованно). Вместе с тем, решение вопросов по заключению договоров, определения порядка проведения работ, порядка оплаты и т.д. осуществляется собранием собственников квартир. В каждом нарушении потребители должны отстаивать свои права в соответствии с действующим гражданским законодательством. |