Ирина Абрамова, Еркин Оразбаев, tv7.kz, 7 мая
Шымкент оказался на пороге кризиса в общественном транспорте. В этом уверены представители перевозчиков. Они заявили о нерентабельности в секторе транспортных перевозок и пообещали скорую гибель городским автобусным маршрутам, если не предпринять срочных мер. Среди спасительных решений на первом месте – тариф на проезд. Сейчас он остается на уровне 35 тенге. И не позволяет владельцам автопарков обслуживать свою технику. Техническое состояние автотранспорта, как раз, и является второй проблемой, решить которую частные компании не в состоянии. Из-за этого только половина всего парка автобусов, ежедневно выходит на линии, создавая постоянный транспортный дефицит в Шымкенте. И наконец, перевозчики ждут от местных властей помощи в виде субсидий. Водитель с 10-летним стажем Нуртай Курмашев третий день пытается реанимировать свой автобус. Без новых запчастей машина, которой уже четверть века, не работает. Чтобы прокормить четверых детей, мужчина собирается уехать на заработки в столицу. Говорит, так поступили уже 30 водителей, работавших на 69-м маршруте. НУРТАЙ КУРМАШЕВ, ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА: – Ломаемся каждый день! Один день на работу выходим, три дня постоим, запчасти нету, на запчасти денег нету. Если так будет продолжаться, мы тоже уйдем туда. Руководители транспортных компаний просто в панике, уверяют за тариф в 35 тенге они не в силах содержать машины в исправном состоянии и тем более, покупать новые. Почти 85% городских автобусов старше 10 лет, тогда как по стандартам выработка китайских и корейских машин происходит всего за 8 лет. УТЕБАЙ ТОЙБОЛОВ, ДИРЕКТОР ТОО "К И У": – Не хватает средств, я не могу кредит платить, налог платить, я не могу зарплату людям отдать, я не могу отремонтировать его. Запчасти все подорожали, горючее подорожало. ДАРХАН КАЮПОВ, ПРЕЗИДЕНТ АССОЦИАЦИИ "ЮЖАВТОТРАНС": – Этот разговор мы уже ведем полтора года, за полтора года ни один из руководителей города или области ничего не сделал для городского пассажирского транспорта! Это о чем говорит, что мы сейчас загубим пассажирский транспорт города Шымкента. Если сегодня выезжает 650-750 автобусов из них 20-25 ломается на линии, вы представляете 20%! Возмущены работой пассажирских автобусов и жители Шымкента. Правда, оплачивать расходы транспортников из своего кармана люди не хотят. РОЗА САРЫПБЕКОВА, ЖИТЕЛЬНИЦА Г. ШЫМКЕНТ: – По часу автобус ждешь тут на конечной, постоянно на работу опаздываем, а дети в школу. Когда приедет, наконец, в салоне народу, как сельди в бочке! А на полпути еще и сломается. Это невозможно уже! НАДЕЖДА ДРУЖИНИНА, ЖИТЕЛЬНИЦА Г. ШЫМКЕНТ: – Настолько лекарства подорожали, что уже не знаем кушать или лечиться. А теперь, если еще и на проезд повысятся цены, то это очень скажется на бюджете населения бедного, а у нас еще очень много таких! В городском отделе ЖКХ о проблемах транспортников знают, но выделять дотации на запчасти не спешат. Обещают лишь повысить тариф, но неизвестно когда. ЕРСЕИТ БУХАРБАЕВ, ЗАВЕДУЮЩИЙ СЕКТОРОМ ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ ОТДЕЛА ЖКХ АКИМАТА Г. ШЫМКЕНТ: – Будет принято решение или о поднятии цены, и какая будет цена, будет известно попозже, пока цена остается также 35 тенге. Местные автотранспортники кивают на коллег из Алматы и Астаны, где плата за проезд значительно выше, чем в Шымкенте, плюс компании получают дотации от государства на запчасти и покупку новых автобусов. Кроме того, за счет бюджета финансируется проезд пенсионеров, инвалидов и студентов. К слову студенческих проездных в Шымкенте не было уже более 7 лет. |