NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 19:46 ast
17:46 msk

В KazEnergy считают, что в энергосекторе отсутствуют экономические стимулы для привлечения инвестиций
Как считают в ассоциации, в настоящее время развитие ВИЭ в Казахстане сдерживается рядом факторов, основные из которых – отсутствие нормативно-правовой базы и стимулирующей политики государства
18.06.2012 / экономика

Елена БУТЫРИНА, "Панорама", 15 июня

Члены Координационного совета по развитию энергетической отрасли ассоциации KazEnergy подготовят и в октябре 2012 года вынесут на обсуждение межведомственной комиссии правительства предложения, которые обеспечили бы экономически привлекательные условия для инвестирования в энергетические проекты в Казахстане, включая развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Соответствующее поручение им дал председатель KazEnergy Тимур Кулибаев на заседании с участием депутатов мажилиса.
Как считают в ассоциации, в настоящее время развитие ВИЭ в Казахстане сдерживается рядом факторов, основные из которых – отсутствие нормативно-правовой базы и стимулирующей политики государства. Среди других причин специалисты также называют недостаток финансирования научно-исследовательских разработок, низкую квалификацию инженерных и научных кадров и большую капиталоемкость проектов ВИЭ.
Как известно, в настоящее время в мажилисе рассматривается проект закона РК "О внесении изменений и дополнений в Закон РК "О поддержке использования возобновляемых источников энергии". Как отмечают в KazEnergy, на ранней стадии подготовки данного законопроекта отечественные эксперты принимали в нем активное участие, но тем не менее уже в недрах парламента вновь приходится отстаивать отдельные принципиальные моменты. В частности, обращают внимание в ассоциации, законопроект в нынешнем виде направлен на государственное регулирование сферы развития ВИЭ, что вызывает существенное беспокойство в кругу инвесторов. По словам председателя Казахстанской электроэнергетической ассоциации Шаймердена Уразалинова, фиксация ежегодно индексируемого тарифа, как это предлагается в законопроекте, создает для инвестора существенные барьеры в виде неопределенности возврата инвестиций и оттолкнет его от реализации проекта.
В Координационном совете по развитию энергетической отрасли говорят, что существующие положения Закона "О поддержке использования ВИЭ", согласно которым энергия, производимая объектами ВИЭ, обязательно покупается субъектами естественных монополий – электросетевыми компаниями, является оптимальным решением на начальном этапе сферы использования ВИЭ. Между тем, добавляют члены совета, реальность в энергетическом секторе такова, что наряду с реализацией новых проектов пора думать и о глубокой модернизации действующих производств. При этом нет единого мнения относительно механизмов финансирования этих капиталоемких работ. Социальная политика государства такова, что только за счет повышения тарифов окупить вложенные средства не получится, а значит, необходимо искать другие рычаги привлекательности отрасли. По словам Тимура Кулибаева, на сегодняшний день актуален и вопрос оптимального топливного баланса как источника получения энергии. "Газ, уголь или ВИЭ – какое из этих направлений необходимо развивать дальше? Этот вопрос – один из главных в предстоящие годы, и его решение должно быть тщательно продумано", – говорит он.
В этой связи надежды энергетиков связаны с разработанным в 2011 году "Мастер-планом развития энергетической отрасли РК до 2030 года", главной задачей которого является переход к энергоэкологической экономике, построенной на принципах энергоэффективности и энергосбережения. Сейчас на основе мастер-плана Министерством индустрии и новых технологий с участием членов ассоциации KazEnergy разрабатывается Программа развития отрасли до 2030 года.
По сообщению KazEnergy, также на заседании Координационного совета был рассмотрен проект развития казахстанской интеллектуальной энергетической системы Смарт-грид. Согласно этой системе, информация от многочисленных компонентов энергетической сети должна поступать на мощные серверы, обрабатываться компьютерными центрами и пересылаться по сети на исполнительные элементы. Интеллектуальная энергосистема должна стать стимулом инновационного развития и роста научного потенциала Казахстана, считает председатель правления АО "KEGOC" Бахытжан Кажиев. Однако задача реализации интеллектуальной энергосистемы затрудняется из-за степени высокого износа, низкой технической оснащенности распределительных электрических сетей. Необходима комплексная модернизация энергосистемы по всей цепочке – от генерации до конечных потребителей, говорят в KazEnergy.
По итогам заседания Координационного совета по развитию энергетической отрасли решено активизировать работу по таким секциям, как энергосбережение и энергоэффективность, инвестиционная привлекательность отрасли, определение оптимального топливного баланса, и т.д.

--

KAZENERGY: и энергия, и экология
Мила БОГДАНОВА, camonitor.com, 15 июня

Законодательство в сфере энергетики должно быть экономически привлекательным для инвесторов, заявили на заседании координацион­но­го совета по развитию энергетической отрасли Ассоциации KAZ­ENERGY казахстанские недропользователи.

Возобновляемые источники: что мешает?
Свою точку зрения они не раз озвучивали, причем довольно настойчиво, на заседании рабочей группы в мажилисе парламента, когда рассматривался законопроект о поддержке возобновляемых источников энергии (ВИЭ). И тем не менее к этому приходится возвращаться снова и снова, доказывая отдельные принципиальные моменты.
Законопроект в его нынешнем виде, считают недропользователи, направлен на государственное регулирование сферы развития ВИЭ, что вызывает существенное беспокойство в кругу инвесторов. По словам председателя Казахстанской электроэнергетической ассоциации Шаймердена Ураза­линова, фиксация ежегодно индексируемого тарифа, как это предлагается в законопроекте, создаст для инвестора существенные барьеры в виде неопределенности возврата инвестиций и оттолкнет его от реализации проекта.
– Существующие положения закона, согласно которым энергия, производимая объектами ВИЭ, обязательно покупается субъектами естественных монополий – электросетевыми компаниями, по мнению членов KAZ­ENERGY, является оптимальным решением на начальном этапе использования ВИЭ, – пояснил он.
К слову, развитие ВИЭ в Казахстане сдерживается целым рядом факторов, основные из которых – отсутствие нормативно-правовой базы и стимулирующей политики со стороны государства. Среди прочих причин специалисты также называют недостаток финансирования научно-исследовательских разработок, низкую квалификацию инженерных и научных кадров и большую капиталоемкость проектов ВИЭ. Между тем реальность в энергетическом секторе такова, что наряду с реализацией новых проектов пришло время подумать и о глубокой модернизации действующих производств, однако относительно механизмов финансирования этих капиталоемких работ единого мнения нет. Что же касается социальной политики государства, то только за счет повышения тарифов окупить вложенные средства не получится. Значит, необходимо искать другие рычаги привлекательности отрасли. Но…
– В энергетическом секторе не созданы экономические стимулы для привлечения инвестиций, – заявил председатель Ассоциации KAZ­ENERGY Тимур Кулибаев. По его словам, также актуален вопрос оптимального топливного баланса как источника получения энергии. Газ, уголь или ВИЭ – какое из этих направлений необходимо развивать дальше? Данный вопрос – один из главных в предстоящие годы, и его решение должно быть тщательно продумано. Пока же надежды энергетиков связаны с разработанным в 2011-м мастер-планом развития энергетической отрасли республики до 2030 года. Его главное направление – переход к энергоэкологической экономике, построенной на принципах энергоэффективности и энергосбережения. На основе этого плана Министерство индустрии и новых технологий с участием членов Ассоциации KAZENERGY разрабатывает программу развития отрасли на долгосрочный период. Однако вернемся к работе координационного совета KAZENERGY. После обмена мнениями депутаты мажилиса и нед­ропользователи договорились еще поработать над законопроектом об использовании возобновляемых источников энергии, и председатель Ассоциации поручил членам координационного совета подготовить предложения, которые были бы экономически привлекательны для инвесторов, желающих участвовать в реализации энергетических проектов. Документ этот планируется вынести на обсуждение межведомственной правительственной комиссии в октябре нынешнего года. Еще одним вопросом повестки дня стало обсуждение проекта развития казахстанской интеллектуальной энергетической системы Smart Grid. Согласно этой системе, информация от многочисленных компонентов энергетической сети долж­на поступать на мощные серверы, обрабатываться компьютерными центрами и пересылаться по сети на исполнительные элементы.
– Интеллектуальная энергосистема должна стать стимулом инновационного развития и роста научного потенциала Казахстана, – считает председатель правления АО KEGOC Бахытжан Кажиев. – Однако задача реализации интеллектуальной энергосистемы затруднена из-за высокого износа, низкой технической оснащенности распределительных электрических сетей. Необходима комплексная модернизация энергосистемы по всей цепочке – от генерации до конечных потребителей. По итогам заседания координационного совета было принято решение активизировать работу по энергосбережению и энергоэффективности, инвестиционной привлекательности отрасли, определению оптимального топливного баланса. Цель – достижение прозрачности Инициатива прозрачности деятельности ­добывающих отраслей (ИПДО) – эта тема тоже была одной из главных на заседании координационного совета. Напомним, что еще в 2005 году Казахстан принял на себя обязательства по реализации этой инициативы. Ее основная цель – прохождение валидации, то есть регулярной независимой оценки и подтверждения соответствия стандартам, принятым Международным правлением ИПДО, путем достижения прозрачности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет по компаниям в добывающих отраслях промышленности. Несмотря на относительно длительную историю поддержки ИПДО, Казахстан до сих пор остается в статусе кандидата на полноправное членство. Среди причин задержки – несогласованность действий НПО, неполный охват промышленных предприятий, неучтенность расходов на социальные или общественно значимые нужды в отчете по ИПДО, недостаточная работа по коммуникации… Согласно последней рекомендации международного правления, Казахстан должен внести коррективы, и тогда до августа 2013-го мы успеем полностью выполнить условия валидации. Кстати, об условиях. Помимо прочего, туда входят такие требования, как проведение полноценного исследования по объему работ для отчетности по инициативе, включение социальных инвестиций в статьи отчета по ИПДО и популяризация ее в Казахстане. Ассоциация активно работает над этим, члены KAZENERGY входят в Национальный совет, а также регулярно участвуют в деятельности рабочих групп. Более того, KAZ­ENER­GY возглавила группу по коммуникациям, принимает активное участие в выработке рекомендаций в группе по валидации, в разработке Технического задания для компании по сверке. Однако работу эту надо активизировать, и, как заявил председатель Ассоциации Тимур Кулибаев, выработать консолидированную позицию энергетического сектора. Парниковые выбросы: от чего считать? На заседании также было заявлено о том, что проект Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов на 2013 год нуждается в серьезной корректировке. Чтобы было понятно: этот документ определяет общий объем квот на выбросы парниковых газов, а также основу для распределения квот на 2013 год. Согласно проекту, над которым работает Министерство охраны окружающей среды, 2010-й взят как базовый для исчисления квот выбросов. Между тем, по словам представителя ТОО "Тенгизшевройл" Светланы Дебисси, ориентиром в этом вопросе должен быть не посткризисный 2010-й, а более поздние сроки, когда в Казахстане приступили к реализации крупных прорывных проектов, потому что это сопряжено с дополнительными выбросами парниковых газов. – Если мы ограничим себя рамками показателей 2010 года, реализация многих других крупных проектов окажется под угрозой срыва, – поддержали ее члены Ассоциации. Согласно обязательствам по членству в Киотском протоколе, Казахстан должен сократить выбросы парниковых газов по сравнению с 1992 годом на 15% к 2020-му и на 25% к 2050 году. Для того чтобы выполнить эти задачи, и разрабатывается проект Национального плана. Рабочая группа по подготовке плана распределения квот на выбросы парниковых газов создана в марте нынешнего года, и из-за крайне сжатых сроков члены Ассоциации не смогли принять участие во всех заседаниях и, соответственно, внести свои коррективы. В конце июня заканчивается срок работы над планом, однако и представители Министерства охраны окружающей среды, и KAZENE­R­GY сошлись во мнении, что работу эту необходимо продолжить. А потому Тимур Кулибаев поручил исполкому Ассоциации подготовить письмо на имя премьер-министра с просьбой продлить срок работы над Национальным планом распределения квот до конца этого года. В поисках компромисса Новые правила экологического мониторинга при проведении нефтяных операций в Казахстанском секторе Каспийского моря, вступившие в силу с 10 июня текущего года и обязывающие ежегодно проводить экологический мониторинг по всей контрактной территории и на протяжении всех четырех климатических сезонов, вызывают серьезную озабоченность у компаний-нед­ропользователей. В том числе и у членов Ассоциации KAZENERGY. На заседании координационного совета они заявили, что при разработке этих документов Министерством охраны окружающей среды их мнения совершенно не принимались во внимание. Вышеназванные правила предусматривают жесткие и детализированные требования, которые не имеют всесторонней научной, экологической, юридической, технико-экономической оценки, утверждают нефтяники. Ввиду значительного увеличения движения исследовательских судов в мелководной части Казахстанского сектора Каспийского моря, расширенные мониторинговые работы могут привести к негативному воздействию на биоресурсы – тюленей, рыбу, птицу, а также на среду их обитания. – На природопользователей необоснованно возлагаются функции государственного экологического мониторинга, а сам этот мониторинг не может проводиться все четыре сезона из-за ледовых условий, существующей логистики, – пояснила координатор по законодательству в сфере охраны окружающей среды и техники безопасности консорциума NCOC Гульнара Нурпеисова. Однако и это не все: жесткие требования правил предполагают установку дополнительных исследовательских станций, и их общее количество, с учетом общей площади всех подрядных территорий, может увеличиться до четырех тысяч квадратных километров!
– Требования казахстанского правительства к организации и проведению производственного экологического мониторинга не имеют аналогов в мировой практике, и мы пытаемся это донести до кабмина. Но увы… – посетовала Гульнара Нурпеисова. Нефтяники считают, что мониторинг можно делать и по-другому, и результаты получатся нисколько не хуже. Например, генеральный директор "Центра дистанционного зондирования и ГИС "Терра" Борис Гельдыев предлагает ввести единую систему экологического мониторинга: – Сейчас же государство ведет свой мониторинг, недропользователи – свой, и результаты лабораторных исследований нередко разнятся и взаимоисключают друг друга. Однако представители Министерства охраны окружающей среды соглашаться с недропользователями не спешат. Хотя и от диалога не отказываются, что вселяет в неф­тяников надежду. – Консолидированная позиция представителей KAZENERGY, надеюсь, будет учтена при дальнейшей совместной работе с министерством по всему комплексу экологических вопросов, – подытожил председатель ассоциации Тимур Кулибаев и добавил, что решение о создании рабочей группы по внесению изменений и дополнений в постановления правительства уже принято.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Казахстан завершил приобретение 10% в Карачаганакском проекте 29.06.2012
Бесхозным сетям нужен хозяин 29.06.2012
АРЕМ произвел перерасчет за теплоснабжение 29.06.2012
Проститутки подбираются к ВВП 29.06.2012
Итоги социально-экономического развития города Алматы за январь-май 2012 года 28.06.2012
Министерство транспорта и коммуникаций провело выездное совещание по сохранности автодорог 28.06.2012
Вице-министр Джаксалиев отметил ненадежность энергоснабжения Темиртауского энергоузла 27.06.2012
Предельные цены на регулируемые ГСМ будут снижены 27.06.2012
Развитие связи в Республике Казахстан за 2011 год 27.06.2012
Маслихат Астаны утвердил отчет о реализации Программы развития столицы на 2011-2015 27.06.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz