Вадим ШИРОКОБОРОДОВ, "Око", 13 июля
Более 10 лет в стране попеременно провозглашаются различные госпрограммы экономического развития. Вспомним: кластерные центры, индустриальные парки, СЭЗ, СПК, "30 корпоративных лидеров", "Дорожная карта бизнеса"... Проходит 3-4 года, и чиновники благополучно о них забывают, освоив сотни миллиардов тенге. На очереди – реализация госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР). Не постигнет ли ее та же участь, что и предыдущие помпезные потуги правительства? Обилие инициатив и названий, излишнее рвение чиновников и акимов в стремлении "распиарить" знаковый объект индустриализации (без анализа и прогноза его работы) – не единственные претензии к данному процессу. В начале лета Счетный комитет "взорвал" парламентариев своими жесткими выводами об "эффективности" освоения гигантских сумм бюджетных вливаний в т.н. "институты развития", призванные инвестировать строительство новых заводов и оказывать господдержку инновациям. Увы, после нелицеприятного доклада Омархана Оксикбаева, министерствам индустрии, экономики, таким структурам, как БРК, НИФ, "Казагро", и другим ответственным за преодоление нашей сырьевой зависимости не пришлось отчитываться за очевидные провалы в реализации некоторых проектов. Успехи, конечно, есть! Накануне Дня столицы во всех регионах прошли ставшие уже традиционными церемонии пуска новых объектов. В ходе телемоста с участием Президента акимы городов и областей разрезали очередные ленточки новых заводов и фабрик. Но при этом за кадром остались неудобные вопросы относительно работоспособности предприятий, ранее запущенных по аналогичным программам индустриального роста. Как отмечают собкоры "ОКО", около половины новых производств, стартовавших благодаря беспрецедентной помощи государства, испытывают сегодня серьезные трудности. Как объективного, так и вполне предсказуемого характера. Это и фатальные ошибки с оценкой себестоимости продукции, рынков сбыта. И проблемы с обеспечением сырьем, инфраструктурой. И нерешенные вопросы кадрового обеспечения. Однако при реализации программы ФИИР есть и системные проблемы. По мнению вице-президента Торгово-промышленной палаты РК Бекзата Калиева, в числе "тормозов" госпрограммы – недостаточное финансирование проектов. Еще на стадии составления бизнес-планов их разработчики не учитывают риски, связанные с мировым финансово-экономическим кризисом, ценовыми скачками на сырье и комплектующие. Явно просчитались инициаторы многих проектов и в оценке кредитной политики банков. Как государственного БРК, так и коммерческих фининститутов. Но самый главный просчет – неадекватная оценка рынков сбыта и потребностей мировой экономики в том же биоэтаноле или, к примеру, в хлопчатобумажных тканях. Никто не озаботился заранее и системными мерами по госзакупкам отечественной продукции. Так, с серьезными проблемами со сбытом столкнулась даже алматинская компания "Бируни Фарм". Хотя в стране вроде бы продекларирована задача 50-процентного импортозамещения лекарств к 2014 году. Критическое отношение к ключевым аспектам идеологии и методологии программы ФИИР на 2010-2014 годы выразила на одном из заседаний своего межпартийного совета демпартия "Адилет". – Правительство вместо целенаправленной и осознанной политики экономического роста, которая должна базироваться на целостной системе прогнозно-плановых документов, рассчитанных на продолжительный срок, ограничивается разработкой многочисленных, мало связанных между собой стратегий и программ, – выразил позицию партии ее лидер Максут Нарикбаев. – ПФИИР содержит в себе внутренние системные противоречия и несоответствия, которые напрямую угрожают ее эффективной реализации. По существу эта программа представляет собой простой набор случайных инвестиционных проектов и даже при их реализации не может способствовать переводу казахстанской экономики на инновационный тип развития, ее качественной модернизации. Оправданные опасения экспертов вызывают критерии отбора тех или иных проектов. Многие из них перекочевали в ПФИИР из прежних программ, действие которых, по идее, закончилось. Правительство козыряет одними и теми же заводами, "перекладывая" их из одной "корзины" в другую, используя это как повод для выкачивания дополнительных бюджетных денег. Еще одно сомнение – "инновационность" проектов. Трудно понять, какие ноу-хау воплощаются при запуске асфальтобетонных заводов, цехов по производству комбикормов или линий по нарезке... туалетной бумаги? – Перечень показывает, что ни один из них не может быть отнесен к проектам, обеспечивающим инновационный прорыв казахстанской экономики, – считает М. Нарикбаев. – В лучшем случае, речь идет о новой индустриализации, восстановлении бывшего промышленного и аграрного потенциала страны. С нашей точки зрения, эта программа даже не оправдывает своего названия. Еще один прокол связан с излишней гигантоманией. Речь, как минимум, о двух крупных заводах в СКО и Карагандинской области – "Биохим" и "Силициум Казахстан". Оба, имея одинаковых учредителей, задолжали Банку развития Казахстана значительные суммы. Годы идут, долги не уменьшаются, а реализация биоэтанола и металлургического кремния оставляет желать лучшего. А ведь именно эти объекты всего 5-6 лет назад с большой помпой презентовали чиновники, обещая высокооплачиваемые рабочие места, диверсификацию сырьевой экономики, невиданный технологический прорыв. Например, открытие на базе "кремниевого проекта" отечественного производства солнечных батарей. Увы, реальность оказалась намного жестче и горше. Может быть, поэтому нынешние исполнители ПФИИР осторожничают, предпочитая включать в число "инновационных" проекты строительства птицефабрик, кирпичных заводов или гостиниц в Боровом. |