Оксана Гавшина, vedomosti.ru, 27 августа
Резкое снижение с 1 сентября тарифа – до $11,3 за 1 т на 1000 км для российской нефти – связано с желанием привлечь российские компании, заявил представитель Казахстанско-китайского трубопровода, оператора нефтепровода из Атасу до пограничного китайского Алашанькоу. Пока договоров нет, есть письма-намерения, говорит представитель оператора, но не называет российские компании. "Транснефти" о прокачке российской нефти в Китай через трубу Атасу – Алашанькоу не известно, говорит сотрудник "Транснефти" (а ее представитель это не комментирует), но желающие могут появиться, раз прокачка нефти до Китая по ВСТО в 5 раз дороже – 1888 руб. за 1 т на 1000 км. Сейчас работает первая очередь ВСТО, до Сковородино, мощностью 30 млн т в год: 15 млн идет на Китай по трубе; 15 млн – по железной дороге в порт Козьмино. Вторая очередь предусматривает расширение нефтепровода до 50 млн т и трубу до Козьмино. "Со стороны Казахстана это чистой воды демпинг", – возмущен сотрудник "Транснефти": из-за забастовок в 2011 г. добыча нефти снизилась, мощности трубы Атасу – Алашанькоу недозагружены, прокачка составила 10 млн т при мощности 12 млн т в год, свободное место предложено российским компаниям. Казахстанский маршрут длиннее, но чрезвычайно низкая цена действительно может привлечь российские компании, считает сотрудник "Транснефти", и расширенный ВСТО останется полупустым. В середине 2000-х гг. нефть по трубе Атасу – Алашанькоу поставляли ТНК-ВР и "Газпром нефть"[Image]. В 2009 г. Китай отказался от этих контрактов. Сейчас представитель "Газпром нефти" называет казахстанский маршрут менее эффективным, чем ВСТО. "Лукойлу"[Image] казахстанское направление неинтересно, говорит его представитель: западносибирскую нефть выгоднее поставлять в Европу через Новороссийск и Приморск. Представитель ТНК-ВР от комментариев отказался. В начале года ТНК-ВР сообщала о контракте на поставку в КНР до 100 000 т нефти, но спор России и Казахстана о беспошлинном транзите по территории Таможенного союза вынудил компанию отказаться от контракта. Атасу – Алашанькоу не заменит ВСТО, указывает аналитик Номос-банка Денис Борисов: Сковородино находится около экономически развитого Дацина, а Алашанькоу – в депрессивном Синцзяне. Но казахстанский маршрут из-за дешевизны конкурентоспособен: на заполнение ВСТО частично идет нефть Западной Сибири, а ее удобно направить до Алашанькоу, заключает Борисов. |