azk.gov.kz, 25 октября
На Методическом совете Агентства рассмотрены итоги рассмотрения обращения ОЮЛ "Ассоциация пассажирских железнодорожных перевозчиков и агентств РК "Парасат" на необоснованные действия АО "Пассажирские перевозки" при оказании им услуг оформления и реализации железнодорожных проездных документов (билетов). По результатам проведенной в рамках рассмотрения обращения работы, Агентством установлено, что рынок услуг оформления и реализации билетов монополизирован со стороны АО "Пассажирские перевозки" (далее – АО). Установлено, что билеты всех частных железнодорожных перевозчиков на их маршруты реализуются только через АО. В кассах железнодорожных вокзалов билеты реализуются АО самостоятельно, а за пределами железнодорожных вокзалов посредством привлечения АО частных билетных агентств. Вместе с тем, АО для частных перевозчиков установило комиссию за услуги реализации билетов в размере 5,71 % от общей суммы выручки. В свою очередь, частным билетным агентствам АО установило комиссионное вознаграждение за реализацию билетов в размере 1,6 % от суммы выручки. При этом разница в размере 4,11 % остается у АО как собственная прибыль. Кроме того, учитывая, что билетные агентства перечисляют АО выручку ежедневно, а АО, в свою очередь, перечисляет выручку перевозчикам ежемесячно (23 числа месяца, следующего за отчетным), выручка за реализованные билетными кассами билеты в течение полутора месяцев остается у АО. В ходе рассмотрения обращения также было выявлено, что АО самостоятельно определило за собой исключительное право организации билетных касс на территории железнодорожных вокзалов. Наряду с этим, АО, разработав единую форму железнодорожных билетов, реализует их перевозчикам с "накруткой". К примеру, приобретенный АО трехслойный слип АСУ "Эспресс" (проездной документ) по цене 28,5 тенге реализуется перевозчикам по 43,37 тенге. Таким образом, АО получает прибыль порядка 11-16 тенге с каждого бланка билета. При этом, частные билетные агентства помимо комиссии, получаемой от перевозчиков за реализацию их билетов, взимают с пассажиров отдельный комиссионный сбор, варьирующийся от 100 до 600 денге за каждый билет. Кроме того, в стоимости билета уже заложены затраты перевозчика на реализацию билетов (оплачиваемые билетным кассам). По итогам рассмотрения обращения в целях недопущения ограничения конкуренции Методическим советом Агентства принято решение направить соответствующее письмо в адрес Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан о необходимости законодательного закрепления порядка организации деятельности по продаже железнодорожных билетов, в том числе утверждения единой формы бланка билета, не допуская ограничения по их изготовителям, порядка взимания билетными агентствами комиссии с потребителей при продаже билетов, местонахождения частных билетных касс и др.
----
На Методическом совете Агентства рассмотрены итоги предварительных рассмотрений сведений о нарушениях антимонопольного законодательства, по результатам которых усмотрены признаки антиконкурентных согласованных действий, в том числе в действиях: – ТОО "Zhersu Power", ТОО "Ауа Жай", в части установления и поддержания оптово-розничных цен на реализацию сжиженного углеводородного газа. – ТОО "Мидиа", ТОО "Ак-Элит", ТОО "Усть-Каменогорский мукомольный комбинат", ТОО "Фарман", ТОО "Аском", в части установления согласованных цен на муку первого сорта. По материалам предварительного рассмотрения сведений рост цен на муку непропорционален ценам закупа продовольственной пшеницы на момент повышения цен на муку первого сорта. Кроме того, у субъектов имелись остатки муки произведенной из пшеницы купленной ранее по более низкой цене. Также установлено, что источники закупа продовольственной пшеницы у вышеуказанных субъектов различные, что свидетельствует об отсутствии каких-либо общих предпосылок для установления согласованных цен. – ТОО "Керемет Центр", ТОО "Амангельды",ТОО "Отырар Кыш", ТОО "Курылыс Материалы", ТОО "Хаджи-К" и ТОО "Рауан-Т", в части установления и поддержания цен на кирпич. Данные субъекты осуществляли параллельные действия по установлению цены на реализацию кирпича при отсутствии обстоятельств, в равной мере влияющих на указанные компании. Эти действия привели к ущемлению законных прав потребителей, которые были вынуждены приобретать кирпич по ценам установленным в условиях отсутствия конкуренции. Также на заседании Методического совета рассмотрены сведения о нарушениях антимонопольного законодательства, по результатам которых усмотрены признаки злоупотребления доминирующим положением, в действиях: – ТОО "Астанаэнергосбыт", в части неправомерного прекращения подачи электроэнергии отдельному потребителю. – ТОО "КостанайЭнергоЦентр", в части отказа от перезаключения договоров, ранее заключенных с условием 100 % предоплаты, с учетом внесенных изменений в ГК РК, согласно которых оплата должна производиться за фактически потребленное количество энергии по показаниям приборов учета. По итогам предварительного рассмотрения в действиях ГУ "Алгинский районный отдел финансов" усмотрены признаки антиконкурентных действий государственных органов при проведении государственных закупок услуг на выполнение землеустроительных работ с изготовлением идентификационных документов. При этом данные работы не могут быть объединены в однородный вид работы и один лот, так как в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан, изготовление идентификационных документов осуществляет только специализированное республиканское государственное предприятие, ведущее государственный земельный кадастр (ГосНПЦзем)". По выявленным фактам нарушений антимонопольного законодательства будут проведены расследования, о результатах которых Агентство сообщит дополнительно. Кроме того, на заседании Методического совета рассмотрены итоги ряда анализов товарных рынков, по результатам которых принято решение о внесении соответствующих изменений и дополнений в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение. |