ЛОНДОН (Standard & Poor"s), 30 ноября
Служба кредитных рейтингов Standard & Poor"s подтвердила долгосрочный и краткосрочный рейтинги фонда "Самрук-Казына" по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне BBB+/A-2. Прогноз – "Стабильный". В соответствии с нашими критериями, применяемыми при присвоении рейтингов организациям, связанным с государством (ОСГ), мы приравниваем рейтинги АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына"" к суверенным рейтингам Республики Казахстан (рейтинги по обязательствам в иностранной валюте: BBB+/Стабильный/A-2; по обязательствам в национальной валюте: BBB+/Стабильный/A-2; рейтинг по национальной шкале: kzAAA). Это отражает мнение Службы кредитных рейтингов Standard & Poor"s о "практически безусловной" вероятности получения своевременной экстренной поддержки от Правительства Республики Казахстан, достаточной для обслуживания всех долговых обязательств в стрессовой ситуации. Наша оценка вероятности получения экстренной поддержки отражает "критически важную", по нашему мнению, роль "Самрук-Казыны" как основного оператора внебюджетной финансово-экономической деятельности правительства и "неразрывные" связи фонда с государством. АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына"" – на 100% принадлежащая государству холдинговая компания, которая консолидирует почти все государственные предприятия Казахстана и управляет ими по поручению правительства. Функции фонда определяют наше мнение о его стратегическом значении. Мы оцениваем связи "Самрук-Казыны" с правительством Казахстана как "неразрывные". Фонд играет ведущую роль в реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан на 2020 г., направленного на индустриализацию и диверсификацию экономики Казахстана, и, соответственно, является лидером в секторе государственных компаний. Фонд наделен полномочиями контролировать и утверждать крупные заимствования компаний в его составе от имени правительства. Кроме того, фонд контролирует денежные потоки между компаниями в группе и правительством. Решения фонда относительно капиталовложений и финансирования соответствуют положениям государственной политики, что связано с прямым участием государства в совете директоров "Самрук-Казыны". Мы оцениваем характеристики собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile – SACP) "Самрук-Казыны" на уровне "b+". К основным факторам, негативно влияющим на оценку SACP фонда, относятся относительное низкое кредитное качество его активов, высокая концентрация активов, а также высокий и постоянно увеличивающийся уровень консолидированного долга группы. По состоянию на 30 июня 2012 г. долг группы составлял 41,3 млрд долл., показатель EBITDA за первую половину 2012 г. – 6,1 млрд долл., а значение свободного операционного денежного потока (free operating cash flow – FOCF) было отрицательным – 0,9 млрд долл. Мы оцениваем SACP крупнейшего актива "Самрук-Казыны" – АО НК "КазМунайГаз" (КМГ) – на уровне "b+" ввиду высокого уровня финансового рычага. Кроме того, фонд "Самрук-Казына" по-прежнему в значительной степени подвержен рискам, характерным для слабого финансового сектора Казахстана, на который по состоянию на 30 июня 2011 г. приходилось около 24% портфеля активов холдинговой компании (включая пакеты акций банков, кредиты и депозиты). Фонд испытывает значительные потребности в капиталовложениях на уровне как материнской компании, так и дочерних структур. В то же время при текущих размерах активов и уровне долга доходы холдинговой компании оцениваются нами как очень волатильные. Мы ожидаем, что большая часть текущих капиталовложений "Самрук-Казыны", в том числе на поддержку БТА Банка, будет профинансирована государством. В отличие от других холдинговых компаний "Самрук-Казына" располагает ограниченными возможностями по продаже активов для обслуживания долга, поскольку большинство этих активов являются стратегическими и не торгуются на бирже. Значительная часть капиталовложений "Самрук-Казыны" покрывается за счет текущего финансирования со стороны государства. Бюджетное законодательство Казахстана предусматривает возможность ежегодных взносов в капитал фонда. Оценка SACP "Самрук-Казыны" отражает наше мнение о том, что фонд по-прежнему будет получать регулярную государственную поддержку в форме долгосрочных кредитов и вливаний капитала, включая средства для поддержки БТА Банка в рамках второго этапа реструктуризации. Кроме того, оценка SACP учитывает тот факт, что большая часть долга холдинговой компании подлежит погашению в пользу правительства или дочерних компаний, а долг перед третьими сторонами (включая кредит China Development Bank, облигации и гарантии по долговым обязательствам отдельных дочерних компаний) при текущих размерах портфеля фонда, скорее всего, будет контролируемым. В ближайшие три года правительство планирует провести серию "народных IPO" в рамках программы развития внутренних рынков капитала и диверсификации экономики. Мы считаем, что это не отразится на структуре собственности "Самрук-Казыны" и, скорее всего, не окажет влияния на "критически важную" роль фонда для государственной политики и его "неразрывные" связи с правительством. Мы оцениваем показатели ликвидности "Самрук-Казыны" как "адекватные", учитывая значительные денежные резервы фонда, долгосрочный профиль долга и текущую поддержку со стороны государства. По состоянию на 30 июня 2012 г. объем денежных средств и краткосрочных банковских депозитов холдинговой компании в 3,7 раза превышал объем долговых обязательств, подлежащих погашению в течение одного года. Консолидированные денежные резервы покрывают только 96% консолидированного краткосрочного долга, в состав которого входит долг БТА Банка в размере 5,2 млрд долл. Соответственно без учета долга БТА Банка коэффициент покрытия составляет 1,64x. Тем не менее показатели ликвидности – как консолидированные, так и на уровне холдинговой компании – в значительной степени зависят от ситуации в банковском секторе Казахстана, который остается слабым, и от планируемых масштабных капиталовложений на уровне дочерних компаний, что приводит к генерированию отрицательной величины денежного потока от операционной деятельности. Прогноз "Стабильный" отражает аналогичный прогноз по рейтингам Республики Казахстан и наши ожидания того, что наша оценка "критически важной" роли фонда "Самрук-Казына" в экономике страны и его "неразрывных связей" с правительством не изменится. Мы ожидаем, что основная часть капиталовложений "Самрук-Казыны", включая денежную поддержку БТА Банка, будет финансироваться за счет государственных средств. Конвертирование депозитов "Самрук-Казыны" в БТА Банке не влияет на нашу оценку кредитоспособности фонда, поскольку мы уже учитывали тот факт, что эти депозиты предназначены для поддержки банка. Мы считаем, что любая поддержка КМГ со стороны фонда в связи с потенциальным ростом доли государства в нефтегазовом секторе будет финансироваться государством. Мы можем повысить или понизить рейтинги фонда "Самрук-Казына" в случае соответствующего рейтингового действия в отношении Республики Казахстан. Любые признаки ослабления государственной поддержки в результате изменения функций фонда как инструмента государственной политики или вследствие ослабления его связей с правительством могут привести к изменению нашей оценки роли "Самрук-Казыны" и связей фонда с правительством и – как следствие – оказать давление на рейтинг. Негативное давление на оценку SACP фонда "Самрук-Казына" может возникнуть в случае, если объем долга перед третьими лицами значительно возрастет, превысив уровень, допустимый с точки зрения текущего размера портфеля, или в том случае, если текущие капиталовложения "Самрук-Казыны" не будут финансироваться за счет государственных средств. Мы можем повысить оценку SACP "Самрук-Казыны" в случае улучшения результатов операционной деятельности ее основных дочерних компаний, а также при условии проведения политики умеренных капиталовложений на уровне дочерних компаний и / или оказания государственной поддержки в рамках программ капиталовложений и рефинансирования основных дочерних компаний фонда. |