NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 14:20 ast
12:20 msk

Страх перед страховой медициной
Рынок услуг, связанных с медицинским страхованием в Казахстане, – тема весьма скользкая еще со времен беглого "начальника" ФОМСа. Тем не менее именно этот сектор остро нуждается в реформировании
04.03.2013 / экономика

camonitor.com, 1 марта

Рынок услуг, связанных с медицинским страхованием в Казахстане, – тема весьма скользкая еще со времен беглого "начальника" ФОМСа. Тем не менее именно этот сектор остро нуждается в реформировании. Предложения относительно того, как довести данный вид медицины до приемлемого уровня, выдвигались и правительством, и частными компаниями. Последними "застрельщиками" выступили как раз представители частного страхования, очевидно, мнящие себя флагманами рынка. Среди главных инициаторов – компания "Интертич". Но любая реформа только тогда внушает доверие, когда репутация тех, кто ее продвигает, безупречна. В данном же случае можно быть уверенными лишь в одном: в том, что кто-то лоббирует свои интересы.

Все равны, но некоторые равнее
На рубеже 2012-2013 годов стало известно, что корпорация медицинского страхования "Интертич" и ее соратник по лобби АО "Медицинская страховая компания "Архимедес Казахстан" отправили в правительство ряд предложений, касающихся изменения форм медстрахования. Основной тезис "Интертича" заключался в необходимости выделения медицинского страхования в отдельную отрасль, по типу страхования жизни. Далее предлагалось ввести среди медицинских страховых компаний статус медиатора, выступающего экспертом и контролером качества предоставляемых медицинских услуг. Данный факт сам по себе крайне странен, поскольку заведомо ставит одного участника рынка над прочими, а значит, уничтожает конкуренцию. Кроме того, лоббист указывал на необходимость узаконить само понятие "медицинского ассистанта", то есть компаний, оказывающих полный комплекс услуг как корпоративным клиентам, так и частным лицам в области медицинского страхования. "Архимедес Казахстан" добавила к проекту несколько технических замечаний. Самое любопытное, что роль достойных доверия партнеров в проекте отводилась лишь специализированным компаниям, то есть оказывающим только медицинские услуги, прочие же были вынесены за скобки. Нетрудно догадаться, что именно к специализированным медстраховщикам и относятся "Интертич" с Архимедес".
Очевидно, что тем, кто будет рассматривать данные предложения, придется сразу отделить зерна от плевел, то есть суть инициированных реформ – от самих инициаторов, их финансово-экономического, предпринимательского, профессионального, а также морального облика. С сожалением приходится констатировать: компания "Интертич" "заслужила" в свой адрес многочисленные нарекания со стороны клиентов и контролирующих органов. Недалеко ушли и многие другие представители этого сегмента страхового рынка. Важно добавить, что, по данным официальной статистики, лишь примерно 300 тысяч наших сограждан пользуются услугами медстрахования, что при 9-миллионном трудоспособном населении – капля в море. Возникает вопрос: прежде чем прислушиваться к откровенным лоббистам, не лучше ли было бы упорядочить работу сектора в целом, разобравшись с фактами едва ли не прямого мошенничества?

Чем "болен" "Интертич"?
Увы, за негативными примерами, касающимися деятельности "прогрессивного реформатора" в лице "Интертич", далеко ходить не нужно – ими пестрят страницы газет и интернет-форумов. Но вначале обратимся к претензиям со стороны государственных органов. Еще весной 2008 года постановлением правления Агентства финансового надзора РК у корпорации "Интертич" была приостановлена лицензия на право осуществления страховой деятельности. Основной причиной послужил тот факт, что уровень маржи платежеспособности у "Интертич" постоянно находится на пределе, поэтому компания не может гарантировать страховых выплат. Кроме того, она систематически не исполняла требования регулятора (http://wfin.kz/node/870). Лицензию восстановили через несколько месяцев, но, как говорится, вопросы остались.
К слову, аналогичным недугом страдает и второй "реформатор". Есть сведения, что последний аудиторский отчет по компании "Архимедес" показал: предприятие несет существенные убытки и не выполняет минимальных требований по коэффициенту маржи платежеспособности. Аудиторы также посчитали, что дальнейшая непрерывная деятельность казахстанского подразделения компании напрямую зависит от ее учредителя в лице кипрской корпорации Arcyimedes­Неаlth­Develompments, а конкретно – от тех средств, которые головной офис готов выделить для помощи казахстанскому филиалу. Согласитесь, инициативы, выдвигаемые и лоббируемые со стороны столь ненадежных структур, вызывают определенные опасения (http://www.nomad.su/?a=4-201302110026).
Разумеется, на давнем инциденте денежные проблемы "Интертича" не закончились. Так, в декабре 2011 года АФН вновь выявило грубейшее нарушение: компания попросту составила недостоверную отчетность, исказив основные показатели (http://www.nomad.su/?a=4-201212110018). А в прошлом году, согласно последним данным финансовой отчетности, у компании отмечены сильные колебания по статье "нераспределенный доход – непокрытый убыток". В итоге убытки "Интертич" на ноябрь 2012-го достигли почти 70 миллионов тенге – совершенно вопиющий факт. Кроме того, негативная тенденция к снижению дохода наблюдалась на протяжении всего прошлого года. Согласно имеющейся информации, по размеру собственного капитала "Интертич" занимает лишь 30-е место среди 35 страховых компаний: по состоянию на 1 ноября 2012-го, размер собственного капитала составил 1 354 миллио­на тенге, что для страховщика совершенно недопустимо (http://www.nomad.su/?a=4-201212210015). Возникает опасение, что компания вот-вот повторит печальную судьбу "Алтын полиса", оказавшегося банкротом. Не забудем, что клиентами "Интертича" являются многие представители госорганов, национальных и иностранных добывающих компаний – услуги этого страховщика отнюдь не дешевы. Кроме того, "Интертич" постоянно стремится с помощью агрессивной рекламы расширить клиентскую базу, например, включая в договор обслуживание семьи клиента.
Теперь рассмотрим реакцию прямых потребителей. Достаточно сказать, что по объективным результатам тендеров, проводимых ФНБ "Самрук-Казына", все чаще победителями становятся другие компании. А совсем недавно, пишет казахстанская пресса, из-за несоответствия своего потенциала правилам Фонда относительно закупок товаров и работ "Интертич" проиграл тендер по закупу услуг "Медицинское страхование работников" (http://www.nomad.su/?a=4-201212210015, http://www.nomad.su/?a=4-201302010024).

Дайте жалобную книгу!
Что же касается простых клиентов, то их недовольство компанией уже просто не поддается учету. Дошло даже до создания специального блога "Интертич-нет" (http://interteachnet.blogspot.com/2009/07/blogpost.html), в котором клиенты красочно повествуют о допущенных сотрудниками ком­пании нарушениях, приводят примеры ужасающего непрофессионализма и равнодушия. Позвольте процитировать лишь некоторые из них (поверьте, примеров намного больше).
"Специалисты "Интертич" (не поднимается рука написать "врачи", хотя слово "специалисты" им тоже льстит, но надо же как-то назвать этих людей) поставили диагноз "Острый пиелонефрит", с которым нас отправили в стационар. Стационар платной (и очень недешевой) СК Interteach оказался обычной государственной больницей №2 г. Алматы. Условия пребывания в таких больницах (если вдруг Вы не знаете, как не знали мы до этого момента) можно услышать из рассказов наших мам, которым 20-40 лет назад довелось лежать при Советском Союзе в них же с нами маленькими. Поверьте, с тех пор ничего не изменилось". Ребенка из приведенного примера в "Интертиче" не "залечили" только чудом, на помощь пришли обычные, не страховые доктора".
"Ушат холодной воды в уже изрядно подмоченный казахстанский страховой бизнес компания "Интертич" вылила собственными руками, бросив на произвол судьбы восьмилетнего ребенка, у которого в ночь с 6 на 7 января 2013 года открылась непрекращающаяся рвота. В это время ребенок вместе с родителями находился на отдыхе в столице ОАЭ Абу-Даби".
А вот что писала республиканская газета "Мегаполис" в одном из февральских номеров (http://megapolis.kz/art/AO_INTERTICh_Hot_strahuy_hot_ne_strahuy) с.г.: "Подписав договор, который обеспечивает туристов медицинской помощью, если таковая будет необходима, семья уезжает встречать Новый год в Эмираты. И все было бы хорошо, как в ночь с 6 на 7 января у 8-летнего ребенка открывается сильная рвота. Как положено, семья тут же открыла страховой договор и позвонила по международному номеру, указанному в страховом полисе. Родители, на руках которых ребенок буквально таял, объясняют агенту ситуацию, а на том конце провода, в Стамбуле, страховой агент предлагает родителям больше не звонить по этому номеру, а обратиться за помощью в страну, где был выписан данный полис. До алматинского офиса компании "Интертич" в ту ночь родители дозвониться не смогли. Благо, что аптечка у них всегда с собой. А на связи в три часа ночи оказался семейный врач, который по телефону объяснил, что и как делать в этой ситуации. В пять часов утра после бесполезных звонков в страховую компанию было принято решение срочно вернуться в Алматы. Оплатив штраф за срочное перебронирование, семья вылетела на Родину. На следующий день после прилета в Казахстан в офисе компании у родителей состоялся разговор с финансовым директором Каламкас Кальменевой, которая, выслушав потерпевшую сторону, выразила озабоченность и обязалась немедленно разобраться в ситуации. Оказывается, "немедленно" в компании "Интертич" – это 22 дня".
Из статьи следует, что несчастную семью кормили "завтраками" и отговорками еще долгое время, а журналистское расследование установило: ни о каком возмещении морального, материального и физического вреда в этой компании просто речи нет. Не возместят – и точка, хоть премьер-министру напишите.
Совершенно шквальный резонанс вызвала опубликованная на сайте "Номад" статья под заголовком "Не до жиру" (http://www.nomad.su/?a=4-201212110018), посвященная проблематике страхового рынка. В частности, в ней упоминаются следующие факты, имеющие прямое отношение к "Интертичу". "Косвенным тому подтверждением (снижения уровня услуг "Интертич" – ред.) служат многочисленные клиентские жалобы, поступающие на сайты и блоги различных контролирующих ведомств буквально по всей стране, начиная от департамента Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности МЗ РК по Алматинской области, кончая департаментом финансовой полиции Мангистауской области, где речь идет об одном и том же – об отказе сотрудников компании признавать страховой случай в отношении членов семьи основного клиента (как правило, речь идет о несовершеннолетних детях, которые, по мнению региональных сотрудников фирмы, не являются их "подопечными" и не подлежат льготной госпитализации в соответствующие медицинские учреждения). Чиновники усердно разбираются и рапортуют о принятых мерах. И в общем-то, справедливости ради, можно отметить, что в подавляющем большинстве случаев компромисс бывает достигнут. Однако все это не самым лучшим образом влияет на общий имидж самой компании. Как и то обстоятельство, что, например, среди проверенных медицинских учреждений Актюбинской области в числе нарушителей санитарно-эпидемиологических норм опять оказалась именно эта фирма. В результате, как сообщила начальник отдела эпидемиологического надзора департамента Госсанэпиднадзора Гульнар Сарсенбаева, "по выявленным нарушениям решением суда была приостановлена работа хирургического и стоматологического кабинетов ТОО "Интертич". В общем, складывается впечатление, что, несмотря на, казалось бы, прекрасно налаженную работу и рекордное количество филиалов, повседневная деятельность фирмы больше смахивает на лакированный фасад с тщательно замаскированными и требующими ремонта торцами. И подобная ситуация, к сожалению, далеко не единична и скорее свидетельствует о неблагополучном состоянии рынка в целом, нежели говорит о трудностях (временных или не очень) одной отдельно взятой фирмы".
Авторы откликов на статью, судя по всему, относятся к критикуемой компании еще жестче. "Наша компания с ними (с "Интертич" – ред.) заключила договор (http://www.nomad.su/?g=0&st=4-201212110018). Слышала, они на грани банкротства. Поэтому у нас ВСЕ нельзя. С зубами – только к их стоматологу. Хочешь провериться на хорошем аппарате – отговаривают с приговоркой: "Да Вам не нужно. Вы здоровы". Написано "безлимитно". Ни фига подобного. Просто "все нельзя или не включено в страховку". Зачем мне тогда такой безлимит? Маркетинговый трюк? Разговорилась с их медсестрой на тему безлимита, так она выдала секрет. Оказывается, они "Интертич" так прописывают в договорах, чтобы заинтересовать клиента. На самом деле, когда общая сумма премии по компании-клиенту заканчивается, чтобы остаться в плюсе, они начинают отговаривать пациентов лечиться в других клиниках кроме их собственных, а также придумывать различные предлоги для того, чтобы человек как можно меньше получал услуги. Вот такая вот безлимитка". Процитированный отзыв – еще один из самых мягких.
Примечательно, что представители компании практически никак не комментируют вал нареканий в свой адрес, отказываясь общаться с прессой. Чуть ли не единственная попытка объясниться с клиентами со стороны генерального директора корпорации Сауле Джундубаевой только подлила масла в огонь. Оказывается, к больным детишкам в "Интертиче" не успевают потому, что у компании не хватает врачей-педиатров. После подобного "оправдания" остается лишь развести руками и еще раз призвать правительство повнимательнее присмотреться к лоббистам.

Непрофессионалы от страхования
Не стоит думать, будто "Интертич" – единственная проблемная страховая компания на медицинском рынке. Аналогичные трудности испытывают и коллеги "патриарха" этого сектора. Вот какие примеры приводят пострадавшие клиенты того же "Архимедеса" – второго инициатора обращения к правительству. "Про "Архимедес" я наслышана, знакомый там работал. Это такое болото. Во-первых, пришел ты с проблемой, смотришь по прайсу, а там больше половины услуг не считаются страховым случаем, т.е. платите сами. Во-вторых, там ужасная накрутка цен. В-третьих, они выписывают те лекарства, которые им выгодно. Приходит к ним сотрудница фармацевтической компании, приносит кучу блокнотиков, ручек, канцтоваров, а за это "Архимедес" прописывает пациентам их лекарства. В итоге получается, что лечение по страховке обойдется дороже, чем в обычной больничке без страховки. В общем, думайте сами, нужна ли вам такая страховка…". "Врачи действительно никакие. Насчет лоббирования фармацевтических компаний – в точку. Препараты назначают самые дорогие, когда спрашиваешь насчет аналогов подешевле, недовольно отшивают". Как и в случае с "Интертичем", перечень претензий можно продолжать еще долго (http://vse.kz/topic/464407-medicinskaja-kompanija-arhimedes/).
Серьезные сомнения вызывает и деятельность такого известного страховщика, как "Номад Иншуранс". В декабре 2012-го Агентство Fitch Ratings поместило рейтинги (http://www.kursiv.kz/novosti/v-kazakhstane/1195­236186-fitch-ratings-prisvoilo-nomad-inshurans-rejting-finansovoj-ustojchivosti-v.html, http://www.nomad.su/?a=4-201212120017) финансовой устойчивости акционерного общества "Страховая компания "Номад Иншуранс" по международной шкале "B" и по национальной шкале "BB+(kaz)" под наблюдение в список Rating Watch "Негативный". При этом специалисты агентства не исключают крайне неприятных последствий снижения капитализации и падения конкурентоспособности для компании в целом.
Исследуя перспективы страховой медицины в РК, газета "Мегаполис" (http://megapolis.kz/art/Diagnoz-zastrahovan) провела самостоятельный обзор рынка и пришла к неутешительному выводу: этому сегменту крайне не хватает жесткого регулятора и внятных правил игры, поскольку играть по нынешним для клиентов попросту невыгодно, да и опасно. "Страховые компании предлагают список из десятка поликлиник и пяти стационаров, обещают оперативные и качественные услуги. Стоимость страховки зависит от выбранной компании и программы. Например, в компании Alliance Assistance Group страховой взнос для физических лиц составляет от 55 тыс. тенге до 110 тыс. тенге, в Interteach – от 55 тыс. тенге до 103 тыс. тенге, в "БТА Забота" – от 75 тыс. тенге до 200 тыс. тенге, в "НСК" – от 54 тыс. тенге до 350 тыс. тенге. Программа страхования с наименьшим страховым взносом не включает в себя амбулаторное лечение, расходы на лекарства и стоматологию. Соответственно, в программы с более высоким взносом входят эти категории расходов. Есть еще один момент: в некоторых страховых компаниях клиентам в зависимости от возраста и перенесенных ранее заболеваний присваиваются баллы. Если клиенту за 50 лет или он перенес тяжелые вирусные заболевания, его страховой взнос увеличивается". И это лишь те негативные моменты, которые лежат на поверхности.
Дороговизна услуг страховщика не избавляет от всех "прелестей" отечественной медицины – такое заключение сделали в "Мегаполисе". "Застраховать свое здоровье стоит не так уж и дешево. Но, как выяснилось, иногда обладатели дорогущих полисов сидят в очереди наравне с неработающими пенсионерами. По словам клиента компании "НСК" Василия Капкина, были случаи, когда он часами сидел в ожидании приема. "Несмотря на то, что страховая компания уверяла меня в том, что у них высокопрофессиональные врачи и координаторы, у меня и моих знакомых, застрахованных в этой компании, были случаи, когда диагноз был поставлен неверно. Например, больному пневмонией поставили диагноз бронхит или у молодого парня не могли несколько дней распознать сердечный приступ. Были проблемы и с погашением финансовых расходов. Затраты, связанные с родами моей супруги, мне вернули только через полгода, а по договору обязаны были вернуть через 10 дней. До этого я был застрахован в компании Interteach, и там тоже были инциденты. Был случай, когда один мой знакомый, застрахованный в Interteach, находясь в тяжелом состоянии, вызвал "скорую помощь", но вместо "скорой" страховой компании к нему приехала государственная "служба скорой неотложной помощи". Сотрудники Interteach объяснили это тем, что в данный момент не было свободных машин", – рассказал пострадавший клиент в интервью газете.
В общем, как можно убедиться на многочисленных примерах, отрасль действительно нуждается в кардинальном реформировании. Вот только начать стоит с самих "реформаторов" и их коллег, иначе, поддавшись на лоббистские предложения, поступившие из совершенно ненадежных источников, можно подвергнуть казахстанскую страховую медицину огромному риску.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Балхашская ТЭС начнет вырабатывать электроэнергию в октябре 2017 года 29.03.2013
Fitch присвоило АО СК Альянс Полис рейтинг "B", прогноз "Стабильный" 29.03.2013
Недропользователям нефтегазовой отрасли! Срочно! 29.03.2013
"Народный банк Казахстана" предоставил информацию о возможной продаже акций АО "НПФ Народного Банка Казахстана" и возможном приобретении акций АО "БТА Банк" 28.03.2013
Город Аксу стал первым в Казахстане городом, вступившим в Ассоциацию энергоэффективных городов 28.03.2013
Высший суд Канады одобрил консолидацию "АРМЗ" 100% акций Uranium One 28.03.2013
С начала реализации Программы ФИИР объем производства фармацевтики вырос почти в три раза 26.03.2013
По мнению экспертов, создание единого пенсионного фонда негативно отразится на фондовом рынке 26.03.2013
АО "НК "Казахстан инжиниринг" укрепляет сотрудничество с российским ОПК 26.03.2013
Fitch понизило рейтинги АТФБанка до уровня "BBB-" и поместило рейтинги в список Rating Watch "Негативный" 26.03.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz