Болат АКЧУЛАКОВ, вице-министр нефти и газа РК, "Казахстанская правда", 17 мая
Отечественный нефтяной сектор сыграл одну из ключевых ролей в становлении нашего молодого государства. За годы независимости нефтегазовый комплекс РК получил мощнейший импульс развития. Началось масштабное освоение казахстанского сектора Каспийского моря, динамично идет разработка ранее разведанных месторождений нефти и газа. По подтвержденным запасам нефти Казахстан входит в число 15 ведущих стран мира и обладает 3,3% мировых запасов углеводородного сырья. Наибольшая часть запасов "черного золота" сосредоточена в крупных разрабатываемых или подготовленных к разработке месторождениях: нефтяных – Тенгиз, Кашаган, Королевское – и нефтегазоконденсатных – Карачаганак, Жанажол, Урихтау. Нефтяная отрасль дает более четверти объема производства промышленной продукции, свыше трети налоговых платежей, а также половину экспортных доходов Казахстана. За два десятилетия наблюдалась тенденция роста объемов добычи жидких углеводородов в стране. Так, по итогам 2012 года добыто порядка 80 млн. тонн, что более чем в три раза превысило уровень добычи нефти в 1991 году. Вместе с тем нефтегазовая отрасль нацелена на дальнейший рост. Если в 2013 году мы рассчитываем добыть 82 млн. тонн нефти и конденсата, то к 2020 году этот показатель может достичь 130 млн. тонн. Необходимо отметить, что достижение таких показателей в значительной степени зависит от реализации проектов на казахстанском секторе Каспийского моря. В Казахстане существуют три нефтеперерабатывающих завода (Атырау, Павлодар и Шымкент), суммарная годовая мощность переработки которых составляет порядка 15 млн. тонн нефти. За 2012 год на этих предприятиях переработано 14,2 млн. тонн углеводородного сырья или 103,6% к уровню предыдущего года, а в нынешнем планируется переработать порядка 14,4 млн. тонн нефти. Однако, даже при полной загрузке, существующие мощности заводов позволяют удовлетворить потребность внутреннего рынка только по бензину АИ-80 и дизельному топливу, а для достаточного производства высокооктановых бензинов наших мощностей не хватает, поэтому приходится импортировать бензины марок АИ-92, 95 и АИ-98 в объеме 30–40% от внутренних потребностей. В целях обеспечения потребителей страны топливом, соответствующим мировым экологическим стандартам качества, в настоящее время принята и реализуется программа модернизации всех трех отечественных НПЗ. Завершение их модернизации и реконструкции позволит увеличить объем производства нефтепродуктов за счет увеличения глубины переработки нефти, а также позволит поднять производство светлых нефтепродуктов и улучшить их качество до стандартов "Евро-4" и "Евро-5". Доведение мощности заводов по переработке нефти до 18 млн. тонн в год позволит полностью покрыть потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах. Срок реализации проектов: 2011–2016 годы. В период после 2020 года по мере роста экономики страны и, соответственно, потребностей внутреннего рынка нефтепродуктов отраслевой программой развития нефтегазового сектора предусматривается строительство еще одного НПЗ. В связи с прогнозным увеличением добычи нефти в стране на ближайшую перспективу большое значение придается расширению и диверсификации транспортной инфраструктуры нефтегазового комплекса. Это обусловлено прежде всего необходимостью надежной и стабильной поставки нефти на экспорт, а также на отечественные НПЗ по внутренней системе нефтепроводов. За годы независимости было построено порядка 6 000 км нефтепроводов. На текущий момент основными действующими экспортными направлениями казахстанской нефти являются трубопроводы Атырау – Самара, Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК), Атасу – Алашанькоу и морской порт Актау. Объем экспорта нефти и газового конденсата в 2012 году составил 68,6 млн. тонн. Наиболее крупными импортерами казахстанской нефти являются Италия, Китай, Нидерланды, Франция, Австрия, Румыния и Канада. Одним из значительных реализуемых проектов является расширение КТК, предусматривающее увеличение пропускной мощности нефтепровода с нынешних 28,2 млн. до 67 млн. тонн в год, из которых на казахстанскую нефть приходится 52,5 млн. тонн. Проект будет осуществлен в три фазы, а его завершение планируется к 2015 году. Также реализуется проект расширения нефтепровода Казахстан – Китай, первый этап которого (Атасу – Алашанькоу) был введен в эксплуатацию в 2008 году мощностью 10 млн. тонн в год. Второй этап предусматривает расширение мощности до 20 млн. тонн. По предварительной оценке, реализация проекта предполагается в период с 2012 по 2017 год. Планируемый в среднесрочной перспективе проект "Казахстанская Каспийская система транспортировки" (ККСТ) состоит из двух сегментов: нефтепровода Ескене – Курык и Транскаспийской системы/проект (ТКП). Последняя включает нефтеналивной терминал на казахстанском побережье, танкеры и суда, нефтесливной терминал на азербайджанском побережье и соединительные сооружения до системы Баку – Тбилиси – Джейхан. Пропускная способность и этапность развития системы будут определяться исходя из объемов добычи нефти на месторождении Кашаган (фазы 2, 3). При этом предполагается, что на начальном этапе она составит 23 млн. тонн в год, на последующих этапах возможно увеличение до 35–56 млн. тонн в год. Теперь о продолжающемся процессе совершенствования законодательства в нефтегазовой отрасли. Как известно, был принят Закон "О государственном регулировании производства и оборота нефтепродуктов", который позволяет применять механизм госрегулирования розничных цен на нефтепродукты, упорядочивать оптовую реализацию нефтепродуктов, устанавливать квалификационные требования по доступу на рынок оптовой реализации нефтепродуктов и вводить новый механизм регулирования рынка производства и оборота нефтепродуктов и тем самым обеспечивать положительное влияние на экономику страны. Главой государства также был подписан Закон РК "О магистральном трубопроводе", направленный на обеспечение эффективной, надежной и безопасной эксплуатации магистрального трубопровода, укрепление экономической, энергетической и экологической безопасности страны, закрепление преимущественного права государства на участие в проектах вновь создаваемых магистральных трубопроводов, а также совершенствование законодательства в этой области. Документ разработан в целях укрепления экономической и энергетической безопасности страны путем урегулирования отношений в области магистрального трубопровода, имеющего стратегическое значение для экономики страны. В рамках Единого экономического пространства 9 декабря 2010 года в Москве подписано Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в РК. Данный документ был ратифицирован Казахстаном 3 апреля текущего года. Это Соглашение определяет основы торгово-экономического сотрудничества между нашими странами в сфере формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов, а также условия поставки нефтепродуктов в Республику Казахстан для удовлетворения внутренних потребностей в объеме, согласно утверждаемым сторонами индикативным балансам. Также казахстанская сторона за ввезенные из РФ в РК нефтепродукты осуществляет встречную поставку казахстанской нефти на территорию Российской Федерации. В свою очередь поставки нефтепродуктов в Казахстан из России будут осуществляться в объемах, согласно утвержденным индикативным балансам нефтепродуктов. |