2 июля 2013 года
Энергетическая и транспортная инфраструктура – каркас экономики. Именно поэтому эти 2 ключевые отрасли были включены в число приоритетных секторов. По оценке Главы государства Н. Назарбаева, "в период своего бурного роста наша экономика уперлась в ограничение по инфраструктуре. Поэтому у нас есть сейчас возможность воспользоваться моментом и подготовить все необходимое для дальнейшего экономического роста". В сфере электроэнергетики планируется реализовать 13 проектов. Из них 9 – направлены на строительство энергопроизводящих предприятий с суммарной мощностью более 3200 МВт. Часть из объектов уже введена в эксплуатацию. Это новые мощности Атырауской ТЭЦ, газотурбинные электростанции в городе Уральске и на месторождении Акшабулак, восстановлены блок №2 на Аксуской ГРЭС и 8-й энергоблок Экибастузской ГРЭС-1. Также построены трансформаторные подстанции в г.Алматы и Алматинской области, Мойнакская ГЭС, подстанция 500 кВ "Алма". За счет ввода новых энергообъектов прирост мощности в электроэнергетике составил 1341 мегаватт. В стадии активной реализации находятся проекты по строительству 3-го энергоблока Экибастузской ГРЭС-2, модернизации Шардаринской ГЭС и Национальной электрической сети. Ряд из этих проектов финансируется Банком развития Казахстана. Необходимый объем инвестиций в электроэнергетику в период с 2012 до 2030 год оценивается не менее чем в 9,5 трлн. тенге. Источниками финансирования проектов станут кредиты и собственные средства инвесторов, возмещаемые за счет предельных тарифов и механизмов создаваемого рынка мощности, а также за счет инвестиционной составляющей тарифов на услуги электросетевых компаний. По некоторым проектам предполагается задействовать бюджетные средства. В целом, энергетика – одна из базовых отраслей, от эффективной деятельности которой зависит состояние всей экономики страны. Поэтому очень важно, чтобы именно эта сфера получила опережающее развитие.
Транспортная инфраструктура Сейчас по программе форсированной индустриализации в числе крупнейших стратегических проектов идет строительство 2 новых железных дорог. "Жезказган–Бейнеу" – обеспечит прямой выход грузов с Центрального Казахстана в Западный регион и далее в Европу. "Аркалык – Шубарколь" – позволит сократить расстояние между северными и центральными регионами на 700 километров и оптимизировать грузопотоки. Всего в строительстве 2-х линий задействовано 12 тысяч человек. Продолжается строительство автомагистрали "Западная Европа-Западный Китай". С начала 2013 года было уложено 377 километров этой дороги. В настоящее время разрабатывается госпрограмма "Развитие транспортной инфраструктуры Казахстана до 2020 года", которая предусматривает внедрение национальных стандартов качества, в соответствии с которыми будут не только оказываться услуги пассажирских перевозок, но и строиться новые автовокзалы, автостанции, железнодорожные вокзалы, аэродромы, а также реконструироваться уже существующие. Так, к 2020 году запланировано строительство новых 9 автовокзалов и 61 автостанции в районных центрах, 733 пунктов обслуживания пассажиров в селах и аулах, 1104 стоянок такси в городах. Как ожидается, будут приведены в соответствие со стандартами 34 автовокзала и 138 автостанций, проведены ремонтные работы 300 железнодорожных вокзалов. Планируется также реконструировать 14 аэропортов страны. Особое значение в реализации программы занимает развитие инфраструктуры по проекту "SILK WIND" (Китай-Турция, Восточная Европа). Так, планируется развитие станции Достык, создание сухого порта в СЭЗ "Хоргос – Восточные Ворота". Кроме этого, в планах – развитие паромного парка и строительство 3 сухогрузных терминалов в морском порту Актау. На всех видах перевозок предусматривается автоматизация транспортных процессов. Одной из задач Программы является увеличение транзитных перевозок через Казахстан к 2020 году в 2 раза, а к 2050 году – в 10 раз. |