АСТАНА, 5 июл – ИА Новости Казахстан
Казахстан, в ходящий в число крупнейших мировых экспортеров зерновых, снизил экспорт зерна в 2012-2013 маркетинговом году до 7,1 миллиона тонн, сообщил в пятницу министр сельского хозяйства республики Асылжан Мамытбеков. "За этот маркетинговый год – с июля по июль – ушло на экспорт 7,1 миллиона тонн зерна", – сказал Мамытбеков в пятницу на заседании, посвященном Дням индустриализации. Он напомнил, что в 2011-12 маркетинговом году экспорт казахстанского зерна составил почти 12 миллионов тонн. Урожай зерновых 2012 года в чистом весе составил в Казахстане 12,8 миллионов тонн против рекордных 26 миллионов тонн в 2011 году. Комментируя возможности страны по экспорту зерна, Мамытбеков подчеркнул: "Мы должны понимать, что наши традиционный рынок, где мы наиболее конкурентоспособны и где нет равных Казахстану – это Средняя Азия, Кавказ и Западная часть Китая, а также Иран и Афганистан соответственно". "На этот рынок мы должны и ориентироваться, примерно объем потребления на этом рынке составляет около 6-,6,5 миллионов тонн, все остальное зерно, которое мы произведем, мы вынуждены будем экспортировать в дальние страны – это в основном через Черное и Балтийское моря, до которых довести составляет дополнительно расходов около 100 долларов (на тонну). В основном это транзит через российские железные дороги", – продолжил глава МСХ. В этой связи перед сельским хозяйством республики, по его словам, стоит задача диверсификации растениеводства и сокращения объема зерновых культур "до таких оптимальных объемов, которые будут равны внутреннему потреблению и нашему оптимальному экспорту". "Это примерно 7 миллионов тонн на внутреннем рынке и примерно 7 миллионов на внешнем рынке – тогда у нас будут цены всегда на уровне чикагской или парижской бирже, а не так как мы сейчас наблюдаем колебания доходят от 100 до 300 долларов и эти качели раскачивают негативно рынок", – отметил Мамытбеков. Комментируя каждое из традиционных экспортных направлений отдельно, министр пояснил, что Иран потребляет примерно около 4 миллионов тонн зерна и на этот рынок Казахстан поставляет всего лишь около миллиона. "Это по железной дороге через Сарыагаш примерно около полумиллиона и около полумиллиона через порт Актау морским путем по Каспию", – уточнил он. "Сейчас строится железная дорога, которая соединит станции Узень (в Казахстане) и Горган (в Иране). Она позволит нам дополнительно около 2-2,5 миллионов тонн зерна туда экспортировать. При этом это выгодно и для Ирана учитывая что основное население живет у них на севере Ирана, они покупают зерно через порт Бандарабас, который находится на персидском заливе и через всю страну везут на север. Поэтому это взаимовыгодно, поэтому и иранцы строят эту дорогу очень активно и заинтересованы в ней. Это позволит увеличить наш экспортный потенциал", – прокомментировал Мамытбеков. Он также отнес к перспективным для Казахстана рынок Китая. "Мы в 2009 году поставили туда всего лишь 15 тонн, это один грузовик, как пробную партию, на сегодняшний день эти объемы превысили 200 тысяч тонн. Объемы небольшие, но динамика очень огромная. Население растет там, как вы знаете, быстро, рацион меняется очень быстро и мы надеемся, что этот рынок тоже будет увеличен", – подчеркнул глава МСХ. Министр считает очень выгодным для Казахстана также рынки кавказских и закавказских стран, "особенно Азербайджана и части Армении и Грузии". "Учитывая это, Казмортрансфлот собирается покупать паромы, мы не должны возить туда сухогрузами, это лишняя перевалка … чтобы было- железнодорожный состав прибывал в порт Актау, становился на паром, переезжал и присоединялся сразу к рельсам кавказской железной дороги и дальше продолжал свой путь. Это оптимизирует расходы и придаст большую конкурентоспособность нашему зерну. Вот такие наши планы", – заключил Мамытбеков. |