azk.gov.kz, 17 июля
В Агентстве Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) состоялось очередное заседание Методического совета. Агентством подведены итоги проведенных расследований в отношении субъектов рынка и государственных органов. Действия ТОО "Элитком" и ТОО "Аркателеком" (г. Астана) квалифицированы как недобросовестная конкуренция, ТОО "Жасыл Ел-Тараз" (Жамбылская область) и Компании "LITASCO SA" (г. Астана) – как злоупотребление доминирующим положением. Проведение расследования в отношении ТОО "Элитком" (Товарищество) связано с его отказом предоставить доступ для строительства сетей телекоммуникаций к жилому объекту и другому оператору связи, подключиться к которому выразила желание определенная часть жильцов одного из ЖК. Элитком, заключив со строительной компанией договор, имело право на телефонизацию, организацию доступа к Интернету и кабельному телевидению в строящихся комплексах. При этом, решение вопроса о предоставлении возможности для телефонизации ЖК второму оператору связи строительная компания предлагала при согласовании с Товариществом и жильцами ЖК. Подобные действия в антимонопольном законодательстве квалифицируются как призыв к бойкоту продавца (поставщика). (Призыв к бойкоту продавца (поставщика) или его товара – организованные конкурентом непосредственно или через посредника действия, направленные на отказ покупателей от установления договорных отношений с продавцом (поставщиком) или приобретения его товаров.). Кроме того, согласно Закона "О связи" право на присоединение своих сетей к сетям телекоммуникаций общего пользования имеют все операторы связи, то есть данные виды услуг оказываются на конкурентном поле. За данное нарушение Кодексом РК "Об административных правонарушениях" (КоАП) предусмотрен штраф в размере от 250 до 300 МРП, что составляет от 432 750 до 519 300 тенге. По результатам проведенного в отношении ТОО "Жасыл-Ел-Тараз" расследования его действия квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением – Товариществом был установлен монопольно высокий тариф на вывоз твердых бытовых отходов – 1035 тенге с НДС. Сотрудниками антимонопольного органа было выявлено, что в тарифе на вывоз ТБО были завышены некоторые расходы, необходимые для вывоза ТБО (природоохранные мероприятия, арендная плата и др.), и в результате тариф для юридических лиц составил 904,85 тенге за м3, что на 12,6% ниже, чем было установлено самим Товариществом. В результате неправомерной деятельности Товариществом получен монопольный доход в сумме 3 095 161,55 тенге. За данное нарушение КоАП предусмотрен штраф в размере 10% от дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности, с конфискацией монопольного дохода. Методсоветом принято решение о возбуждении дел об административных правонарушениях. По результатам расследований в отношении следующих госорганов их действия квалифицированы как антиконкурентные: – ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Актобе" (Отделом ЖКХ г. Актобе); – ГУ "Департамент по чрезвычайным ситуациям Мангистауской области Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан" (ДЧС Мангистауской области). В ходе расследования было выявлено, что при рассмотрении заявок субъектов рынка на повышение тарифов по вывозу ТБО Отделом ЖКХ г. Актобе, несмотря на представленные разные расчеты и калькуляцию (в том числе необходимость учета удаленности от города, полигона, а также категорий граждан (малоимущие, пенсионеры и др.), не проведена работа по разработке тарифа отдельно по каждому предприятию и был утвержден единый тариф на оказание услуг по сбору и вывозу ТБО по г.Актобе. Согласно пп.6) п.2 статьи 33 Закона "О конкуренции" антиконкурентными действиями государственных органов признаются действия, направленные на повышение, снижение или поддержание цен. Данное нарушения влечет штраф на должностное лицо в размере от 300 до 400 МРП, что в денежном эквиваленте составляет 519 300 – 692 400 тенге. Основанием для проведения расследования в отношении ДЧС Мангистауской области явилось коллективное обращение организаций, которые принимали участие в государственных закупках по установке и техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации. Одним из требований госзакупок являлось наличие согласования с ДЧС Мангистауской области возможности передачи сигналов автоматической пожарной сигнализации на пульт Единой дежурно-диспетчерской службы ДЧС. При том, что вывод сигналов о срабатывании пожарной сигнализации осуществляется только по выделенным проводным линиям связи, ДЧС было принято решение о необходимости получения их согласия на получение "тревожных" сигналов по радиоканалу и другим способом. Данным решением госоргана была ограничена конкуренция и ущемлены права потребителей. За данные нарушения КоАП предусмотрены штрафные санкции в размере от 300 до 400 МРП (519 300 – 692 400 тенге), применяемые к должностным лицам. По итогам данных расследований возбуждены административные дела. Кроме того, по признакам антиконкурентных действий начаты расследования в отношении государственных органов, а также одного госпредприятия: – ГУ "Отдел предпринимательства г. Караганды"; – ГУ "Управление юстиции по г. Семей Департамента юстиции по Восточно-Казахстанской области"; – ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Семей" (Восточно-Казахстанская область); – Департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий по Костанайской области; – акимата г. Рудного (Костанайская область); – РГКП "Центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб" по признакам злоупотребления доминирующим положением в части установления, поддержания монопольно высоких цен. Начаты расследования в отношении ряда региональных субъектов рынка, в деятельности большинства из которых усматриваются признаки злоупотреблений доминирующим положением: – ТОО "ГорКомТранс г. Караганды" (Карагандинская область) в части установления и (или) поддержания цен; – АО "СНПС Ай-Дан Мунай" (Кызылординская область), ИП "Конысбаева З." (Южно-Казахстанская область) в части применения разных цен к равнозначным соглашениям; – ТОО "РудненскаяЭнерго Компания" (Костанайская область) в части применения разных условий к равнозначным соглашениям; – АО "Алюминий Казахстана" (Павлодарская область), ТОО "Центральное газоснабжение г. Астаны" (г. Астана); – ТОО "Абай Коркем" и ИП "Панарин В.М." (Карагандинская область) по признакам антиконкурентных согласованных действий в части установления, поддержания монопольно высоких цен; – ИП "Алексеева Е.В." (Западно-Казахстанская область) по признакам недобросовестной конкуренции в части реализации товара с принудительным ассортиментом; – ТОО "МКС ПЛЮС" (Алматинская область) по признакам недобросовестной конкуренции в части распространения недостоверной рекламы. |