atamekenunion.kz, 23 июля
По результатам встречи с представителями АО "КИРИ", Комитета промышленности Министерства индустрии и новых технологий, ОЮЛ "Ассоциация финансистов Казахстана", банков второго уровня (далее БВУ) и лизинговых компаний и сбора информации эксперты НЭПК "Союз "Атамекен" сформировали пакет предложений по участию последних в программе "Производительность – 2020". 1. Фондирование банков второго уровня из средств государственного бюджета или иных источников в рамках программы; 2. Увеличение ставки вознаграждения по договорам финансирования в рамках программы с 7,5% до 13% годовых (минимальная маржа для БВУ должна составлять не менее 4,5% годовых); 3. Не ограничивать государственную поддержку в виде долгосрочного финансирования лишь лизинговым финансированием, предусмотреть прочие виды инвестиционного финансирования; 4. Сократить срок рассмотрения проекта оператором программы с 15 до 10 рабочих дней; 5. Отменить обязательное привлечение консалтинговых компаний, предусмотреть обращение к консалтинговым услугам по желанию клиента; 6. Предусмотреть для клиента после получения одобрения проекта от оператора программы возможность обратиться в лизинговую компанию/БВУ по своему усмотрению. При этом перечень лизинговых компаний/БВУ ограничить лишь опытом осуществления деятельности не менее одного года. Таким образом, клиенты получат более широкий доступ к услугам лизинга/кредитования; 7. Предусмотреть возможность участия заявителя как денежными средствами не менее 15% от общей стоимости предмета лизинга/стоимости проекта, так и собственным движимым/недвижимым имуществом (в т.ч. имуществом третьих лиц, предоставляемым в обеспечение) на уровне не ниже 20% от общей стоимости предмета лизинга/стоимости проекта; 8. Предусмотреть возможность взимания и установления комиссий, сборов и/или иных платежей, связанных с предоставлением финансирования в рамках программы; 9. Проработать механизмы покрытия кредитных рисков (невозврата бюджетных средств). При этом возможны варианты по требованию дополнительного залогового обеспечения со стороны заемщика и гарантий от институтов развития. Например, можно рассмотреть схему, при которой обеспечением до момента поступления приобретаемого объекта является: – имущество, поступающее в будущем; – гарантия АО "Банк развития Казахстана"/АО "БРК-Лизинг" на сумму финансирования. После поставки: – имущество оформляется на баланс БВУ/лизинговой компании и передается в залог в банк, с применением в зависимости от спецификации коэффициента понижения для определения залоговой стоимости объекта; – гарантия АО "Банк развития Казахстана"/АО "БРК-Лизинг" на сумму займа, которая остается не покрытой, в виду применения коэффициента понижения при оценке. 10. Провести разграничение по стоимости проектов, оставив проекты свыше 1 млн. долларов для финансирования АО "БРК-Лизинг", проекты до 1 млн. долларов для финансирования банками и лизинговыми компаниями, с учетом того, что у лизинговых компаний есть ограничения по максимальной сумме финансирования; 11. Включить в программу рефинансирование инвестиционных проектов, которые находятся на стадии завершения, в том числе рефинансированные из одного банка в другой с дисконтом; 12. Включить положение касательно предоставления приоритета при выборе участников программы для тех компаний, которые заявят о проведении в течение 5 лет с момента начала участия в программе мероприятий по размещению части пакета акций участника на АО "Казахстанская фондовая биржа"; 13. Предусмотреть возможность расширения перечня приоритетных секторов экономики для потенциальных участников программы, включив в него такие сектора как "Туризм", "Транспортные услуги", "Производство стеклотары". Открытым остается вопрос возможности предоставления дополнительного финансирования, т.к. на практике выявляются факты отсутствия оборотных средств у отечественных производителей-участников программы, что в свою очередь увеличивает риски оператора "долгосрочное лизинговое финансирование", т.к. после запуска инвестиционного проекта зачастую отсутствуют средства для налаживания производственного цикла. В этой связи, однозначно, в программе необходимо предусмотреть участие банков второго уровня. Кроме этого, необходимо более детально проработать вопросы в части участия проектов по модернизации и проектов стартап с выработкой единого подхода в финансировании и ответственности участников проекта, а также предусмотреть возможность рассмотрения новых участников (действующих проектов). На основании вышеизложенного эксперты НЭПК "Союз "Атамекен" обратились с официальным письмом к Заместителю Премьер-министра – Министру индустрии и новых технологий Асету Исекешеву с просьбой рассмотреть вышеуказанные предложения и возможность более детальной проработки условий программы, а также провести в ближайшее время совещание по их обсуждению с приглашением всех заинтересованных лиц. Предложения и замечания по программе "Производительность – 2020" Вы можете направлять в региональные подразделения либо в центральный аппарат НЭПК "Союз "Атамекен" на e-mail: [email protected], [email protected]. |