Юлия Галлямова, rbcdaily.ru, 5 сентября
РБК daily стали известны подробности создания СП между крупнейшим в России перевозчиком зерна "Русагротранс" и казахстанской госкомпанией "Казтемиртранс". Совместное предприятие, получившее название "Астык Транс", обеспечит 100% внутренних и 90% экспортных перевозок зерна Казахстана, обещает гендиректор "Русагротранса" Константин Засов. О деталях создания собственного оператора на территории Казахстана РБК daily рассказал сам г-н Засов. Новая компания – "Астык Транс" создана на паритетной основе с АО "Казтемиртранс" ("дочка" "Казахстанских железных дорог"), ее уставный капитал – 1,2 млн долл. "Собственных вагонов у оператора пока не будет, сперва передадим в управление от каждой стороны по 3 тыс. вагонов", – уточнил г-н Засов. После того как "партнеры присмотрятся другу к другу", планируется сформировать парк из 10 тыс. вагонов, добавил он. Предполагается, что "Астык Транс" начнет работать 1 октября. В "Русагротрансе" прогнозируют, что СП будет перевозить около 9 млн т зерна в год и таким образом обеспечит 100% внутренних и 90% экспортных перевозок Казахстана (весь урожай Казахстана составляет порядка 18–19 млн т в год, половина – внутреннее потребление и перевозка на автомобилях). Около 3,5 млн т от этого объема займет внутренний рынок, остальное будет экспортироваться через Черноморский регион (порядка 1,6 млн т), Среднюю Азию (1,5 млн т), Азербайджан и Грузию (929 тыс. т), Прибалтику (393 тыс. т), а также через порты Каспия, Украины, Китая. Для сравнения: сегодня "Русагротранс" перевозит порядка 1 млн т казахстанского зерна. "Русагротранс" входит в холдинг RTKRailTransportsCompany, созданный в этом году на базе "Рустранскома". В конце прошлого года "Рустранском" выкупил 45,7% акций "Русагротранса" у Первой грузовой компании Владимира Лисина и стал единственным владельцем оператора. Конечные акционеры компании не раскрываются, однако, по неофициальным данным, среди них есть Константин Синцов, Юрий Григорьев и Константин Засов. Заместитель гендиректора "Русагротранса" Олег Рогачев считает, что созданное СП позволит избежать проблем с дефицитом вагонов в пик сезонности. "Мы долгое время конкурировали друг с другом, но это было нерационально, ведь у нас разная сезонность", – пояснил он. По его словам, у казахстанской стороны возникают серьезные проблемы с международным сообщением в пик сезона: в наличии имеется всего 6,5 тыс. зерновозов, а в это время их требуется в два раза больше. И наоборот, учитывая более ранний на юге России сбор урожая, нежели в Казахстане, можно будет использовать парк "Казтемиртранса", который в это время простаивает, уточнил Олег Рогачев. Не совсем понятно, как созданное СП поможет решить проблемы с перевозкой в России зерна железнодорожным транспортом, наоборот, возможно, эти проблемы только усугубятся, так как часть вагонов будет оставаться в Казахстане, отмечает исполнительный директор центра "СовЭкон" Андрей Сизов. По его подсчетам, у "Русагротранса" возникают сложности, когда ежемесячный экспорт из России превышает 2–2,5 млн т. "Для чего создавать СП, когда собственные проблемы не решены", – отмечает эксперт. Он вспоминает, что о создании подобного предприятия говорилось давно, но до сих пор до реализации не доходило. В отличие от "Русагротранса" не все российские операторы могут беспрепятственно работать в Казахстане. В этом году у многих перевозчиков возникли проблемы с вывозом груза из соседнего государства. В Казахстане не объясняли, с чем связан запрет на погрузку в иностранные вагоны, вместе с тем "Казахстанские железные дороги" обратились в местное правительство с просьбой защитить местных перевозчиков от экспансии российских операторов и разработать для них систему льгот и преференций, стимулирующих привлечение местных перевозчиков. |