Зульфия БАЙНЕКЕЕВА, "Ак Жайык", 5 сентября
Удивительно, как у такого прозаического предприятия, как АО "КазТрансГаз Аймак", сильно творческое начало. После провала с "погодным" коэффициентом неутомимый КТГА придумал новый вид абонентской повинности – плату за техническое обслуживание.
И ЗА ПОГЛЯД ДЕНЬГИ БЕРУТ Вот уже несколько месяцев АО собирает деньги фактически за то, что в бытность Облгаза было включено в тариф и называлось "профилактическими мерами", или соблюдением техники безопасности эксплуатирующей организацией. То, в чем был заинтересован в первую очередь услугодатель, и честно за этим следил. Нынешняя управляющая компания этот вид иллюзорных "услуг" вывела, с одобрения Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ), в отдельную статью дохода. Причем платить нам предлагают вперед – сразу за два года. Но и об этом абонент узнает не из квитанции, а только непосредственно при оплате (неуплата карается пеней за каждый день просрочки). В ответ на стопроцентно прогнозируемое возмущение появившимся из ниоткуда платежом кассиры выдают заготовленную ложку меда: мол, зато за два года сразу. Но утешение имеет эффект обратный – учитывая, что менее чем за год в нашей области у стратегически важного объекта трижды менялся хозяин, где гарантия, что фирма отработает собранные средства? Печальные примеры уже есть: ищут свои деньги предприниматели, сделавшие предоплату за услуги газоснабжения предыдущему оператору (см. "Пропавшая предоплата"). Да и срок в квитанции не оговорен, а устные заявления к делу, как говорится, не пришьешь. Между тем только по приблизительным подсчетам речь идет о почти полумиллиарде тенге. По имеющимся у нас сведениям, в июле этого года абонентская база КТГА перешагнула за отметку в 101 тысячу потребителей, из них квартировладельцы составляют 30%, владельцы частных домов – 70%. Для первых тариф на техобслуживание составляет от 1 750 до 2 550 тенге. Еще одна загадка этой компании: если осматривать вашу плиту и трубы пришли собственные слесари КТГА, вы заплатите дороже; если вы на территории обслуживания его "дочки" – ТОО "РКЦУ-Атырау", которое слесарей нанимает со стороны, платить надо меньше. Для тех, кто живет в собственном доме – чуть больше 5 000 тенге, при условии, что в доме одна газовая плита и один котел отопления. Если есть дополнительные точки применения природного газа: газовый водонагреватель, еще один котел или газовая плита, цена растет соответственно прейскуранту. Итак, 30% квартировладельцев умножим на усредненные 2 000 тенге, получаем 60 млн тенге, 70% абонентов в частных жилищах на 5 000 тенге = 350 млн тенге. Уже 410 млн, не считая тех, у кого во дворе времянка, баня, газовый бойлер, две котельные или две кухни… И такие деньги – из ничего, за просто посмотреть. Чтобы не быть голословной, приведу выдержки из Договора: "Техническое обслуживание газопотребляющих систем включает в себя: проверку (визуальную) соответствия установки газового оборудования проекту газоснабжения; проверку (визуальную) наличия свободного доступа к газовому оборудованию; проверку состояния окраски и креплений газопровода". Десять пунктов о проверке: целостности, смазки, наличии специальных табличек и т. п. Единственно похожий на действие пункт: очистка горелок от загрязнений – как раз то самое, что делали слесари Облгаза, но бесплатно! А говорят, за погляд денег не берут… Ошибается поговорка.
"ПРЕДЪЯВИТЕ ВЕЩДОК!" Директор КТГА Ельдар ТАГАШ, на чье имя был направлен первый запрос еще 5 июня, счел "невозможным" комментирование происхождения и оснований для предъявляемых КТГА счетов, пока мы не представим ему в доказательство копию подобного счета. Вскоре один из читателей прислал редакции такое "вещественное доказательство", которое мы и направили снова газовикам. Те в своем официальном ответе отчитались о полном соблюдении норм обслуживания этого потребителя: "Был заключен договор, проведена работа, подписан акт выполненных работ и на основании этого выставлен счет на оплату". Но потребитель утверждает ровно обратное: договор с ним не заключали, и удовольствия от созерцания его газовки и желтых труб над ней никто так и не получил. А вот счет – да, предъявлен и даже оплачен уже.
"У НАС ВСЕ ПО ЗАКОНУ" Что касается законности своих действий, то КТГА утверждает: "Данный вид деятельности относится к технологически связанной с регулируемыми услугами, согласно Закону РК "О естественных монополиях и регулируемых рынках". Перечень видов деятельности был утвержден Агентством естественных монополий. Согласно п. 3 ст. 19 Закона РК "О газе и газоснабжении", коммунально-бытовые и бытовые потребители обязаны заключать договор на техническое обслуживание принадлежащих им газопотребляющих систем с газораспределительной или газосетевой организацией, осуществляющей подачу товарного или сжиженного нефтяного газа, либо с независимой специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание газопотребляющих систем. Кроме того, согласно п. 5 ст. 19 вышеуказанного Закона, "запрещается эксплуатация газопотребляющих систем и газового оборудования коммунально-бытовых и бытовых потребителей без заключения договора на их техническое обслуживание". ДАРЕМ, куда был направлен запрос на аналогичную тему, подтвердил все вышеприведенное: деятельность по техобслуживанию согласована (еще в 2007 году) и Типовой договор утвержден еще в прошлом году правительством. Это и неудивительно.
ПОМЯНЕМ "ПОГОДНЫЙ" КТГА – могущественная компания, управляющая газоснабжением в 8 из 9 газифицированных регионов Казахстана: Южно-Казахстанской, Актюбинской, Атырауской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Кызылординской, Мангистауской областях, охватывая таким образом почти 90% рынка сбыта товарного газа РК. Единственный акционер компании – АО "КазТрансГаз" (который, в свою очередь, является стопроцентной "дочкой" КазМунайГаза). То есть узаконить любой вид поборов для компании такого уровня – дело не слишком сложное. Достаточно вспомнить первую "газовую атаку" КТГА, ту памятную историю с внедрением Методики расчета тарифа с применением поправочного (температурного) коэффициента, утвержденной министром энергетики и минеральных ресурсов. Даже несмотря на столь высокую визу, абсурдный в наших широтах тариф газовики сами же отменили практически сразу после скандального его введения в начале нынешнего года, в том числе и благодаря нашей газете (см. "Победа – "погодный" коэффициент по газу отменили. По закону").
ДЕНЬГИ ВПЕРЕД. А ЗА ЧТО? Как видим, основания для заключения нами договоров на техобслуживание имеются. Но дело-то не в договорах, а в том, чего нет в этих типовых документах. Так вот, в утвержденных и согласованных договорах нет ни слова о том, что плата за эти услуги не включена в действующий тариф. Так почему за то, что прежде "сидело" в тарифе, мы платим теперь вне тарифа, точнее – сверх тарифа? И почему так много? Просто потому, что КТГА хочется больше денег? Так ведь можно и дальше изымать потихоньку из тарифа разные виды услуг и брать за них дополнительную плату, при этом ни на один тенге не снижая сумму тарифной оплаты. И последний вопрос, на который вряд ли существует внятный ответ: на каких законных основаниях нас понуждают платить за два года вперед? Во всяком случае в Договоре об этом нет ни слова. |