Александр ПОКАТИЛОВ, "Огни Мангистау", 5 сентября
Как известно, обеспечение дорожно-строительных компаний Казахстана высококачественным битумом является сегодня одной из самых актуальных проблем. Битумный материал – важнейший компонент состава асфальтобетонной смеси, именно от него зависит уровень дорожного покрытия и, следовательно, качество автодорог. Но через несколько лет ситуация в корне должна измениться. Как известно, ТОО "Совместное предприятие "Caspi Bitum", равноправными участниками которого являются АО Kazakhstan Petrochemical Industries (KPI) и ТОО "Ситик Казахстан" (дочерняя организация CITIC Group), с 2010 года ведет на базе Актауского завода пластических масс строительство завода по производству высококачественного битума, который входит в число перспективных прорывных проектов, связанных с нефтепереработкой. Ранее сообщалось, что ежегодная производственная мощность будущего завода составляет 400-450 тыс. тонн дорожных битумов высокого качества. Он, в частности, будет производить дорожные битумы марки БНД 60/90, БНД 90/130 и полимер-модифицированный битум. Общая стоимость проекта по производству дорожных битумов в Актау составляет 290 млн. долларов США. Проект на 80 процентов финансируется за счет привлечения кредита китайского Bank of China под корпоративную гарантию CITIC Group. Другая часть финансирования осуществляется за счет средств участников СП АО "KPI" и ТОО "Ситик Казахстан" на паритетной основе. Срок окупаемости составит три года. Экономическая эффективность будет обеспечиваться прибылью от продажи дорожных битумов и экспорта облагороженной нефти, которая имеет существенно лучшие потребительские свойства и высокую цену на мировых рынках. Новый битумный завод в Актау станет одним из крупнейших нефтехимических проектов госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития РК. Он представляет собой один из крупнейших нефтехимических проектов, который воплощает в жизнь ТОО "Caspi Bitum". В первой декаде августа строительную площадку Актауского битумного завода посетил новый министр нефти и газа Казахстана Узакбай Карабалин. Представители подрядной и субподрядной организаций, занимающиеся строительством, монтажом и пусконаладочными работами, ознакомили его с текущим ходом выполняемых работ, сообщив, что практически все оборудование смонтировано. Готовность объекта составляет почти 100 процентов. Все проектные работы практически завершены. Оборудование тоже все смонтировано: технологические колонны, печи, пластинчатые теплообменники, а также трубная эстакада и другое. Имеется сборочная площадка для подготовки трубных узлов и секций. Далее будет стоять вопрос о предварительных проработках и испытаниях самих технологических узлов. И соответственно подготовка завода к пуску. На территории завода имеются резервуары, склады готовой продукции, кабельные эстакады, станции автоналива битума и межцеховые эстакады. В ходе строительства завода было создано более 1200 рабочих мест, и ожидается, что после введения завода в эксплуатацию, здесь будут работать 490 человек. Для поставки сырья на битумное предприятие построен нефтепровод протяженностью 5 километров. Как ранее сообщалось, компания "Каражанбасмунай" согласно договоренностям будет поставлять 1–1,2 млн. тонн нефти в год для производства порядка 500 тыс. тонн битума в год, а также 242 тыс. тонн в год бензиново-дизельной фракции и 234 тыс. тонн вакуумных газойлей ежегодно. Этот проект можно оценить как прорывной, потому что он нацелен на развитие в стране перерабатывающей промышленности, что позволит отойти от сырьевой направленности экономики страны и увеличить ее доходность за счет продажи уже готовых продуктов. |