Пресс-служба КТК МФ РК, 14 ноября
Ровно неделю назад казахстанская таможня объявила о начале оперативно-профилактических мероприятий под условным названием "Бекет" (далее – ОПМ"Бекет"), направленных на усиление таможенного контроля и противодействие контрабанде на казахстанско-китайском направлении. Идея акции заключалась в дифференцированном подходе кучастникам внешнеэкономической деятельности, работающим на этом рынке, исходя из принципов доверия и упрощения таможенных процедур для добропорядочных трейдеров против усиленных мер таможенного контроля в отношении "серых" контрабандистов. Кто-то воспринял это как краткосрочную разовую акцию, кто-то поддержал начинания, а кто-то задумался и занял выжидательную позицию… Итоги работы оперативных групп за первую неделю уже говорят об изменениях, как объема грузопотока, так и структуры перемещаемого импорта. Во-первых, отмечается снижение грузопотока со стороны КНР. Если раньше, к примеру, через таможенный пост "Калжат" в Казахстан ежедневно въезжало порядка 100 автотранспортных средств с китайскими товарами, то сегодня среднее количество автомашин, пересекающих этот пункт пропуска, снизилось до 30, то есть более, чем в 3 раза. Аналогичная ситуация и в местах таможенного оформления внутри страны. Так, на таможенном посту "Алатау-ЦТО" до начала ОПМ ежедневно осуществлялся выпуск до 200 деклараций на товары. В настоящее же время, этот показатель упал больше, чем вдвое. Объясняется это тем, что многие участники внешнеэкономической деятельности приостановили отгрузку со стороны КНР, ожидая дальнейшего развития событий. По информации таможенных органов, на китайской территории наблюдается определенное скопление автотранспортных средств, ожидающих своего часа. Вместе с тем, прибывающие в таможенный орган назначения грузы также не торопятся декларироваться, размещаясь в места временного хранения. Учитывая, что в структуре и объеме импортируемого груза из КНР, преобладают товары, ввозимые с "высоким" уровнем потенциального риска (ТНП), таможенные органы совместно с заинтересованными государственными ведомствами внедрили проект "зеленый коридор". Суть проекта состоит в том, чтобы обеспечить законопослушному участнику ВЭД возможность оперативно, перемещать свой товар в пунктах пропуска на границе, максимально быстро доставлять его до таможенного органа назначения, где так же оперативно, производить таможенную очистку груза. Таким благоприятным режимом, предусмотренным проектом "зеленый коридор", могут воспользоваться лишь те участники внешнеэкономической деятельности, которые готовы вести честный, прозрачный бизнес и берут на себя определенную ответственность перед государством. Скопление автотранспортных средств на китайской стороне и увеличение количества грузовиков с товаром на складах временного хранения позволяет сделать вывод, что усиление мер контроля на таможенной границе не выгодно, прежде всего, недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности, нацеленных на извлечение выгоды путем контрабандного провоза товаров. С целью недопущения снижения сборов, а также предотвращая все более активное использование товаров прикрытия при декларировании налогоемких товаров (ТНП), таможенные органы внедрили новый механизм работы на границе с КНР, который состоит из нескольких направлений: · Произвести категорирование таможенных постов по их специализации (оснащенность, географическое расположение: внешние, внутренние, структуре оформляемого товара при таможенной очистке товаров из КНР) · Установить более точные индикаторы риска определяющие уровень риска товаров ввозимых как УЭО, так и другими из КНР; · Для повышения прозрачности и снижения возможности использования товаров прикрытия определить перечень товарных позиций по которым необходимо обеспечить ввоз в однородных партиях и установить в отношении таких грузов индикаторы риска; · Усилить контроль в отношении товаров ввозимых не соответствующих индикаторам риска и сформированных в сборные партии. Предпринимаемые меры направлены на улучшение таможенного администрирования и выведение в правовое поле "серых" транспортно-логистических компаний, обеспечение прозрачности регламентации таможенных процедур. |