Александр ПОКАТИЛОВ, "Огни Мангистау", 4 декабря
На Актауском битумном заводе (Мангистауская область) была принята в резервуары нефть в количестве 25 тыс. тонн с месторождения Каражанбас для последующего получения первой пробной партии битума. Об этом сообщил Сеильхан Джусупбеков, технический директор ТОО СП "Caspy Bitum". По его словам, в настоящее время на технологических блоках завода завершены монтажные работы, проводится обкатка технологической линии нефтью ("горячая циркуляция") и работы по наладке приборов КИПиА. – Сейчас на дизельном топливе мы должны произвести проверку своих "киповских" приборов. Это делается с целью их отладки и корректировки, чтобы все приборы работали не на воде, а на нефтепродукте. Кроме этого планируется в течение двух-трех дней разогреть имеющееся дизельное топливо, произвести "горячую" обкатку всей системы, при необходимости произвести подтяжку фланцев. До приема нефти мы хотим произвести все подготовительные работы. 3-4 декабря мы должны принять нефть на установку, с ее последующим пуском. Сейчас пусконаладочные работы ведут бригады от китайской стороны, ТОО "Citi Group", а также работники компании "КСС". Каждая компания отвечает за свою часть работ. За технологическую часть отвечают китайские специалисты, за общезаводское хозяйство отвечают казахстанские специалисты. Пуском и наладкой общезаводского хозяйства занимаются приглашенные специалисты северодонецкого завода органической химии. В настоящее время на Актауском битумном заводе завершаются теплоизолировочные работы. То есть, у нас уже все готово. Мы рассчитываем уже в ближайшие дни получить первую качественную продукцию. Мы планируем эту работу и на это нацелены, – отметил Сеильхан Джусупбеков, технический директор ТОО СП "Caspy Bitum". О высокой, финальной степени готовности всех технологических линий битумного завода в Актау также заявил и первый заместитель генерального директора, главный инженер ТОО СП "Caspy Bitum" Серик Байсекенов. – Этот проект разработан в рамках реализации государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 гг. и реализуется по поручению Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Сейчас мы уже подошли к финишной черте строительства завода. В начале декабря мы планируем получить готовую продукцию. Заканчивая пусконаладочные работы, сейчас мы уже готовы перерабатывать нефть, – заверил Серик Байсекенов. Этот проект можно оценить как прорывной, потому что он нацелен на развитие в стране перерабатывающей промышленности, что позволит отойти от сырьевой направленности экономики страны и увеличить ее доходность за счет продажи уже готовых продуктов. Как известно, в Казахстане в настоящее время работает два крупных производителя битума – АО "Павлодарский нефтехимический завод " в Павлодаре (на севере страны) и АО "Асфальтобетон" в Алматы (на юге). По данным Министерства транспорта и коммуникаций РК, сегодня Казахстан потребляет порядка 220-320 тысяч тонн битума в год, из которых только 20-30 тысяч производится на двух вышеназванных отечественных предприятиях. Остальные 200-300 тысяч тонн завозятся из соседней России по цене порядка 500 долларов за тонну. Однако технические характеристики российского битума, как и практически всех битумов, выпускаемых в СНГ, не всегда соответствуют климатическим условиям Казахстана. Кроме того, казахстанские дорожные строители неоднократно высказывали недовольство из-за резко возросшей цены на российский битум. Как отметил Серик Байсекенов, ежегодно завод будет производить около 400 тысяч тонн окисленных и 120 тысяч тонн модифицированных дорожных битумов, а также 15 тыс. тонн бензиновой фракции и 230 тысяч тонн керосиново-дизельной фракции, 220 тысяч тонн вакуумного газойля. Полимерно-модифицированные битумы за счет улучшенных характеристик по тепло-, морозо- и износостойкости продлевают срок службы дороги, значительно сокращают затраты на ремонт. – Во избежание потери качества битума на пути "битумный завод – заводы по производству асфальтобетона – место укладки асфальтобетона" впервые на Актауском битумном заводе предусмотрена инновационная технология по расфасовке дорожного битума в одноразовую транспортную тару двух видов – биг-беги (1000 кг) и пластиковые мешки (40 кг). Применение фасованного холодного битума позволит не только сохранить исходные физико-химические показатели материала, но и получить экономию на асфальтобетонных заводах за счет сокращения расходов на поддержание битума в расплавленном состоянии в битумахранилищах большого объема, – пояснил Серик Байсекенов. На заводе будет перерабатываться высокосмолистая нефть месторождения Каражанбас в объеме порядка 1 млн. тонн в год, поставка которой осуществляется по магистральному нефтепроводу Каражанбас – Актау – Актауский битумный завод. Завод будет работать по давальческой схеме на основе договора процессинга с поставщиком каражанбасской нефти. Стоит отметить, что для Поднебесной битумный вопрос не менее важен, чем для Казахстана. Сегодня и в этой стране, переживающей высокий экономический рост, большой спрос на этот товар. Например, если в 2003 году потребности Китая в битуме составляли 2 млн. тонн в год, то в 2006-м – уже 9 млн., в 2007 году – 11 млн. тонн. И с каждым годом эти потребности возрастают. По данным национального нефтегазовой компании "КазМунайГаза", в целом потребление битума в мире сегодня составляет 100 млн тонн в год. Спрос на него вырос в основном за счет трех стран – Китая, Ирана и Индии. Численность работников завода по штатному расписанию составляет 286 единиц. Между оператором проекта ТОО "СП "Caspi Bitum" и ГККП "Мангистауский политехнический колледж" заключен Меморандум о прохождении учебной практики студентов нефтехимических специальностей. Аналогичные меморандумы планируется подписать с другими вузами и средне-специальными учебными заведениями Мангистауской области. Также в текущем году на работу на завод приняты восемь выпускников Каспийского государственного университета технологий и инжиниринга им. Ш.Есенова и восемь выпускников Мангистауского политехнического колледжа. Официальная церемония открытия Актауского битумного завода запланирована на декабрь 2013 года. |