Наталья БУТЫРИНА, "Огни Мангистау", 9 декабря
В настоящее время порт Актау является важным сегментом создаваемого мультимодального хаба, включающий также и приграничные железнодорожные станции Достык и Хоргос, транспортно-логистическое управление которыми осуществляется национальной компанией "Казақстан темір жолы". Реализация столь масштабной задачи даст положительные результаты с точки зрения перевозимых грузов, которые увеличатся в разы, потому что все транспортные организации будут объединены в единую логистическую цепь. Более подробно об этом проекте специально в интервью журналисту "ОМ" рассказывает представитель уполномоченного лица АО "НК "Актауский международный морской торговый порт" Даурен КУТПАНБАЕВ. – Как известно, согласно программы морской порт Актау был определен как стратегический порт-регулятор в структуре Единой транспортно-логистической системы. Какие задачи будет выполнять непосредственно порт в этой программе? – Основной задачей создания Единой транспортно-логистической системы является формирование системы взаимодействия государственных контролирующих органов и унификация проведения таможенных, пограничных процедур. Формирование системы прикаспийских международных транспортно-логистических центров в Мангистауской области – международный морпорт Актау, порт Курык, транспортные узлы Бейнеу, Акжигит (граница с Узбекистаном), Фетисово (граница с Туркменистаном) позволит внутринационально признать особый статус Мангистауской области как "генерального представителя" Республики Казахстан в Каспийском регионе с разработкой соответствующей региональной программы. Все это позволит создать условия для полномасштабного участия Республики Казахстан в рамках Шанхайской организации сотрудничества, Евразийского экономического сообщества и Всемирной торговой организации. – Расскажите, пожалуйста, что сделано в рамках создания мультимодального хаба? – Данный проект является важным сегментом стратегии развития интермодальных перевозок АО "НК "КТЖ", одобренной Главой государства. Единообразная реализация управления транспортной логистикой страны в лице "КТЖ" должна повысить гибкость всех звеньев транспортной цепи, что позволит интегрироваться в мировую транспортную сеть, в том числе с вовлечением крупных игроков – признанных транспортников с мировым именем. Также железнодорожная компания, включая сегменты порта и судоходной компании, сможет координировать все грузопотоки, организуя оптимальную синхронизацию работы различного транспорта, что также немаловажно для успешности и конкурентоспособности создаваемого проекта, в том числе в деле развития транзита. Казахстан находится между несколькими крупными участниками торговых рынков – Китай, Россия, страны Восточной и Западной Европы. В свою очередь морпорт Актау является составной частью международных транспортных коридоров ТРАСЕКА и Север – Юг, обеспечивающих выход в порты Каспийского, Черноморско-Средиземноморского и Балтийского бассейнов, страны Персидского залива и Юго-Восточной Азии. Если посмотреть на транзитно-транспортный потенциал, то необходимо отметить, что через Казахстан идет большой объем грузов. И наша страна как крупный игрок заинтересован в том, чтобы стать мировым, торговым логистическим хабом. Ежегодно через Казахстан проходит порядка 16 млн. тонн транзитного груза. К 2020 году поставлена задача увеличить в 10 раз транзитный поток грузов – до 170 млн. тонн и естественно настолько же должен увеличиться доход в государственный бюджет. При этом, находясь в выгодном географическом положении, мы должны максимально реализовать существующий потенциал. С этой целью уже введены в эксплуатацию два мощных железнодорожных участка – Жетыген – Коргас (293 км) и Узень – граница с Туркменистаном с дальнейшим выходом на Персидский залив. Кроме этого, сейчас начата работа по строительству новой железнодорожной линии Бейнеу – Жезказган, которая разделена на два участка: Бейнеу – Шалкар (471 км) и Саксаульская – Жезказган (517 км). Таким образом, Казахстан сегодня, вкладывая огромные средства в строительство транспортных узлов, сокращает маршруты на сотни километров и создает привлекательные условия для перевозки как экспортно-импортных, так и транзитных грузов. К тому же, реализация данных проектов поможет в продвижении наших товаров на мировые рынки. – Даурен Бахытжанович, как известно, в текущем году Актауский международный морской торговый порт претерпел реорганизацию, поменяв статус с республиканского государственного предприятия на акционерное общество, передав активы АО "НК "Самрук-Казына" с последующим оформлением доверительного управления национальной компании "Казахстан темир жолы". С чем это связано? Чего ждет порт от такой реорганизации? – Передача порта Актау в национальную компанию "Казахстан темир жолы", которая и станет в будущем тем самым мультимодальным транспортно-логистическим оператором, будет способствовать привлечению финансирования для дальнейшего развития порта. В том, что новый виток развития предприятию потребуется в самое ближайшее время, сегодня уже никто не сомневается. В настоящее время три четверти объема перевалки грузов в порту составляет нефть, а в связи с предстоящим расширением нефтепровода КТК, эти объемы значительно сократятся. Поэтому необходимо уделить внимание другим видам перевозки грузов. Появление такого мультимодального оператора еще даст огромные плюсы с точки зрения перевозимых грузов, потому что все транспортные организации будут объединены в единую логистическую цепь. Годовая перевалка грузов в долгосрочной перспективе достигнет порядка 20 млн. тонн. К тому же морпорт будет конкурировать по срокам и стоимости доставки грузов с мировыми транспортными коридорами, в том числе с Транссибирским коридором и Южным морским путем. Для этого в "Казахстан темир жолы" планируют создать единый интернет-портал по продаже транспортных услуг. Этот ресурс будет связывать в он-лайн режиме грузоотправителей и транспортные компании, упростив поиск оптимальных условий перевозки. И здесь очень важным вопросом является выработка сквозного тарифа по принципу "от двери до двери". В будущем планируется, что мировым трейдерам будет предоставляться один тариф на весь путь: к примеру, от Хоргоса до Дубаи или до Черноморских портов. Таким образом, транспортный оператор, с вовлеченностью и участием морпорта Актау будет основным регулятором грузопотоков и возьмет на себя ответственность по обеспечению гарантированной грузовой базы единственного торгового морского порта Актау. – У каждого предприятия есть перспективный план развития. Расскажите, какие перспективные планы будут в ближайшем будущем реализованы с учетом реорганизации? – О перспективах развития любого порта свидетельствует количество совершаемых грузоперевозок. В настоящее время общий объем грузов, перевозимый в Каспийском море в водном сообщении, составляет порядка 30 млн. тонн. При этом доля порта Актау составляет порядка 29% от общего объема грузопотоков. Если оценивать показатели последних лет, то среднегодовой прирост объемов перевалки морпорта Актау составил порядка 30%, в целом увеличившись более чем в три раза. В настоящее время отмечается рост грузоперевозок паромных грузов уже на протяжении нескольких лет. В свою очередь порт Актау активно реализует мероприятия направленные на увеличение пропускной способности паромного терминала, проектные мощности которого после реконструкции в 2001 году составляли порядка 1 млн. тонн в год. Стоит отметить, что в порту создан и активно функционирует центр обслуживания клиентов, действующий по принципу "одного окна", который позволил сократить процесс оформления документов с 4-5 часов до 35-40 минут и повысить качество обслуживания клиентов. На паромном комплексе внедрена автоматизированная система управления (АСУ), которая позволяет интегрировать IT-системы всех участников перевозочного процесса. Результатом этих мероприятий стало увеличение пропускной способности паромного терминала, которая достигла отметки 2,5 млн. тонн в год. В текущем году объем перевозок паромных грузов ожидается порядка до 2 млн. тонн. В целом дальнейшие планы порта направлены на повышение производственной эффективности предприятия в условиях существующей конкуренции и колебаний на рынке грузоперевозок. Согласно прогнозам на среднесрочную перспективу основными грузами, переваливаемыми через порт Актау, как и прежде, будут нефть, прокат черных металлов, зерно, транзитные грузы из Китая, уральских регионов России и стран Персидского залива. В рамках собственной маркетинговой политики идет постоянная работа по диверсификации грузоперевозок, а также привлечению новых грузопотоков. Это позволит сохранить лидирующие позиции порта на Каспии и обеспечить рост доли в общем объеме грузоперевозок с 11,5 млн. тонн до 15 млн. тонн к 2015 году. В настоящее время помимо наращивания производственных мощностей порт Актау принимает меры по повышению эффективности работы. В порту внедряется автоматизация погрузочных работ. Благодаря этому новшеству сократится время обработки грузов и соответственно пропускная способность порта увеличится на 1 млн. тонн. Также планируется создать свой веб-портал для продвижения портовых услуг. Планируется, что на едином ресурсе, который в перспективе объединит все порты Каспийского моря, в режиме реального времени будет показана география передвижения всех судов, время их стоянки, статусы портовых терминалов, их загруженность, информация о наличии грузов, запросы грузовладельцев, сведения о состоянии отгрузок, тарифы и т.д. Перспективы роста грузоперевозок через порт Актау обусловлены активной разработкой крупнейших нефтяных месторождений западного Казахстана, увеличением объемов экспорта различных грузов, реализацией крупных инфраструктурных проектов в регионе и стране. Учитывая перспективный рост объемов грузоперевозок, в настоящее время продолжается реализация инвестиционного проекта по расширению порта Актау в северном направлении. В настоящий момент уже построены государственные инфраструктурные сооружения – мол и волнолом. В двухлетний период планируется осуществить работы по дноуглублению акватории, которые уже начались в сентябре текущего года. Далее, согласно проекту, будут построены 3 сухогрузных терминала, включая один зерновой, совокупной мощностью порядка 2,5 млн. тонн сухих грузов в год. Полная реализация этого масштабного проекта в северном направлении, позволит переваливать в порту Актау свыше 5 млн. тонн сухих грузов в год, что в свою очередь даст новый толчок его последующему динамичному и эффективному развитию. Таким образом, дальнейшее развитие морского порта Актау направлено на решение важнейших задач по расширению новых перспективных маршрутов, снижение стоимости и продолжительности перевозок, а также на обеспечение системной реализации задач в транспортной отрасли. – Спасибо за подробное интервью. |