Пресс-служба Министерства здравоохранения РК, 9 декабря
Министерство здравоохранения Республики Казахстан вместе с регионами подвело предварительные итоги эффективности использования в 2013 году бюджетных средств в рамках заключенных с акимами Соглашений о результатах по целевым трансфертам из республиканского бюджета и обсудило задачи Соглашения на 2014 год. Соглашение, являясь важным инструментом в реализации государственной политики на местах, определяет уровни ответственности центральных и местных исполнительных органов по достижению конечных результатов, в том числе в области здравоохранения. Одним из разделов Соглашения является повышение удовлетворенности населения качеством медицинских услуг. Комитетом контроля качества Министерства (далее – Комитет) отмечено, что в целях защиты прав пациентов за оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на постоянной основе осуществляется контроль. По результатам проверок в текущем году за все виды нарушений возвращено в бюджет около 6 млрд.тенге. К административной ответственности Комитетом привлечены около 500 медицинских работников, в том числе 179 руководителей, в правоохранительные органы направлено 300 дел. Одной их составляющей качества медицинской помощи является медицинское оборудование. Комитетом системно проверяется эффективность использования оборудования в медицинских организациях регионов. Так, в 2012-2013 годах было выявлено свыше 280 единиц простаивающего оборудования, в последующем вся техника перераспределена и введена в эксплуатацию. Для исключения фактов неэффективного планирования закупа медицинского оборудования, приводящего к его простою с января 2013 года внедрена система лизинга и повторной экспертизы заявок медицинских организаций. В течение 2013 года экспертами из-за отсутствия необходимого помещения, недостаточной квалификации специалистов уже отклонены заявки больниц на сумму более 11 млрд. тенге. Вице-министром Токежановым Б.Т. были доложены результаты заседания Счетного Комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета за период 2011 – 2013 годы по выделенным здравоохранению 1,7 триллиона тенге от 5 декабря т.г. Отмечено, что согласно статье 48 Бюджетного кодекса Минздрав в рамках заключенных Соглашений с Акимами регионов о целевых трансфертах отвечает за своевременное финансирование, а Акимы регионов за эффективное использование целевых трансфертов и достижение результатов. Вице-министр доложил, что из выявленных нарушений на общую сумму 73,7 млрд.тенге нарушения, допущенные заказчиками строительства (акиматами), составляют 63,4 млрд. тенге. В том числе по заключению договоров на авторский надзор (34,4 млрд.тенге), несвоевременным получением разрешений на строительно-монтажные работы (7 млрд.тенге). Необходимо отметить, что из всех проверенных объектов в 23 выявлены нарушения. Согласно представленной акиматами информации из них 7 объектов (38 млрд. тенге) введены в эксплуатацию и оказывают медицинскую помощь населению (в больницах пролечено около 26 тыс. больных, к поликлиникам прикреплено свыше 145 тыс. населения). На остальных 16 объектах (25,4 млрд. тенге) продолжается строительство. В целях ужесточения контроля за соблюдением законности при строительстве объектов здравоохранения в регионах Министерством здравоохранения РК соответствующие материалы неоднократно направлялись в правоохранительные органы. В рамках заключенных с акиматами Соглашений о результатах по целевым трансфертам, соответствующие материалы проверки Счетного комитета будут также дополнительно направлены в правоохранительные органы. Согласно результатов контроля, остальная часть выше указанной суммы (10,3 млрд.тенге) имеет процедурный характер. Так, в целях обеспечения непрерывности медицинского обслуживания населения в начале каждого календарного года в больницах страны (лекарственный запас, заработная плата сотрудников, расходы на больничное питание и текущие коммунальные затраты) производится их авансирование. Имевшее место авансирование больниц в январе 2013 года на сумму 6 млрд.тенге (текущая дебиторская задолженность у Комитета оплаты медицинских услуг) является одним из этапов бюджетного процесса. Данная практика регламентирована законодательством и не содержит в себе каких-либо нарушений финансовых правовых норм. 2,6 млрд.тенге – об отсутствии авторского надзора при проведении капитального ремонта подведомственными организациями МЗ РК. Капитальный ремонт организаций выполнен на всю указанную сумму. Договора на проведение авторского надзора отсутствовали, так как расходы на данные мероприятия не были предусмотрены в проектно – сметных документациях (ПСД), разработанных проектировщиками и прошедших экспертизу в РГП "Госэкспертиза". Кроме того, необходимо отметить, что при наличии данных расходов в ПСД сумма авторского надзора, согласно законодательства, составляло бы 5,2 млн.тенге (0,2% от суммы ПСД). 0,9 млрд.тенге – замечание о несвоевременном финансировании Министерством здравоохранения РГП "Центр трансфузиологии". Согласно условиям договоров для эффективного использования бюджетных средств оплата актов выполненных работ производится после утверждения тарифов на Экономическом совете МЗ РК, что и было произведено. В начале года МЗ РК всем подведомственным предприятиям осуществляется аванс в размере 30% от годового объема. 0,8 млрд.тенге – для повышения квалификации и переподготовки кадров здравоохранения был применен средний расчет стоимости при планировании, вместо индивидуальных. При этом все индикаторы Стратегического плана Министерства здравоохранения РК выполнены и соответственно соблюдена бюджетная процедура. Обучено согласно плану свыше 33 тыс. специалистов здравоохранения страны. Министерство здравоохранения Республики Казахстан продолжит реализацию системных мер по соблюдению законности и эффективности использования выделенных бюджетных средств. Согласно плану работ, следующим шагом будет обсуждение на уровне вице-премьера показателей Меморандума между Министерством и акимами на 2014 год и подписание. |