РЕЙТИНГОВОЕ ДЕЙСТВИЕ
13 декабря 2013 г. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан по обязательствам в иностранной и национальной валюте – на уровне "ВВВ+/А-2". Прогноз по рейтингам Казахстана – "Стабильный". Кроме того, мы подтвердили рейтинг Республики Казахстан по национальной шкале на уровне "kzAAA".
ОБОСНОВАНИЕ Позитивное влияние на рейтинги Республики Казахстан оказывают значительные запасы природных ресурсов, что обусловливает высокие бюджетные показатели, позицию правительства как нетто-кредитора, а также усиление его позиции как внешнего нетто-кредитора и рост ВВП на душу населения, превышающий средние показатели, в течение последних десяти лет. Уровень рейтингов по-прежнему сдерживается ограниченной, по нашему мнению, эффективностью институциональной системы и управления, что обусловлено высокой степенью централизации политических процессов, отсутствием прозрачности и сохраняющейся неопределенностью в вопросе о будущем преемнике действующего президента. Уровень рейтингов также ограничен умеренными темпами развития экономики (ВВП на душу населения в 2013 г. составит немногим меньше 13 000 долл.), ограниченной гибкостью монетарной политики и высокой зависимостью экономики от добывающего сектора. Мы ожидаем, что прирост ВВП в 2013 г. достигнет 5,25% и будет обусловлен главным образом ростом потребления и розничной торговли, в то время как значение чистого экспорта в ВВП, как ожидается, будет отрицательным. С 2011 г. экономический рост замедлялся вследствие стагнации цен на нефть и нулевого роста нефтедобычи. Цены на экспортные товары страны снизились на 2% в 2012 г. по сравнению с ростом в среднем на 35% в 2010-2011 гг. Принимая во внимание зависимость экономики Казахстана от сырьевых товаров, прежде всего нефти и газа, мы ожидаем, что более существенный вклад в экономический рост обеспечит Кашаганское месторождение, когда добыча нефти на нем будет возобновлена. На первом этапе эксплуатации это месторождение должно обеспечить увеличение объема нефтедобычи на 20%. Мы отмечаем, что добыча на Кашаганском месторождении была приостановлена спустя месяц после его введения в эксплуатацию осенью 2013 г. в связи с расследованием разливов нефти в ноябре (введение в эксплуатацию откладывалось на протяжении 10 лет). Принимая во внимание неопределенность относительно того, когда будет возобновлена добыча на Кашаганском месторождении и как скоро будет достигнут пиковый уровень добычи, мы не прогнозируем повышения темпов роста до уровня выше 6% на протяжении нашего горизонта прогнозирования – 2014-2016 гг. Мы также ожидаем, что рост внутреннего спроса снизится вследствие сокращения бюджетных расходов, что обусловит снижение реальной заработной платы в общественном секторе, а также в результате введения новых макропруденциальных правил, которые приведут к снижению высоких темпов роста потребительского кредитования (40% в годовом выражении в октябре 2013 г.) в следующем году. Менее благоприятные условия торговли также обусловили значительное ухудшение баланса счета текущих операций. После недавнего уточнения данных платежного баланса и международной инвестиционной позиции (international investment position – IIP) Национальным банком Казахстана (НБК) профицит счета текущих операций был скорректирован в сторону понижения с 3,8% ВВП до 0,3% ВВП; это означает, что профицит счета текущих операций сократился на 5% ВВП в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом – главным образом вследствие более резкого сокращения профицита торгового баланса. Мы ожидаем, что в 2013 г. профицит торгового баланса будет сокращаться и составит менее 17% ВВП по сравнению с 24% в 2011 г. Мы также прогнозируем небольшой дефицит счета текущих операций. Мы ожидаем, что профицит счета текущих операций увеличится в рамках нашего горизонта прогнозирования, несмотря на высокий рост импорта, обусловленный государственными инвестициями в увеличение промышленного производства и развитие инфраструктуры и инвестициями, связанными с планами увеличения добычи на большинстве крупных нефтегазовых месторождений. Потребности страны во внешнем финансировании увеличились с 92% поступлений по СТО и доступных резервов в 2011 г. почти до 100% в 2013 г. (оценка), однако превышение внешних активов страны над обязательствами оставалось значительным и составляло немногим меньше 40% поступлений по СТО. Позиция Казахстана как внешнего кредитора определяется главным образом политикой сбережения дополнительных доходов от нефтедобычи в Национальном фонде Республики Казахстан (НФРК), который контролирует управление государственными доходами от нефти. По состоянию на 13 ноября 2013 г. средства НФРК составляли 69,8 млрд долл. Правительство ежегодно перечисляет ограниченную сумму в бюджет из НФРК и обеспечивает высокий профицит консолидированного бюджета. После вступления в силу пенсионного законодательства в 2013 г. правительство в настоящее время занимается национализацией и консолидацией активов 10 пенсионных фондов объемом 23 млрд долл. (10% ВВП) в едином государственном пенсионном фонде, который будет находиться под управлением Национального банка Республики Казахстан (НБК). Целью этой законодательной инициативы является повышение доходности активов пенсионных фондов, уровень которой оставался ниже уровня инфляции на протяжении нескольких лет. Единый пенсионный фонд был образован в августе 2013 г., и перевод активов пенсионных фондов, как ожидается, завершится к июню 2014 г. Тем не менее мы полагаем, что реализация этих планов может оказать сдерживающее влияние на развитие рынков капитала. Пенсионные фонды владеют половиной государственных ценных бумаг и являются одними из наиболее значимых покупателей выпусков корпоративных облигаций. Национализация отрасли, на наш взгляд, ослабит систему сдержек и противовесов, которую могли бы обеспечить операции частных инвесторов на рынках капитала. Гибкость монетарной политики Казахстана оценивается как ограниченная. В сентябре 2013 г. НБК перешел от привязки тенге к доллару США к привязке его к валютной корзине, в которой доля доллара США составляет 70%, доля евро – 20% и доля рубля – 10%. Мы ожидаем, что НБК будет ограничивать колебания тенге, поддерживая его в узком диапазоне в рамках этой корзины и препятствуя более значительному ухудшению показателей платежного баланса. Процентная ставка НБК является официальной ставкой рефинансирования. Вместе с тем она слабо влияет на условия кредитования, а валютный курс является более эффективным механизмом, чем процентная ставка, принимая во внимание тот факт, что около 30% кредитов и 40% депозитов номинированы в долларах США. Наши прогнозы предусматривают, что политическая ситуация в Казахстане останется стабильной. Вероятность сколько-нибудь значительных угроз устойчивости правления президента Нурсултана Назарбаева, как в виде внутриэлитного конфликта, так и в форме протестного движения, низка. Вместе с тем мы отмечаем, что институциональные риски остаются высокими, учитывая недостаточную ясность относительно будущего преемника действующего президента и соответствующих изменений политики. Процесс принятия политических решений высокоцентрализован. Как правило, президент страны определяет стратегию в целом, тогда как конкретные законы и детали стратегии появляются вскоре после этого.
ПРОГНОЗ Прогноз "Стабильный" отражает нашу точку зрения о сбалансированности рисков с точки зрения их влияния на рейтинги. Мы можем понизить рейтинги Республики Казахстан в случае замедления темпов роста ВВП на душу населения или устойчивого ухудшения баланса бюджета и внешнего баланса. Рейтинги также могут оказаться под давлением из-за ухудшения политической среды вследствие приверженности политике, не обеспечивающей устойчивый экономический рост в среднесрочной перспективе, или из-за повышения рисков, связанных с процессом перехода власти в будущем. Суверенные рейтинги могут быть повышены в случае улучшения политической среды, которое обеспечило бы большую прозрачность и предсказуемость процесса принятия политических решений, и усиления системы политических институтов. Кроме того, позитивное влияние на рейтинги могут оказать ускорение темпов проведения реформ, а также усиление мер по диверсификации экономики и повышению гибкости монетарной политики.
ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Республика Казахстан: финансовые и экономические показатели
| 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013о | 2014п | 2015п | 2016п | Номинальный ВВП, млрд долл. США | 81 | 105 | 133 | 115 | 148 | 188 | 204 | 216 | 234 | 257 | 285 | ВВП на душу населения, долл. США | 5 292 | 6 771 | 8 514 | 7 165 | 9 071 | 11 358 | 12 120 | 12 679 | 13 592 | 14 704 | 16 113 | Реальный ВВП (изменение), % | 10,7 | 8,9 | 3,3 | 1,2 | 7,3 | 7,5 | 5,0 | 5,3 | 5,5 | 6,0 | 6,0 | Реальный ВВП на душу населения (изменение), % | 9,5 | 7,7 | 2,0 | (1,4) | 5,8 | 6,0 | 3,5 | 3,8 | 4,2 | 4,7 | 4,7 | Долг расширенного правительства (изменение), % ВВП | 1,5 | 0,9 | 1,9 | 4,7 | 2,9 | 2,0 | 3,1 | 4,6 | 0,6 | 0,9 | 0,5 | Баланс расширенного правительства, % ВВП | 7,2 | 4,7 | 1,1 | (1,4) | 1,4 | 5,9 | 4,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | Долг расширенного правительства, % ВВП | 4,5 | 4,5 | 5,6 | 9,9 | 10,7 | 10,4 | 12,5 | 16,2 | 15,2 | 14,7 | 13,8 | Чистый долг расширенного правительства, % ВВП | (9,0) | (11,3) | (15,3) | (18,9) | (17,4) | (20,2) | (24,5) | (28,5) | (30,7) | (31,4) | (32,0) | Процентные расходы расширенного правительства / доходы расширенного правительства, % | 1,0 | 0,9 | 1,3 | 1,8 | 1,8 | 1,6 | 1,6 | 2,0 | 2,6 | 2,5 | 2,4 | Обязательства казахстанского неправительственного сектора перед банками*, % ВВП | 51,1 | 61,3 | 52,0 | 53,2 | 44,6 | 40,4 | 40,9 | 42,3 | 42,0 | 43,8 | 45,7 | Индекс потребительских цен (ИПЦ), (изменение), % | 8,6 | 10,8 | 17,2 | 7,3 | 7,1 | 8,3 | 5,1 | 5,7 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | Совокупные потребности во внешнем финансировании / % поступлений по СТО + доступные резервы | 115,2 | 115,3 | 104,6 | 119,2 | 102,0 | 93,5 | 99,8 | 104,6 | 109,9 | 106,2 | 101,3 | Баланс счета текущих операций, % ВВП | (2,5) | (8,0) | 4,7 | (3,6) | 0,9 | 5,4 | 0,3 | (0,3) | 0,3 | 1,2 | 2,5 | Баланс счета текущих операций, % поступлений по СТО | (4,5) | (14,8) | 7,7 | (7,9) | 2,0 | 10,8 | 0,7 | (0,8) | 0,6 | 2,7 | 5,4 | "Узкий" чистый внешний долг, % поступлений по СТО | 2,1 | 18,3 | (0,0) | (8,3) | (13,3) | (29,2) | (33,4) | (40,3) | (44,5) | (47,9) | (51,4) | Чистые внешние обязательства, % поступлений по СТО | 64,6 | 79,7 | 48,9 | 82,4 | 50,8 | 37,6 | 38,6 | 40,6 | 37,0 | 30,3 | 21,3 |
*Финансовые институты (кроме Центрального банка), обязательства которых включены в определение денежной массы страны. Совокупные потребности во внешнем финансировании определяются как отток средств по счету текущих операций плюс непогашенный краткосрочный долг на конец предыдущего года плюс депозиты нерезидентов на конец предыдущего года плюс долгосрочный внешний долг сроком погашения в течение года. "Узкий" чистый внешний долг определяется как совокупные заимствования в иностранной и национальной валютах государственного и частного секторов у нерезидентов минус международные резервы минус ликвидные внешние активы государственного сектора, а также депозиты финансовых институтов в иностранных банках и кредиты, выданные нерезидентам. Если показатель отрицательный – значит, страна является внешним нетто-кредитором. СТО – счет текущих операци. Приведенные выше данные и коэффициенты представляют собой результат собственных расчетов аналитиков S&P на основании данных национальных и международных источников и отражают независимое мнение аналитиков S&P относительно своевременности, охвата, точности, надежности и применимости имеющейся информации.
РЕЙТИНГ-ЛИСТ Республика Казахстан Рейтинги подтверждены Суверенные кредитные рейтинги по обязательствам в иностранной и национальной валюте ВВВ+/Стабильный/А-2 Рейтинг по национальной шкале kzAAA Оценка риска перевода и конвертации валюты для казахстанских несуверенных заемщиков ВВВ+ Рейтинг приоритетного необеспеченного долга ВВВ+ Краткосрочный долг А-2 |