Асем КАСЫМОВА, "Курсив", 5 февраля
Правительство приняло постановление, в котором определило-таки стоимость геологической информации. Ранее комитет геологии сократил сроки предоставления информации до 7 дней, а теперь на рассмотрении в Мажилисе находятся поправки в закон "О недрах", которые должен внедрить в отрасль рыночные принципы. Предполагается, что нововведения сделают казахстанские недра гораздо более привлекательными для разведки. Все крупные месторождения полезных ископаемых в РК, как углеводородов, так и твердых ископаемых, были открыты еще в советское время. Скорее раньше, чем позже, отсутствие новых месторождений приведет к исчезновению известной минерально-сырьевой базы. Однако на пути геологоразведки в Казахстане стоит множество препятствий от недостатка финансирования до отсутствия кадров. Для привлечения инвесторов в геологоразведку министерство индустрии и новых технологий (МИНТ) занимается упрощением законодательства. "Основа для проведения геологоразведочных работ материалы прошлых лет. Раньше на предоставление информации требовалось 240 дней, а с октября 2013 года регламент 7 дней. 27 января 2014 года было принято постановление правительства, которое позволит в однодневный срок определить еще и стоимость геологической информации", – пояснил председатель Комитета геологии и недропользования МИНТа Базарбай Нурабаев. Теперь получение геологической информации об углеводородном сырье оценивается в 3,1 МРП (минимальный расчетный показатель) за 1 кв. км, информацию о твердых полезных ископаемых оценили в 2,25 МРП также за 1 кв. км. Что касается общераспространенных ископаемых и подземных вод, то цена за геологическую информацию здесь составит 1,5 и 0,75 МРП за 1 кв. км соответственно. С 1 января 2014 года 1 МРП составил 1 852 тг. Напомним, мораторий на проведение конкурсов по предоставлению прав недропользования действовал с 2010 до конца 2012 года. Предстоящие конкурсы по 105 объектам недропользования пройдут согласно бонитетной системе расчета исторических затрат (бонитет количественный показатель качества природного объекта kursiv.kz). Это означает, что Казахстан так и не решился отказаться от бесплатного предоставления в открытый доступ геологической информации, что практикуется во многих странах от Канады до Папуа-Новой Гвинеи. В настоящее время на рассмотрении в Мажилисе находится законопроект, призванный исправить ошибки предыдущей редакции закона "О недрах" и перевести систему геологоразведки в Казахстане на рыночные рельсы. Во-первых, принятый ранее закон предполагал сложные процедуры получения прав на недропользование даже для месторождений общераспространенных полезных ископаемых. "Закон в основном закрывал регулирование в области нефти и газа. В результате получается, что, чтобы получить месторождение глины, песка или щебня, нужно было проходить такие же процедуры как и при получении нефтяной скважины", – отметил вице-министр индустрии и новых технологий Нурлан Сауранбаев. Во-вторых, сама структура закона построена на административно-командной системе. Это значит, что государство в лице уполномоченных органов постоянно контролирует и проверяет недропользователя, который часто затягивает сроки исполнения контрактов. В мировой практике принята система рыночных отношений, когда компании сами заинтересованы в оперативном исполнении контрактов. "В той же Австралии дело построено так, что вы берете землю в аренду и платите за первый период, например, $100 долларов, за второй – $120, за третий – $200 и далее по нарастающей. Компания, которая берет права недропользователя, заинтересована в том, чтобы в максимально короткие сроки провести все работы. Мы пилотно хотим включить это в новый закон", рассказал Нурлан Сауранбаев. По расчетам МИНТа, тем самым будет выполнена поставленная перед министерством задача: повысить привлекательность геологоразведки в Казахстане. В настоящее время, согласно действующему законодательству, подходы к разведке уравнены по подходу к добыче, хотя разведочные работы гораздо более рисковые и большинство компаний ставит их как статью убытка. "Изначально в обеих ситуациях государство уже на уровне разведки хочет получить от инвестора много налогов и доходов. Подходы нужно менять", заявил вице-министр. На этапе разведки заинтересованная сторона государство, а в случае если компания обнаружила месторождение, баланс интересов меняется кардинально. Сейчас чтобы упростить механизм получения прав на разведку, будет сокращено до 60% обязательных процедур, а сам модельный контракт вместо 28 позиций будет содержать 8, то есть дублирующие позиции будут сокращены. Все это, надеются чиновники, приведет к активизации работ в области геологоразведки, а значит и к первым результатам. А разведывать, по убеждению экспертов, есть что. "У нас есть заключение компании McKinsey, что если в Казахстане в ближайшее время начать геологоразведку, то минимум 15 компаний уровня "Казахмыс" или ENRC могут работать. В горно-металлургической части у нас большие возможности, как и в нефтяной", уверен Нурлан Сауранбаев. Казахстан пытается привлекать инвесторов по принципу "сырье в обмен на технологии". Разработчик крупного месторождения теперь обязан внедрить инновационных технологии в производство на территории республики. "В мире никто никогда своими технологиями не поделится, сырье тоже дефицит. Одно дело его просто продавать, а другое – развиваться. К примеру, "Рио Тинто" половину месторождений открыл, не выходя из кабинетов, камерально", рассказал вице-министр. Правильная научная база и новые технологии позволяют поднять точность геологоразведки с 0,1% до 90%. Впрочем, по словам участников рынка, "традиционно, горная промышленность не инновационна. Технологические прорывы в ней происходят раз в 30-50 лет". Это может, в частности, означать, что в Казахстан придут не "новые" или "инновационные" технологии, а технологии как таковые, которых в Казахстане нет вообще. Помимо крупных инвесторов, Казахстан заинтересован и в небольших юниорных компаниях. Во всем мире львиную длю в разведке ископаемых занимают малые компании, которые впоследствии продают свои права более крупным игрокам. По словам Нуралана Сауранбаева, для массового развития геологоразведки Казахстану нужны именно юниоры, которые дают более 80% в денежном выражении. Впрочем, подобных взглядов в министерстве придерживаются уже не первый год, однако представители как крупных, так и мелких компаний до сих пор не могут без нервного содрогания вспоминать опыт практического общения с госорганами. "Сейчас чиновники всего боятся. Это приводит к тому, что каждая, буквально каждая бумажка должна вылежать дней десять, а то и двадцать. Знаете, какое объяснение? "А вдруг меня заподозрят в коррупции? Ждите". А если таких бумажек надо собрать штук двадцать? Иначе, как вредительством, это не назовешь", возмущаются представители отрасли на условиях анонимности. Поэтому пока в правительстве не рассчитывают исключительно на средства инвесторов. В 20102013 годах на геологоразведку было выделено более 20 млрд тенге бюджетных средств. "В 2014 году финансирование отрасли будет удвоено", заявил Базарбай Нурабаев. А на реализацию следующей пятилетки 20152019 гг. государственный бюджет потратит более 161 млрд тенге. |