МЭБП РК, 12 мая
Одной из важнейших целей создания Таможенного союза и ЕЭП является развитие перерабатывающих производств на основе расширения рынков сбыта и повышения инвестиционной привлекательности. Показательным является пример роста объемов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в обрабатывающую промышленность Казахстана. С момента создания Таможенного союза объемы ПИИ в обрабатывающую промышленность Казахстана увеличились на 88 процентов, с 1,8 млрд. долл. США в 2009 году до 3,4 млрд. долл. США в 2012 году. При этом, общие объемы ПИИ за вышеназванный период выросли на 34% – с 21,4 млрд. долл. США до 28,3 млрд. долл. США. За 2013 год валовый приток прямых инвестиций в Казахстан составил 24,1 млрд. долл. США. Казахстан благодаря более либеральной налоговой политике и инвестиционному климату, чем у партнеров по Таможенному союзу и ЕЭП, имеет большие шансы на привлечение иностранного капитала, а также капитала из стран ТС для создания совместных производств. •Рост инвестиций в обрабатывающую промышленность Казахстана положительно сказывается и на структуре товарооборота Республики со странами – партнерами по Таможенному союзу и ЕЭП. Увеличен товарооборот Казахстана с государствами-партнерами за период с 2009 года по 2013 год на 88,3% до 24,2 млрд. долл. США. Наблюдается увеличение объема экспорта в страны Таможенного союза (на 62,7%). Доля обработанных товаров в общем объеме экспорта в страны Таможенного союза выросла с 44,9% до 54,6% (3,2 млрд. долл. США в 2013 году). При этом, за счет увеличения поставок готовых товаров до 1,2 млрд. долл. США в 2 раза, общий объем экспорта обработанных товаров вырос на 10,3% в сравнении с 2010 г. За исключением реэкспорта рост экспорта готовых товаров отечественного производства увеличился до 850 млн.долл. США, т.е. в 1,4 раза. Экспорт обработанных готовых товаров также включает в себя трубы, трубки и профили, грузовой автотранспорт, подшипники, арматуру для трубопроводов, фосфинаты, аккумуляторы, медную проволоку, кондитерские изделия и шоколад, хлопковое волокно, муку и т.д. Наблюдаются положительные тенденции в развитии экспорта транспортных средств, готовых изделий из черных металлов, пластмассы, резины, бумаги, бытовой техники и других товаров. Впервые Казахстан начал экспортировать в страны Таможенного союза произведенные в Казахстане грузовики, экспорт которых вырос с 1,4 млн. долл. США до 14,8 млн. долл. США. •Другим инструментом привлечения инвестиций в экономику страны и улучшения инвестиционного климата является развитие специальных экономических зон. В республике Казахстан созданы и функционируют 10 специальных экономических зон. В рамках Таможенного союза Казахстанская Сторона в 2010 году при подписании соответствующих Соглашений по СЭЗ и свободным складам отстояла возможности применения льгот для предприятий, функционирующих в рамках специальных экономических зон и свободных складов до 2017 года. В соответствии с данными соглашениями до 1 января 2017 года для резидентов (участников) СЭЗ, зарегистрированных до 1 января 2012 г., при выполнении критериев достаточной переработки существует возможность вывоза из СЭЗ на остальную часть таможенной территории Таможенного союза товаров, изготовленных с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. •В целях улучшения инвестиционного климата и выработке новых стимулов для инвесторов, распоряжением Премьер – Министра РК №28-р от 17 марта 2014 года (далее – Распоряжение) создана Рабочая группа по выработке предложений по внедрению нового пакета стимулов для инвесторов и подготовке Комплексного плана мероприятий по привлечению инвестиций. В рамках Комплексного плана предлагаются внесение изменений и дополнений по приоритетным направлениям. В качестве первоочередных мер, предлагается внести изменения в Закон Республики Казахстан "Об инвестициях" в части пересмотра механизма заключения инвестиционных контрактов с инвесторами: 1. Введение дополнительных мер государственной поддержки: – компенсация до 30% капитальных затрат (инвестиционная субсидия) со стороны государства после ввода объекта в эксплуатацию; – освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога на 10 лет; – долгосрочный гарантированный заказ на товары и услуги инвесторов со стороны национальных холдингов, национальных компаний и государственных учреждений. 2. Внедрение принципа "стабильности" законодательства на 10 лет в рамках заключаемых инвестиционных контрактов с инвесторами: – в налоговой сфере (ставки, объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, налоговая база по налогам и другим обязательным платежам в бюджет); – в миграционной сфере; – в экологической сфере (внедрение принципа "статичности" размеров ставок платы за пользование природными ресурсами (плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников, за эмиссии в окружающую среду, за пользование животным миром, за лесные пользования, за использование особо охраняемых природных территорий), установленных Налоговым кодексом Республики Казахстан); – в тарифной сфере (прогнозируемые регулируемые тарифы и цены на долгосрочный период). 3. Внедрение принципа "одного окна" для инвесторов с передачей Комитету по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан функций по координации выдачи разрешительных документов и информации по запросам инвесторов. 4. Субсидирование части затрат на энергоносители и транспортировку по доставке продукции. 5. Предоставление прав инвесторам на привлечение иностранной рабочей силы на весь период реализации инвестиционного проекта и один год после ввода объекта в эксплуатацию, вне квоты и без разрешений на привлечение иностранной рабочей силы. Также предлагается ввести следующие дополнительные меры для улучшения инвестиционного климата: – установление в одностороннем порядке безвизового режима для граждан наиболее развитых стран со сроком пребывания до 90 суток; – предоставление инвесторских виз руководителям структурных подразделений иностранных компаний; – увеличение срока аренды земель сельскохозяйственного назначения для иностранцев, в случае вложения ими инвестиций для ведения товарного сельскохозяйственного производства; – рассмотрение вопроса внедрения института по защите прав инвесторов по принципу "инвестиционного омбудсмена". Все перечисленные факторы и меры, принимаемые Правительством способствовали повышению инвестиционной привлекательности Республики Казахстан. Казахстан признается страной с наиболее успешными реформами по улучшению условий ведения бизнеса. Свидетельством того служат международные рейтинги, которые позволяют объективно оценить законодательство, связанное с регулированием бизнеса: По индексу легкости ведения бизнеса "Doing Business" всемирного банка Казахстан в 2013 году в общем рейтинге занимает 50 место из 185 стран, в том числе по показателю "Защита инвесторов" – 10 место, "Налогообложение" – 17 место, "Регистрация предприятий" – 25 место. В рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности за 2012 год всемирного экономического форума республика Казахстан занимает 51-е место среди 144 государств. В мировом индексе конкурентоспособности 2013 года международного института развития менеджмента страна расположилась на 34 позиции из 60. Всемирный банк также включил Казахстан в список 20 наиболее привлекательных стран мира с точки зрения осуществления инвестиций. |