Азамат Ибраев
В конце года управленческую структуру АО "Самрук-Казына" ждут определенные изменения. Как сообщила в ходе круглого стола "Корпоративное управление и добавленная стоимость", прошедшего в рамках VII Астанинского экономического форума, заместитель председателя правления фонда Елена Бахмутова – осенью на рассмотрение и утверждение правительства будет внесен новый кодекс корпоративного управления. Согласно разработанному плану, в сентябре документ должен быть представлен Совету директоров фонда, а затем пройти все необходимые государственные инстанции для своего окончательного утверждения. – Мы надеемся, что в августе будут проходить дискуссии с привлечением Национального банка, Казахстанской фондовой биржи и любых других частных и государственных компаний и заинтересованных госорганов. Планируем в сентябре вынести на рассмотрение нашего Совета директоров обновленную редакцию кодекса, и надеемся, что наш акционер – правительство примет его в качестве документа, – сообщила Елена Бахмутова. Так же, она уточнила, что кодекс будет пересматриваться с привлечением экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), что позволит сделать его максимально эффективным в дальнейшем использовании. На первый взгляд, может показаться, что речь идет о сугубо технических нюансах, тем более, что в настоящее время в АО "Самрук-Казына" уже действует аналогичный кодекс, утвержденный в 2007 году. Однако, на деле предстоящие нововведения могут позволить не только существенно модернизировать управленческие принципы Фонда национального благосостояния, но и вывести его работу на качественно новый уровень. И чтобы убедиться в этом, пожалуй, стоит немного более подробно рассмотреть, что из себя представляют подобные документы, и какие принципиальные изменения происходят при их практической реализации. Еще в прошлом году, Главой государства была поставлена четкая задача обеспечить вхождение Казахстана в 30-ку наиболее конкурентоспособных стран мира к 2050 году и внедрять стандарты ОЭСР. И соответственно, само корпоративное управление и, что немаловажно, его уровень, могут сыграть важную роль в выполнении данной миссии. Организация экономического сотрудничества была создана еще в 1961 году в целях координации экономической политики стран-участниц и их программ помощи развивающимся странам. Руководящим органом ОЭСР является Совет, сессии которого проводятся на уровне министров стран-участников этой организации. И в свою очередь, при Совете образованы профильные комитеты по вопросам экономической политики, по изучению экономического положения и программ экономического развития, по сельскому хозяйству, по делам международных капиталовложений и многонациональных компаний. Свыше 150 рабочих групп и экспертных комиссий занимаются самым широким спектром экономических и социальных проблем: экономическая политика, конкурентная политика, международные инвестиции и многонациональные корпорации, энергетическая политика, научная и технологическая политика, информационная политика, социальные вопросы, государственное управление. В постоянно действующий Комитет содействия развитию, в настоящее время входят более двадцати государств-членов и Европейская комиссия; статус наблюдателя имеют Всемирный банк и Международный валютный фонд. Есть у организации и собственная рейтинговая шкала. И в частности, еще несколько лет тому назад, ОЭСР повысила рейтинг Казахстана и перевела нашу республику из пятой в четвертую группу рисков. "Повышение рейтинга Республики Казахстан со стороны ОЭСР подтверждает достигнутые Казахстаном успехи в реформировании экономики, позитивные преобразования в различных ее секторах, улучшение инвестиционного климата, а также повышение деловой репутации республики на международной арене", – говорилось в опубликованном в те дни официальном коммюнике. Как видим, масштаб работы этой авторитетной международной организации достаточно объемен и затрагивает практически все формы экономической деятельности включая и разработку наиболее эффективных моделей развития. Ну а среди принятых документов в части организации управления, по мнению большинства экспертов одну из ключевых ролей занимают Основные принципы корпоративного управления, утвержденные на заседании Совета ОЭСР в мае 1999 года. Принципы корпоративного управления ОЭСР носят рекомендательный характер и могут использоваться правительствами в качестве отправного начала для оценки и совершенствования действующего законодательства, а также самими корпорациями для выработки систем корпоративного управления и лучшей практики. В соответствии с принципами структура корпоративного управления компании должна обеспечивать: – защиту прав акционеров; – равное отношение к акционерам; – признание предусмотренных законом прав заинтересованных лиц; – своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации; – эффективный контроль над администрацией со стороны правления (наблюдательного совета), а также подотчетность правления перед акционерами. Таким образом, фактической целью кодекса является создание на основе международных стандартов оптимальной модели корпоративного управления в условиях национального законодательства. – Мы начали правильную работу, полезную, которая обязательно принесет результаты как для деятельности фонда, так и для развития корпоративного управления в Казахстане в целом, – подчеркнула в ходе своего выступления Елена Бахмутова. – Очень важный вывод в том, что мир сейчас меняется, после кризиса произошла переоценка внедрения принципов корпоративного правления. Главное, понимание этих принципов и их внедрение. Мы будем фокусироваться не только на написании хорошего кодекса корпоративного правления, но и будет делать так, чтобы было понятно, кто этот кодекс будет исполнять, контролировать. В новом документе очень много внимания будет уделяться риск-менеджменту, а так же методике антикризисного управления. И, в общем-то, это неудивительно, ведь недавние финансовые кризисы наглядно продемонстрировали государствам всего мира, почему вопросы прозрачности и подотчетности в корпоративном управлении так важны для обеспечения уверенности инвесторов и общей эффективности национальной экономики. Кроме того, как показала мировая практика, модернизация кодекса корпоративного управления позволяет максимально четко сфокусироваться на структурных последствиях финансового кризиса, включая более глобальную культуру риск-менеджмента, вопросов вознаграждения, ответственного и подотчетного менеджмента, и как следствие – обеспечить более эффективное регулирование в целом. А уже это, в свою очередь, приведет к повышению общей эффективности деятельности той или иной структуры. Что же касается непосредственно АО "Самрук-Казына", то Елена Бахмутова особо акцентировала внимание на том, что корпоративное управление, как и любые другие подходы, должно влиять на увеличение долгосрочной стоимости компании, что, кстати, входит в основную задачу Фонда. – Корпоративное управление и любые другие подходы должны влиять на увеличение долгосрочной стоимости. Это наша основная задача. Сейчас в рамках трансформации мы хотим сфокусировать на этом внимание, чтобы и Совет директоров, и менеджмент все свои действия связывал с влиянием на увеличение долгосрочной стоимости компании, а именно возврат от вложенного акционером, в нашем случае государством, капитала, – подчеркнула заместитель председателя правления АО "Самрук-Казына". Немаловажным моментом является и тот факт, что совершенствование корпоративного управления, не потребует больших финансовых поступлений. Безусловно, потребуются определенные затраты, связанные с привлечением групп консультантов и экспертов, иностранных специалистов, но как таковым дополнительным капиталовложением это назвать трудно, да ожидаемый эффект будет несоизмеримо выше. – Мы не ожидаем больших вливаний, – говорит Елена Бахмутова. – Это не финансы, это то, что называется, добавленная стоимость от человеческого капитала. Мы изменяем подходы политики. Естественно это требует изменений в самих людях – в Советах директоров, менеджменте. Те люди, которые не будут разделять нашу политику, будут вынуждены уйти. Разумеется, потребуются административные расходы, связанные с привлечением лучшей международной практики в лице экспертов, иностранных специалистов. Я считаю, что эффект от этих вложений будет выше. Потому что в конечном итоге это все будет выливаться в добавленную экономическую стоимость. Мы переходим к оценке своих результатов от просто бухгалтерских результатов за один конкретный год от прибыли, к оценке по экономическим параметрам, экономическая добавленная стоимость и экономическая стоимость. Вот, собственно, ради чего мы это делаем. Сейчас рабочие группы по разработке новой редакции кодекса уже приступают с скоординированной деятельности, и, как говорилось выше, после проведения всех консультаций проект должен быть готов уже к августу этого года. И от того, насколько он окажется эффективным, во многом будет зависать и качество работы Фонда национального благосостояния в будущем. А значит, к делу предстоит подойти со всей возможной ответственностью. |