Fitch Ratings-Лондон-03 июня 2014 г.
Fitch Ratings отмечает, что ситуация с расчисткой "плохих" долгов у казахстанских банков по-прежнему является неопределенной, несмотря на планы центрального банка снизить высокий уровень проблемных кредитов. В то же время реальное улучшение качества активов может быть умеренно позитивным для рейтингов банков, если они не понесут дополнительных крупных потерь при передаче кредитов в Фонд проблемных кредитов центрального банка или их списании. Несмотря на предлагаемую рекапитализацию Фонда проблемных кредитов с 5 млрд. тенге до 250 млрд. тенге (1,4 млрд. долл.) и изменения его инвестиционной политики, которые позволят фонду выкупать долг, связанный со строительством (основная часть проблемных кредитов в секторе), перспективы улучшения ситуации для банков остаются неопределенными. Вместе с тем планируемые изменения могут повысить значимость фонда, основанного в начале 2012 года, вследствие расширения его возможностей по приобретению у банков портфелей "плохих" долгов, увеличения финансирования и изменения инвестиционной политики. Размер Фонда проблемных кредитов остается небольшим в сравнении с проблемными кредитами банков, даже с учетом существенного увеличения его размера. По данным центрального банка, неработающие кредиты составляли около одной трети кредитных портфелей казахстанских банков по состоянию на конец 1 кв. 2014 г. Вместе с тем резервирование по этим кредитам существенно возросло. По нашим оценкам, пяти наиболее затронутым банкам будет необходимо передать чистые неработающие кредиты на сумму 841 млрд. тенге, чтобы обеспечить снижение неработающих кредитов до уровня 10% кредитного портфеля, который планируется центральным банком на конец 2015 г. (более подробная информация представлена в отчете по ссылке). Эта оценка более чем в три раза превышает запланированный объем Фонда проблемных кредитов, поэтому фонд может лишь частично смягчить проблемы с качеством активов у банков. Перспективы увеличения размера фонда в будущем за счет новых взносов капитала от государства или выпусков публичного долга, как и потенциальное наличие гарантий по такому долгу от государства остаются неопределенными. Наши оценки не учитывают валовые проблемные кредиты на сумму 466 млрд. тенге (данных о размере резервов нет) у Альянс Банка ("RD" (ограниченный дефолт)) и Темiрбанка (не имеет рейтинга), поскольку эти банки могут существенно увеличить уровни резервирования в результате текущей реструктуризации долга у Альянс Банка и потенциального будущего слияния этих двух банков. Прочие казахстанские банки с показателями неработающих кредитов выше 10% либо являются небольшими, либо имеют главным образом портфели неработающих потребительских кредитов, которые могут не отвечать необходимым условиям для их покупки фондом. Преимущества для банков от передачи кредитов фонду будут зависеть от механизма передачи, в особенности от цены. Способность крупных казахстанских банков абсорбировать дальнейшие отчисления в резервы на потери по кредитам и списания является ограниченной ввиду высокой доли реструктурированных кредитов, которые могут потребовать дополнительных резервов. Генерирование прибыли и показатели капитализации могут быть ослаблены в случае существенных убытков при передаче неработающих кредитов. Процесс "надлежащей проверки" может быть продолжительным и задержать быструю передачу плохих долгов. Способность пруденциального норматива, ограничивающего объем неработающих кредитов, повлиять на кредитоспособность казахстанских банков будет зависеть от того, в какой мере банки реально сократят риски, связанные с качеством активов. Данный норматив будет рассчитываться на основе неконсолидированных балансов, в то время как банки смогут передавать неработающие кредиты дочерним спецюрлицам, что позволит им соблюдать целевое ограничение неработающих кредитов в 10% кредитного портфеля. Такие "косметические" изменения, по нашему мнению, не приведут к уменьшению рисков. Банки также могут снизить неработающие кредиты в отчетности за счет списаний, но такой способ, вероятно, приведет к убыткам, что еще более ухудшит коэффициенты капитализации. Снижение лимита неработающих активов с действующих с февраля 15% и введение санкций в виде ограничения доступа к государственному фондированию, увольнения менеджмента и потенциального отзыва лицензии у банка в случае несоблюдения требований свидетельствует об ужесточении позиции властей по проблеме высокого уровня неработающих кредитов. Вместе с тем остается неясным, насколько строго власти будут требовать соблюдения банками новых лимитов ввиду тех сложностей, которые могут возникнуть у банков, и мягкого отношения регулятора к банкам, не соблюдающим лимиты, установленные в прошлом. |