NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (апрель 2019)








Поиск  
Вторник 18.06.2019 02:13 ast
23:13 msk

Прогноз по рейтингам Республики Казахстан пересмотрен на "Негативный" в связи со снижением темпов роста показателя ВВП на душу населения; рейтинг подтвержден на уровне "ВВВ+"
Пересмотр прогноза по рейтингам отражает нашу точку зрения относительно ухудшения ситуации в монетарной сфере и ослабления соответствующего механизма денежной трансмиссии
17.06.2014 / экономика

standardandpoors.com, 13 июня

РЕЙТИНГОВОЕ ДЕЙСТВИЕ
13 июня 2014 г. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's пересмотрела прогноз по суверенным рейтингам Республики Казахстан со "Стабильного" на "Негативный".
В то же время мы подтвердили долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Казахстана по обязательствам в иностранной и национальной валюте – на уровне "ВВВ+/А-2".

ОБОСНОВАНИЕ
Пересмотр прогноза по рейтингам Казахстана отражает нашу точку зрения относительно ухудшения ситуации в монетарной сфере и ослабления соответствующего механизма денежной трансмиссии. Это привело к волатильности денежно-кредитного рынка, дефициту ликвидности в национальной валюте (тенге), в то время как политика в отношении обменного курса ужесточилась. Решение национализировать 11 частных пенсионных фондов в целях создания единого пенсионного фонда, который будет находиться под управлением Национального банка Республики Казахстан (НБК) и инвестиционную стратегию которого еще только предстоит детализировать, уже сдерживает развитие рынка капитала, о чем свидетельствует меньший объем торгов на внутреннем рынке ценных бумаг. Это еще больше ограничивает перспективы привлечения долгосрочного финансирования в национальной валюте, а также рост частного сектора в условиях экономики, все более доминирующую роль в которой играет государство. Пересмотр прогноза также обусловлен нашим мнением о рисках, негативно влияющих на наш прогноз роста ВВП страны на душу населения, который ранее рассчитывался на основании ожидаемого увеличения добычи нефти. Мы отмечаем неопределенность относительно возобновления добычи на Кашаганском месторождении.
Позитивное влияние на рейтинги Республики Казахстан оказывают значительные запасы природных ресурсов, что обусловливает высокие бюджетные профициты, позицию правительства как нетто-кредитора, а также усиление позиций страны как внешнего нетто-кредитора. Уровень рейтингов по-прежнему сдерживается ограниченной, по нашему мнению, эффективностью институциональной системы и управления, что обусловлено высокой степенью централизации политических процессов и сохраняющейся неопределенностью в вопросе о будущем преемнике действующего президента. Уровень рейтингов также ограничен вследствие умеренного уровня развития экономики (по оценкам, ВВП на душу населения в 2014 г. составит менее 13 000 долл.), ограниченной гибкости монетарной политики и высокой зависимости экономики от нефтяного сектора.
Мы ожидаем, что прирост реального ВВП в 2014 г. замедлится до 4,5%, что будет обусловлено главным образом меньшим объемом нефтедобычи, относительно стабильными ценами на нефть, а также ситуацией в регионе, в том числе замедлением российской экономики. Рост будет поддерживаться запланированным правительством выделением 1 трлн тенге (5,5 млрд долл., или 2,5% ВВП) из нефтяных активов в 2014-2015 гг. Через институты развития эти средства будут направлены на поддержку промышленного сектора и предприятий малого и среднего бизнеса в рамках государственной Стратегии "Казахстан-2050".
Экономика Казахстана подвержена внешним стрессовым ситуациям, и заметен лишь небольшой прогресс в достижении устойчивого роста ненефтяных отраслей. Принимая во внимание зависимость экономики Казахстана от сырьевых товаров, особенно нефти и газа, мы ожидаем, что более существенный вклад в экономический рост обеспечит Кашаганское месторождение, когда добыча нефти на нем будет возобновлена. На первом этапе эксплуатации это месторождение должно обеспечить увеличение объема нефтедобычи в стране на 20%. Вместе с тем существует высокая неопределенность относительно того, когда будет возобновлена добыча на этом месторождении, так как должна быть заменена вся нефтепроводная система. Мы не ожидаем значительных объемов нефтедобычи до 2017 г. В результате, мы не прогнозируем того, что показатель ВВП Казахстана на душу населения превысит показатели стран с аналогичным уровнем доходов, как это произошло в прошлое десятилетие главным образом на фоне улучшения условий торговли.
С нашей точки зрения, эффективность монетарной политики и доверие к осуществляющему ее финансовому руководству ослабели. Мы считаем, что 19%-ная девальвация тенге, проведенная НБК в феврале 2014 г., не была соответствующим образом разъяснена рынку. Более того, жесткое управление обменным курсом без четкой коммуникации решений в отношении валютного курса и процентных ставок ослабляет механизм денежной трансмиссии и не позволяет решить проблему дефицита ликвидности и в целом недостаточного долгосрочного финансирования в национальной валюте.
В отличие от девальвации 2009 г. банковский сектор значительно меньше зависит от внешнего фондирования: банки являются нетто-кредиторами в результате снижения внешней задолженности и реструктуризации обязательств начиная с 2011 г., хотя их балансы все еще будут испытывать некоторое давление. Тем не менее вслед за девальвацией увеличилась долларизация кредитов – с 30% до 35% в конце апреля, в то время как долларизация депозитов возросла с 37% до 46%. Несмотря на то, что рыночные процентные ставки упали после девальвации в результате предложения НБК десятилетних валютных своп-операций, ситуация с ликвидностью в национальной валюте остается напряженной. Неожиданная девальвация, последовавший за ней рост долларизации и временный отток депозитов из трех банков негативно повлияли на доверие к проводимой монетарной политике. Отток депозитов был отчасти обусловлен сомнениями вкладчиков относительно того, будет ли НБК в конечном счете обеспечивать поддержку ликвидности, что в одном случае он сделал незамедлительно через коммерческий банк. Несмотря на введенный государственный контроль за ценами, последовавший за девальвацией, мы ожидаем всплеска инфляции в связи с растущими ценами на импорт.
Национализация и консолидация активов пенсионных фондов в едином пенсионном фонде под управлением НБК вынудила наиболее активную группу инвесторов на рынке капитала с объемом активов около 20 млрд долл. практически бездействовать почти год. Слияние, объявленное в прошлом году, завершилось созданием единого пенсионного фонда, однако его стратегия еще детально не разработана. Объединение и недостаточно продуманная инвестиционная стратегия единого фонда, по всей вероятности, окажут негативное влияние на уровень конкуренции на рынке, учитывая значительный размер единственного инвестора, и уже сказались на развитии рынка капитала.
Мы не ожидаем, что девальвация окажет значительное влияние на конкурентоспособность и счет текущих операций. Мы полагаем, что объемы импорта существенно сократятся после девальвации, однако увеличение доходов экспортеров ресурсодобывающих отраслей будет компенсироваться давлением на внешний спрос вследствие замедления экономического роста в России и Китае (10% и 20% экспорта соответственно) и снижения темпов роста нефтедобычи в Казахстане.
Узкая чистая позиция страны как внешнего кредитора остается сильной: по нашим оценкам, увеличение внешних активов по отношению к обязательствам составит до 38% поступлений по счету текущих операций (СТО) в 2014 г. Позиция Казахстана как внешнего кредитора определяется главным образом политикой сбережения дополнительных доходов от нефтедобычи в Национальном фонде Республики Казахстан (НФРК, национальный нефтяной фонд), который контролирует управление государственными доходами от нефти. По состоянию на конец апреля 2014 г. средства НФРК составляли 73,6 млрд долл. Тем не менее потребности во внешнем финансировании (брутто) возросли с уровня ниже 100% поступлений по СТО плюс доступные резервы в 2011 г. до 111% (оценка) в 2014 г. вследствие усиления давления на поступления по СТО и доступные резервы. В то время как банковский сектор продолжает сокращать объемы долга, внешняя задолженность частного сектора, большая часть которой относится к организациям, связанным с государством, увеличилась с 25% поступлений по СТО в 2011 г. до 35% в 2013 г., и мы ожидаем, что эта тенденция сохранится, учитывая политику квазифискального расходования средств и привлечения долговых обязательств, поддерживаемую правительством.
Правительство ежегодно перечисляет ограниченную сумму в бюджет из НФРК и обеспечивает высокий профицит консолидированного бюджета. Тем не менее значительные объемы фискальных операций осуществляются через внебюджетное финансирование с помощью квазисуверенных институтов.
Процесс принятия политических решений в Казахстане в значительной степени централизован и, с нашей точки зрения, институциональная среда и управление остаются слабыми. В частности, институциональные риски по-прежнему высоки, учитывая недостаточную прозрачность и ясность относительно будущего процесса передачи президентской власти и соответствующих изменений политики.

ПРОГНОЗ
Прогноз "Негативный" отражает нашу точку зрения относительно того, что с вероятностью один к трем рейтинги Казахстана будут понижены в течение двух лет, если мы не отметим существенного улучшения перспектив роста показателя ВВП на душу населения. Темпы роста могут быть ниже ожидаемых нами ранее, например, как в связи с продолжительными задержками в возобновлении добычи на Кашаганском месторождении, так и отсутствием реформ структурного характера, необходимых для поддержания долгосрочного и устойчивого роста. Рейтинги могут быть понижены и в случае, если ограничения эффективности монетарной политики, отчасти обусловленные национализацией пенсионных фондов, а также жесткая политика в отношении обменного курса приведут к необходимости значительных интервенций НБК на валютном рынке в результате снижения доверия к финансовой системе. Мы можем пересмотреть прогноз на "Стабильный", если увидим позитивные изменения в функционировании рынков капитала и ситуации с ликвидностью. Кроме того, позитивное влияние на рейтинги могут оказать проведение структурных реформ, а также усиление мер по диверсификации экономики.

ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Таблица 1

Республика Казахстан: некоторые экономические и финансовые показатели
 2007200820092010201120122013(о)2014(п)2015(п)2016(п)2017(п)
Номинальный ВВП, млрд долл.105133115148188204224215231254286
ВВП на душу населения, долл. США6 7718 5147 1659 07111 35812 12013 04212 33213 07514 23715 800
Прирост реального ВВП,%8,93,31,27,37,55,05,94,54,55,06,0
Прирост реального ВВП на душу населения,%7,72,0(1,4)5,86,03,53,33,23,23,74,7
Изменение долга расширенного правительства,% ВВП0,91,94,72,92,03,12,42,72,62,31,4
Баланс бюджета расширенного правительства,% ВВП4,71,1(1,4)1,45,94,55,03,62,62,53,0
Долг расширенного правительства,% ВВП4,55,69,910,710,412,513,514,615,916,716,2
Чистый долг расширенного правительства,% ВВП(11,3)(15,3)(18,9)(17,4)(20,2)(24,5)(28,3)(31,4)(30,2)(28,9)(27,7)
Процентные расходы расширенного правительства,% доходов0,91,31,81,81,61,61,92,12,52,82,8
Обязательства частного сектора перед банками,% ВВП61,352,053,244,640,440,941,039,641,543,344,3
Рост индекса потребительских цен,%10,817,27,37,18,35,15,810,06,06,06,0
Cовокупные потребности во внешнем финансировании / (поступления по СТО + доступные резервы),%115,3104,6119,2102,093,599,4104,0111,4113,0114,0111,7
Баланс счета текущих операций,% ВВП(8,0)4,7(3,6)0,95,40,5(0,1)0,10,30,41,5
Баланс счета текущих операций,% поступлений по СТО(14,8)7,7(7,9)2,010,81,1(0,1)0,20,91,34,3
"Узкий" чистый внешний долг,% поступлений по СТО18,3(0,0)(8,6)(13,3)(29,1)(35,4)(34,1)(38,1)(40,4)(41,1)(41,3)
Чистые внешние обязательства,% поступлений по СТО79,748,982,250,834,935,037,247,551,354,247,6


Финансовые институты (кроме Центрального банка), обязательства которых включены в определение денежной массы страны. Совокупные потребности во внешнем финансировании определяются как отток средств по счету текущих операций плюс непогашенный краткосрочный долг на конец предыдущего года плюс депозиты нерезидентов на конец предыдущего года плюс долгосрочный внешний долг сроком погашения в течение года. "Узкий" чистый внешний долг определяется как совокупные заимствования в иностранной и национальной валютах государственного и частного секторов у нерезидентов минус международные резервы минус ликвидные внешние активы государственного сектора, а также депозиты финансовых институтов в иностранных банках и кредиты, выданные нерезидентам, или инвестиции в компании-нерезиденты. Если показатель отрицательный – значит, страна является внешним нетто-кредитором. СТО – счет текущих операций. о – оценка. п – прогноз. Приведенные выше данные и коэффициенты представляют собой результат собственных расчетов аналитиков S&P на основании данных национальных и международных источников и отражают независимое мнение аналитиков S&P относительно своевременности, охвата, точности, надежности и применимости имеющейся информации.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Результатом пенсионной реформы будет более активное участие населения в накопительной системе 30.06.2014
Мораторий на проверки субъектов малого и среднего бизнеса не снимает ответственности с предпринимателей за качество ГСМ 30.06.2014
Совет Директоров АО "Самрук-Казына" рассмотрел отчет о финансовой деятельности за 2013 год 30.06.2014
В АЗК проведено 9-е заседание Правления 27.06.2014
В Карагандинской области застопорились 3 проекта Карты индустриализации 27.06.2014
Расширяя горизонты 27.06.2014
Росатом и Казатомпром подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве 27.06.2014
Павлодарский нефтехимический завод остановлен на ремонт 27.06.2014
Дан старт "второй волне приватизации" 26.06.2014
Миннефти и газа планирует провести геолого-разведывательные работы залежей метана 26.06.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.06.19 Вторник
80. БОЛСАМБЕКОВ Умурзак
79. ГАРКУША Виталий
74. САРГУЖИН Мурат
64. НУРТАЙ Раушан
62. КАЛИМОЛДАЕВ Максат
61. РАХИМЖАНОВА Майра
58. ИСПУЛЛАЕВ Акын
55. СМАГУЛОВ Болат
50. ПЕТРОВ Константин
48. ОРЫНБАСАРОВ Бекбол
46. САРКЕЕВ Бахытжан
43. ДОСТИЯРОВ Аскар
41. СТРАТУЛАТ Инна
...>>>
19.06.19 Среда
76. ПИТАЛЕНКО Леонид
70. ОРАЗОВА Сапура
69. УМБЕТОВ Серик
67. ДЖИЕМБАЕВ Кайрат
67. МАМБЕТОВ Рысбек
63. СЫРОЕЖКИН Константин
60. ОВСЯННИКОВ Вадим
59. АБУОВ Айдар
56. САПАРГАЛИЕВ Манарбек
55. БУРАНБАЕВА Айгуль
54. МАМИЕВ Мухит
53. КАМЗАБЕКУЛЫ Дихан
48. ДЖАНГИЛЬДИН Алиби
48. ДЮСЕМБИНОВ Берик
46. БАЙМУКАНОВ Сыздык
...>>>
20.06.19 Четверг
81. ЧЕРНЫШЕВ Владимир
74. АХАЕВ Кенесхан
71. ИМАНДОСОВ Самурат
71. КОНАС Насипкали
68. ШИДЕНОВ Галыхаир
67. АЛИЕВ Жуматай
67. ПИРМАТОВ Эшмурат
63. МУКАШЕВ Рахмет
60. АБДАЛИ Дамеш
60. МАХМЕТОВ Сабыржан
58. БИГАРОВА Сауле
58. ШАЙМЕРДЕН Сайын
57. ЗЕЙНУЛЛИН Талгат
56. ПАРИТОВ Бекет
55. АМИРЖАНОВ Рахимбек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz