Тимур Казиев, "Тумба", 5 августа
Ситуация на топливном рынке республики остается напряженной, информацию об этом распространили на ряде казахстанских сайтов. На пресс-конференции посвященной данной тематике председатель правления Казахстанской топливной ассоциации Болат Ауетаев, заявил, что владельцы АЗС реально ощущают дефицит топлива. Поэтому, вынуждены ограничить отпуск ГСМ в одни руки либо полностью переходят на талонную систему обслуживания. Дефицит топлива в стране стал ощущаться еще в июле месяце. На брифинге эксперт топливной ассоциации Сергей Смирнов, сообщил, что состояние рынка не внушает оптимизма. Устаревшие отечественные заводы попросту престали удовлетворять потребности внутреннего рынка в высокооктановом топливе. Сообщается, что по республике в январе и феврале месяцах объемы поставок бензина на внутренний рынок упали на 20 процентов меньше, чем за аналогичный период 2013 года. А уже в марте-апреле-мае поставки были в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года, ситуация обострилась в прошлом месяце. А как обстоят дела с бензином у нас? Мы попросили прокомментировать ситуацию с обеспечением ГСМ руководителя управления предпринимательства и торговли Мангистауской области Улыкбанова Бакыта. – У нас ежемесячно утверждается план поставок ГСМ, где определяются операторы поставок в нашу область, их объемы. В принципе объемы поставок бензина в августе остались на уровне прошлого месяца. Так, эти объемы составляют, бензин марки АИ-92-93 – 1561 тонна, марки АИ-80 – 2830 тонны, дизельного топлива – 6490 тонн. Такие квоты поставок устанавливаются для каждой области по отдельности. Предельные цены на ГСМ пока что остаются на прежнем уровне. Бензин марки АИ-80 стоит 89 тенге, бензин марки АИ-92-93 не более 115 тенге и дизтоплива – 115 тенге. Эти ресурсы распределяются по всем АЗС области. Хочу отметить, что сейчас вышел приказ Министерства нефти и газа РК о снятии запрета на ввоз импортного бензина на территорию Казахстана. Так что все предприниматели занимающиеся поставкой ГСМ в нашу область, имеют право свободно завозить импортный бензин, например с России. До выхода в свет этого приказа был запрет на импортный бензин. Никакого ажиотажа на ГСМ быть не должно, – сказал он. Тема обеспечения бензином и в целом ГСМ, который год не сходит с газетных полос и с информационных сообщений казахстанских сайтов. Регулярно, с периодичностью раз в два года, она обязательно муссируется, и в концовке встает ребром. Технологическая отсталость отечественных нефтеперерабатывающих заводов, наличие целого рода игроков, имеющие свои спекулятивные интересы на внутреннем рынке поставок ГСМ, только подливают в масло в огонь. Парадокс в том, что страну добывающую нефть, постоянно лихорадит с нефтепродуктами. Манипуляция с ценами и создание искусственного ажиотажа только на руку бензиновым королям. Пока нефтеперерабатывающие заводы республики не до конца модернизированы, а государство не обяжет нефтяные компании в обязательном порядке отгружать достаточное количество нефти на переработку для полного обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами, до тех пор мы будем свидетелями ажиотажей, информационных атак, ценовых скачков и манипуляции с ценами. А может сейчас кто-то выгодно лоббирует, чтобы на внутренний рынок в огромных объемах зашел более дорогой бензин из ближнего зарубежья с целью быстрой и выгодной наживы? |