АСТАНА. КАЗИНФОРМ, 21 августа
21 августа 2014 года состоялся брифинг с участием первого заместителя генерального директора АО "КазМунайГаз – ПМ" Ерболата Кожабаева, заместителя генерального директора по маркетингу АО "КазМунайГаз – ПМ" Ерлана Койбагарова касательно текущей ситуации на розничном рынке ГСМ. Об этом сообщает пресс-служба АО "КазМунайГаз – переработка и маркетинг". Как известно, на сегодня в РК действуют 3 основных НПЗ, которые суммарно ежегодно производят порядка 1,9 млн тонн автобензина марки АИ-92 и 4 млн тонн дизельного топлива. Ежегодное потребление автобензина марки АИ-92 составляет порядка 2,8 млн тонн и дизельного топлива – порядка 4,6 млн тонн. Исторически дефицит между производством и потреблением покрывался за счет поставок нефтепродуктов из РФ. Между РФ и РК ежегодно подписывается индикативный баланс, который устанавливает объем топлива, импортируемый Казахстаном из России беспошлинно. Все, что будет завезено свыше, будет облагаться экспортной пошлиной в России. С целью недопущения превышения индикативного баланса нефтепродуктов в 2014 году, единым оператором по поставке нефтепродуктов из РФ с июня т.г. было определено ТОО "ҚазМұнайГаз Өнімдері" (далее – КМГО). Индикативный баланс нефтепродуктов на 2014 год составляет 470 тыс. тонн дизельного топлива и 670,8 тыс. тонн АИ-92, но уже к маю т.г. вместо запланированных 263,8 тыс. тонн в Казахстан было ввезено 306,8 тыс. тонн АИ-92. Без ограничений со стороны государства это привело бы к тому, что уже осенью казахстанцы вынуждены были бы платить за бензин по цене с учетом пошлины. В конце июля т.г. запрет на импорт из РФ был снят в связи с текущей рыночной ситуацией. Вместе с тем, с июня т.г. произошло резкое удорожание нефтепродуктов в РФ. В указанный период ФАС РФ были введены ограничения на экспорт бензинов, с целью недопущения возникновения дефицита на внутреннем рынке РФ в связи с аварией на Ачинском НПЗ (единственный завод в Красноярском крае) и других факторов. Т.е. сложилась ситуация, при которой частным участникам рынка стало экономически неэффективно покупать российские нефтепродукты с учетом текущих розничных цен на АИ-92 и дизельное топливо в РК. "Несмотря на возможный отрицательный экономический эффект, с целью насыщения внутреннего рынка КМГО в июне-июле т.г. ввезло в РК 27,3 тыс.тонн АИ-92 и 40 тыс.тонн дизельного топлива. Все те заявки, которые были направлены в КМГО в письменном виде и были оплачены организациями, уполномоченными акиматами, были удовлетворены на 100%", – отметил заместитель генерального директора по маркетингу АО "КазМунайГаз – ПМ" Ерлан Койбагаров. Для стабилизации ситуации на внутреннем рынке КМГО продолжает контрактовать объемы с российскими компаниями в убыток. Так, в августе т.г. планируется завезти порядка 10 тыс. тонн АИ-92 и 19 тыс. тонн дизельного топлива. При этом запасы АИ-92 на нефтебазах и НПЗ РК достаточны для обеспечения потребностей регионов в течение 9-10 дней. Учитывая, что ежесуточная отгрузка бензина АИ-92 с НПЗ РК составляет 5,5-5,8 тыс. тонн, кризиса на розничном рынке ГСМ в Казахстане не ожидается. "Что касается розничной реализации, на сегодняшний день сеть АЗС "КазМунайГаз" не вводит ограничений на розничную реализацию нефтепродуктов в регионах. В условиях введенных ограничений на АЗС других участников рынка наблюдается резкое увеличение реализации нефтепродуктов на АЗС КМГ. Так, продажи АИ-92 на АЗС КМГ в июле по сравнению с июнем выросли на 15%, а в августе по отношению к июню этот показатель увеличился до 27%", – добавил Е.Койбагаров. Дополнительно КМГ совместно с Министерством энергетики РК для насыщения внутреннего рынка страны, в условиях экономической неэффективности импортных поставок нефтепродуктов, прорабатывают возможность увеличения переработки нефти на НПЗ РК в сентябре 2014 года на 90-100 тыс. тонн. |